Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Литература второй половины XIХ века
Николай Васильевич Гоголь
Н. В. Гоголь. Мёртвые души поэма о величии России и народа. Пафос и роль лирических отступлений

    Цели: продолжить знакомство учащихся с содержанием поэмы «Мёртвые души»; раскрыть пафос поэмы; показать роль лирических отступлений; доказать, что «Мёртвые души» — поэма о величии России; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

    Оборудование: таблица, текст поэмы «Мёртвые души», иллюстративный материал по теме урока, фрагменты кинофильма «Мёртвые души» (реж. М. А. Швейцер).

    Тип урока: урок — анализ художественного произведения.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают сюжет и содержание поэмы, оценку поэмы современниками, теоретико-литературные понятия (лирические отступления); понимают авторский замысел и его эволюцию, роль лирических отступлений в поэме, символический смысл образов дороги, птицы-тройки, способы выражения позиции и нравственных идеалов автора; умеют определять тему и идею лирических отступлений, анализировать текст.

Я живу весь... в своём народе и земле, которые носятся неразлучно со мною, и всё, что там ни есть и заключено, ближе и ближе становится душе моей.

Н. В. Гоголь

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

    1. Беседа «Вспоминая прочитанное...»

    • Охарактеризуйте отношение Н. В. Гоголя к самодержавно-крепостнической России. Как отразилась общественная позиция писателя в замысле поэмы «Мёртвые души»?

    • Объясните смысл названия поэмы «Мёртвые души».

    • Раскройте смысл понятия «маниловщина». Ушло ли оно в прошлое вместе с эпохой, о которой рассказывал Гоголь?

    • Кто из персонажей поэмы, по-вашему, ближе всего по духу Чичикову: Манилов, Коробочка, Собакевич, Плюшкин?

    • Почему именно Плюшкин завершает галерею помещичьих типов, изображённых Гоголем?

    • Какое идейное значение имеет в поэме «Повесть о капитане Копейкине»?

    • Фамилия героя «Повести...», которую рассказывает чиновникам почтмейстер, взята Гоголем из народных песен о волжском разбойнике Копейкине. Чем вы это объясните?

    2. Литературная викторина «Узнай героя»

    1) «Это был среднего роста, очень недурно сложённый молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

    2) «…Умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек».

    3) «...Маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из тёмных нор острые морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух».

    4) Он из людей, «известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан...».

    5) «Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке... самый крепкий и на диво стаченный образ...»

    6) Такой человек «как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных, как день, всё отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены».

Ключ: 1) Ноздрёв; 2) Чичиков; 3) Плюшкин; 4) Манилов; 5) Собакевич; 6) Коробочка.

    3. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. С того момента как бричка Чичикова тихо вкатилась в губернский город NN, и до того, как этот «приобретатель» поспешно уезжает из города, проходит немного времени, но читатель успевает не только познакомиться с удивительным разнообразием помещиков и чиновников, но и увидеть образ целой страны, понять «несметное богатство русского духа».

Россия встаёт перед нами во всём своём величии. Не та Россия, где чиновники берут взятки, помещики проматывают имения, крестьяне пьянствуют, где плохие дороги и гостиницы. Вернее, сквозь эту Россию писатель видит иную Русь, «птицу-тройку».

В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В её неукротимом движении писатель видит великое предназначение России — духовное воскресение человечества.

Образ Руси и крестьян в поэме — это единственные «живые» персонажи, которые, находясь в заточении «мёртвых душ», всё же смогли устоять и продолжить свою борьбу за существование и за свободу. Торжество свободной Руси автор планировал более подробно описать во втором томе своего произведения, которому, к сожалению, так и не судилось увидеть мир. (Обращение к эпиграфу урока.)

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя (с элементами беседы) (Учащиеся составляют тезисы.)

