Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Литература второй половины XIХ века
Николай Васильевич Гоголь
Урок развития речи. Контрольное сочинение по поэме Н. В. Гоголя Мёртвые души
Цели: учить обучаемых работать с выбранной темой: собирать материал, продумывать план; вооружить обучающихся необходимой информационной базой, опорной лексикой; выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; способствовать воспитанию стремления к самопознанию и самосовершенствованию.
Оборудование: портрет Н. В. Гоголя, иллюстративный и раздаточный материал, черновые варианты сочинений, запись на доске.
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание поэмы «Мёртвые души», тему, идею произведения; показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученного произведения, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения; умеют использовать разнообразные синтаксические конструкции, соблюдать орфографические и речевые нормы.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Чтение и обсуждение высказываний А. И. Герцена и Д. И. Писарева о Чичикове
• Прочтите высказывания и ответьте на вопросы. (Запись на доске.)
1) «Один деятельный человек — Чичиков, и тот ограниченный плут» (А. И. Герцен).
• Можно ли доказать оценку А. И. Герцена?
2) «Чичиков и Молчалин преуспевают, живут в своё удовольствие, откладывают копеечки на чёрный день, и, в то же время, обделывают свои дела так искусно и так осторожно, что чёрные дни никогда не являются. Но Чичиков и Молчалин, по своей благоразумной скромности, вовсе не желают обращать на себя, с какой бы то ни было стороны и по какому-то ни было случаю, внимание своих современников и сограждан. Чичиков и Молчалин любят оставаться в тени и в неизвестности, потому что их мелкие предприятия требуют для своего процветания мрака и тишины.
Внимательный наблюдатель может и должен узнавать своих старых знакомых, несмотря на их новые костюмы, манеры, разговоры...» Д. И. Писарев)
• Почему Д. И. Писарев ставит в один ряд Чичикова и Молчалина?
• Узнаем ли мы и сегодня старых знакомых? Чем объяснить их появление в нашем обществе?
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Николай Васильевич Гоголь вошёл в русскую литературу как один из величайших и самобытнейшых писателей, сыгравших огромную роль в развитии отечественной литературы и культуры.
Время не властно над творениями великого писателя и драматурга. На сценах российских театров идут пьесы Николая Васильевича, книги писателя продолжают волновать и тревожить сердца миллионов людей, как и много лет назад.
Из глубины веков звучит голос Гоголя, его крылатые слова о России: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, всё отстает и остаётся позади. Остановился поражённый Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке?.. Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ? Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром, разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства». «Мы, Россия, вне времени», — заметил П. А. Чаадаев. С этой точки зрения мы — современники Гоголя, а Гоголь — наш современник.
Над страницами произведений Гоголя можно думать бесконечно. Почему? Потому что мы и сегодня живём в гоголевской России.
IV. Работа над темой урока
1. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений
Запись на доске
Темы сочинений по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»
• «“Повесть о капитане Копейкине” в сюжете “Мёртвых душ”».
• «Мир живой и мир мёртвой души (по поэме Н. В. Гоголя “Мёртвые души”)».
• «Лирические отступления и их роль в повествовании в поэме Н. В. Гоголя “Мёртвые души”».
• «Читая Н. В. Гоголя... (Запомнившиеся страницы поэмы Н. В. Гоголя “Мёртвые души”).
• «Чичиковский идеал копейки и его развенчание в поэме Н. В. Гоголя “Мёртвые души”».
2. Подготовительная работа по написанию контрольного сочинения
а) Консультация учителя
— Прежде чем начать писать сочинение, необходимо выполнить большую подготовительную работу: следует внимательно прочитать художественное произведение, основную учебную и критическую литературу о нём, сделать по ходу чтения выписки или заметки, содержащие важные мысли, относящиеся к теме сочинения. Если произведение было прочитано раньше, нужно выборочным чтением восстановить его содержание в памяти. Обдумав прочитанное, наметить предварительный план сочинения.
Планы не строят по какому-то шаблону, они даже по форме различны для сочинений разных типов — идёт речь об одном действующем лице, или о сравнении двух действующих лиц, или о групповой характеристике, или об идее всего произведения, или о какой-нибудь стороне её. Нужно уметь различать темы, близкие по содержанию, но требующие изложения материала в разном освещении.
При написании любого сочинения вы должны опираться на анализ текста литературного произведения, не подменяя этот анализ отвлечёнными рассуждениями, никак не связанными с анализом литературного произведения (так называемыми рассуждениями о жизни).
б) Самостоятельное изучение памятки «Композиция сочинения» (раздаточный материал)
Композиция сочинения
Композиция состоит из трёх обязательных элементов: вступления, основной части и заключения. Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.
Темы сочинения по своему характеру весьма разнообразны. Тема может быть сформулирована в виде вопроса, может быть представлена цитатой, может предлагать сравнительную характеристику героев. Иногда тема требует обобщенной характеристики персонажей, например, «Мир живой и мир мёртвой души (по поэме “Мёртвые души”)».
Трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части играют сходную роль в композиции сочинения.
Функция вступления — ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, ещё раз обратив внимание на самое главное.
Наиболее распространённые недостатки при написании вступления и заключения:
• изложение общих сведений, не имеющих прямого отношения к теме;
• выражение собственного восторженного отношения к произведению или автору, своего желания быть похожим на автора или героя (в этом случае заключение наполнено восклицательными предложениями и походит на заклинание);
• очень длинное, затянутое вступление.
Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в аспекте, заданном темой. Главное, чего следует избегать при написании основной части, — это пересказа литературного произведения. Пересказ сюжета вместо истолкования темы, подкреплённого отсылками к соответствующим эпизодам произведения, является недостатком содержания произведения и приводит к снижению оценки.
Второй распространённый недостаток основной части — это уход от темы или незаметная для самого пишущего подмена темы, предложенной для сочинения. Чтобы избежать подобного недоразумения, надо внимательно осмыслить выбранную вами тему и ни на минуту не упускать её из виду.
Заканчивается сочинение заключением. Основное требование к заключению: оно не должно носить формальный характер. Читающий сочинение учитель не должен сомневаться в необходимости заключения. Заключение должно быть органично связано с предыдущим изложением.
При написании вступления и заключения нужно руководствоваться здравым смыслом и постоянно задавать себе вопросы: «Как то, что я пишу, относится к теме? С какой целью я все это пишу?». Следует помнить, что подобные вопросы задаёт себе и учитель, читая сочинение. Весьма существенным представляется временной фактор: нет смысла тратить время на изложение сведений, которые могут быть отмечены на полях сочинения ремаркой преподавателя «не по теме».
3. Составление планов (самостоятельно), написание черновых вариантов сочинений
4. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений, их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем
5. Написание творческих работ (в контрольных тетрадях)
V. Домашнее задание
1. Прочитать пьесу А. Н. Островского «Бедность не порок».
2. Индивидуальные опережающие задания (2 — 3 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А. Н. Островского.