Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Литература второй половины XIХ века
Николай Васильевич Гоголь
Приложение
Развёрнутый (тезисный) план сочинения «Чичиковский идеал копейки и его развенчание в поэме Н. В. Гоголя “Мёртвые души”»
I. Чичиков в ряду героев русской литературы XIX века. Ф. М. Достоевский считал Чичикова одним из героев русской литературы, ставя его рядом с Онегиным и Печориным. По мнению Ф. М. Достоевского, у гоголевского героя были свои взлёты и падения, в его душе происходила борьба Бога и чёрта. В ряде критических статей авторы проводят параллели между пушкинским Германом и Чичиковым, другие отыскивают сходство с грибоедовским Молчалиным.
II. Чичиков в системе персонажей поэмы «Мёртвые души». Образ Чичикова, в отличие от образов помещиков (за исключением Плюшкина) и чиновников, дан в развитии. Он усложнён, противоречив: в Чичикове намеренно то и дело проявляются черты, казалось бы, ему чуждые. Авторские размышления порой тесно переплетаются с чичиковскими (о балах, о Собакевиче, о губернаторской
дочке и т. п.). В Чичикове наиболее сильно проступают изменчивость и неисчерпаемость живой души — пусть не Бог весть какой богатой, пусть скудеющей — но живой.
III. Новизна исследуемого Гоголем характера потребовала от писателя новых художественных решений. Характер Чичикова, в отличие от других героев поэмы, показан в постоянном развитии, в столкновении с препятствиями, то и дело возникающими у него на пути.
IV. Перед читателем проходит вся жизнь героя, с самого детства. Мы видим, как формировался его характер, где лежат его истоки. Догадываясь с самого начала о какой-то афере Чичикова, мы только в последней главе окончательно понимаем, «какие биографические, личные причины подвели Чичикова к этой афере. История дела оборачивается историей характера» (Ю. В. Манн).
1. Жизнь сразу глянула на него «кисло-неприятно, сквозь какое-то мутное, занесённое снегом окошко: ни друга, ни товарища в детстве».
2. Духовное завещание отца: «Всё сделаешь, всё прошибёшь на свете копейкой».
3. «Отцовское наставление... пошло впрок».
V. Комическое и трагическое в образе Чичикова. Неукротимая энергия приобретателя оборачивается утратой нравственных понятий, всего человеческого в себе. Цель Чичикова — благополучие, семейная идиллия, достойная свободная жизнь. Средство достижения — деньги. Но своё благополучие Чичиков строит на чужих бедах, обмане, предательстве, мошенничестве. Преступая нормы христианской морали, создавая для себя особую шкалу ценностей, он становится на путь деградации, нравственного обнищания.
VI. Подлец — в роли главного героя? Обличение «пошлости пошлого человека» — главная задача Гоголя? Нет! Гоголь-художник хотел, чтобы читатель возненавидел пошлость, а не человека. Чичиков, как и Плюшкин, — предупреждение: убивая в себе духовность и открывая простор животному началу, человек совершает преступление в первую очередь против своей бессмертной души.
VII. По замыслу Гоголя, в следующих томах два героя первого тома — Чичиков и Плюшкин — должны были пережить духовное возрождение. Намёки на это есть в сохранившихся главах второго тома. Муразов, вызволяя Чичикова из тюрьмы, говорит ему: «...Подумайте не о мёртвых душах, а о своей живой душе, да с Богом на другую дорогу!».
Последнее описание Чичикова выглядит так: «Это был не прежний Чичиков. Это была какая-то развалина Чичикова. Можно было сравнить его. состояние души с разобранным строением, которое разобрано с тем, чтобы строить из него новое...».
VIII. Вера в бессмертие души давала писателю надежду на способность человеческой души к изменению и, следовательно, — к возрождению. Путь этот бесконечно труден, но он есть. Показать его считал своей миссией на земле Н. В. Гоголь. «Рыцарь копейки» должен был стать рыцарем христианских добродетелей. Намёк на это содержится в имени Чичикова — Павел. Апостол Павел, согласно преданию, был одним из самых ревностных гонителей Христа, а затем не менее ревностным его приверженцем.