— В повести о капитане Копейкине прямо выражена мысль об управляющей роли столицы в создании атмосферы страха, обстановки беззакония и бесчеловечности. Поэтому цензура запретила публикацию этих страниц. Для понимания социальной позиции Гоголя важно то, что писатель очень активно стремился сохранить в тексте книги эту повесть, не имеющую прямого отношения к сюжету. Измученный бедствиями, голодом, возмущенный равнодушием начальства, инвалид — герой Отечественной войны 1812 г. капитан Копейкин становится атаманом «шайки разбойников», действующей в рязанских лесах. И Гоголь ещё добавляет, что вся эта деятельность взбунтовавшегося офицера достойна специального большого рассказа: «…тут-то и начинается, можно сказать, нить, завязка романа». История капитана Копейкина делает ещё грандиознее и без того колоссальную художественную мысль «Мёртвых душ», охватившую «всю Русь».

Но есть и ещё одна сторона содержания поэмы. Предпринимательство «нового» человека, Чичикова, анекдотичность помещичьей жизни, мёртвый губернский город, несмотря на существование в нём «дам приятных во всех отношениях», бессердечность столицы, бунт Копейкина — всё освещено светлой мыслью о великом предназначении России. А. И. Герцен говорил, что за мёртвыми душами видны «души живые». Это надо понимать широко. Разумеется, и бегло упоминаемые умершие крестьяне, талантливые русские люди-труженики, и сам образ автора с его печальным и горьким смехом и сатирическим гневом — «живая душа» удивительной книги.

Но это и прямой гимн будущему России. «Русь, куда же несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится разорванный ветром в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства», — таким мажорным аккордом заканчивается первый том этой великой и печальной книги, аккордом, оправдывающим её жанр — «поэма».

Всё в поэме ведёт к созданию целостного образа России, который складывается из четырёх аспектов:

    а) материального (быт России);

    б) духовного (идея России отражается в обширном пространстве);

    в) современного (план путешествия Чичикова);

    г) исторического, которое переходит в вечное (символичный финал).

    • Почему же в отступлении о Родине Н. В. Гоголь использует обращение «Русь»?

    • Как выражается вера в великое предназначение Родины? (Перед «птицей- тройкой», олицетворяющей Русь, расступаются другие народы, но современная писателю действительность — доказательство отхода от великой миссии. Бескрайние просторы — это отражение предвечного замысла, поэтому-то бытие Руси наполнено смыслом.)

    2. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемных вопросов (работа в парах).

    • Некоторые критики — современники Н. В. Гоголя упрекали его в том, что в «Мёртвых душах» он смеялся над русским народом. Докажите несправедливость этого упрёка.

    • Вспомните, как изобразил Н. В. Гоголь простых людей в повести «Тарас Бульба». В чём причина различия в изображении народа в этой повести и в «Мёртвых душах»?

    • Какие черты русского народа раскрыл Н. В. Гоголь в главе седьмой поэмы, рассказывая, как Чичиков «задумался» над реестром купленных мёртвых душ?

    • П. А. Вяземский высказал о творчестве Гоголя такую мысль, повторённую позднее В. В. Набоковым: «Его произведения — это феномен языка, а не идей». Поспорьте или согласитесь с этим утверждением. Обоснуйте своё мнение.

    3. «Практикум начинающего литературоведа»: аналитическая работа с текстом поэмы «Мёртвые души» (в парах)

    • Каковы темы авторских отступлений в поэме? Проанализируйте:

    а) отступление в главе третьей, посвящённое тонкостям обращения («Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения»);

    б) отступление в главе седьмой, посвящённое двум типам писателей («Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных...»).

     4. Коллективная работа над составлением таблицы: «Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя “Мёртвые души”» (запись на доске и в тетрадях)

Учитель. Мысли и чувства автора об идеальной России выражаются в лирических отступлениях, наполненных чувством глубокого патриотизма и любви к Родине и чувством ненависти к несправедливости. В лирических отступлениях мысль писателя уходит далеко от событий жизни главного героя и охватывает весь предмет изображения, «всю Русь» и даже выходит на общечеловеческий уровень. Мысли автора о высоком предназначении человека, о судьбе Родины и народа контрастно противопоставлены мрачным картинам русской жизни.

Лирические отступления, разбросанные по всей поэме, органически вплетаются в повествование и звучат как крик боли, негодования и восторга. Они затрагивают актуальные для всех времён вопросы и усиливают впечатление от изображаемых картин. В отступлениях читатель знакомится с лицами, которые не действуют непосредственно в поэме. Это господа «толстые» и «тонкие», господа «большой руки» и «средней руки», правитель канцелярии Иван Петрович, разбитные малые, пьяницы и скандалисты и прочие. Эти эпизодические лица нарисованы автором двумя-тремя штрихами, но играют большую роль. Они никогда не встречаются с главным героем — Чичиковым, но помогают автору в создании образа единой Руси. Повествование поэмы не раз прерывают приподнято-лирические дорожные зарисовки, задушевные разговоры с читателем.

Лирические отступления в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Глава

Лирические отступления и вставные эпизоды

Первая

Рассуждение о толстых и тонких

Вторая

Рассуждение о двух типах характеров

Третья

Рассуждение об «оттенках и тонкостях обращения»

Четвёртая

Мысль о живучести ноздрёвых

Пятая

Размышление Чичикова о «славной бабёшке». Думы автора о метком русском слове и «бойком русском уме»

Шестая

Воспоминания автора о юности. Размышление о человеке («И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек.»)

Седьмая

О двух писателях. О крестьянах, купленных Чичиковым

Восьмая

О силе власти исправника

Девятая

О бунте крестьян селения Вшивая-спесь

Десятая

Повесть о капитане Копейкине

Одиннадцатая

«Русь! Русь! ...» Дорога. Рассказ о Кифе Мокиевиче и его сыне. Рассуждение о добродетельном герое и герое-подлеце. Тройка

Коллективный вывод. Лирические отступления отражают высокое чувство патриотизма автора. Глубокой любовью овеян образ России, завершающий роман-поэму, образ, воплотивший в себе идеал, существующий в мелкой и пошлой жизни. Через всю поэму проходит образ дороги, который наполняется у Гоголя многообразием смыслов. Дорога Чичикова — это чередование удач и катастроф, движение по замкнутому кругу, путь в никуда. Дорога автора — это дорога творческого постижения жизни. В завершающем поэму лирическом отступлении образ-символ дороги раскрывает главное своё содержание: автор пишет об историческом движении России в неведомое будущее.

Но без ответа остаётся самый важный для Гоголя вопрос: «Русь, куда ж несёшься ты?». Что ждало в конце пути эту «вдохновенную Богом» страну, тогда мог ведать только Бог.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа

    • Есть ли в поэме живые души? В чём заключается жизнь народной души? Что Гоголь ценит и чего не принимает в русском народе?

    • Как входит в поэму Гоголя крестьянская Русь?

• Кто выводит заблудившегося Чичикова на правильную дорогу из поместья Коробочки и какой смысл при этом выявляется?

    • Какие характеристики даёт Собакевич своим умершим крестьянам? Докажите, что в них звучит гордость за русский народ.

    • Какие качества русского человека присущи капитану Копейкину? Какие чувства вызывает его история?

    • Почему так часто в поэме Гоголь пишет о «грустной, хватающей за душу песне»? Как этот мотив связан с темой живой души?

2. Заключительное слово учителя

— Открыв миру «всю Русь», прежде всего её смешные, печальные, драматические стороны (но не только эти, а и героические), пророчески сказав о её прекрасном будущем, Гоголь создал книгу, которая являлась подлинным открытием в художественной культуре, Гоголь оказал большое влияние на развитие русской литературы и искусства вообще.

VI. Домашнее задание

Подготовиться к контрольному сочинению на одну из предложенных тем:

    • «“Повесть о капитане Копейкине” в сюжете “Мёртвых душ”».

    • «Мир живой и мир мёртвой души (по поэме Н. В. Гоголя “Мёртвые души”)».

    • «Лирические отступления и их роль в повествовании в поэме Н. В. Гоголя “Мёртвые души”».

    • «Читая Н. В. Гоголя... (Запомнившиеся страницы поэмы Н. В. Гоголя “Мёртвые души”)».

    • «Чичиковский идеал копейки и его развенчание в поэме Н. В. Гоголя “Мёртвые души”».