Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Литература второй половины XIХ века
Александр Николаевич Островский
А. Н. Островский. Слово о драматурге. Отражение в его пьесах реальных общественных противоречий времени. Особенности сюжета пьесы Бедность не порок

    Цели: дать обучающимся понятие о метасюжете в литературоведении; ознакомить обучающихся с судьбой, личностью, литературно-театральным творчеством А. Н. Островского; отметить его роль в создании русского национального театра, место в литературной и идейной борьбе второй половины XIX в.; вызвать интерес к личности и творчеству писателя-драматурга; показать его роль в становлении и развитии русского реалистического театра, Малого театра; воспитывать личность, способную ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умеющую принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

    Оборудование: учебник, портрет А. Н. Островского, опорный конспект, выставка произведений Островского, иллюстративный материал по теме урока, видеозапись эпизода фильма «Жизнь Островского. Фильм 1. “Люблю тебя, Замоскворечье...”», литературоведческий словарь.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают основные факты жизненного и творческого пути А. Н. Островского, текст пьесы «Бедность не порок», значение творчества А. Н. Островского для русского театра; понимают конфликт пьесы; умеют выразительно читать диалоги, давать характеристику герою драматического произведения, понимать условный язык драмы, подготавливать выступления на заданную тему.

Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов.

Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: «У нас есть свой, русский национальный театр».

Он, по справедливости, должен называться: «Театр Островского».

Из письма И. А. Гончарова А. Н. Островскому

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Анализ контрольных сочинений

2. Вводно-ориентировочная беседа (с опорой на эпиграф урока)

    • Какую сторону дара А. Н. Островского отметил И. А. Гончаров?

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. «До сих пор известно было только положение и имя этой страны; что же касается до обитателей её, то есть образ жизни их, язык, нравы, обычаи, степень образованности, — всё это было покрыто мраком неизвестности.

Страна эта, по официальным известиям, лежит прямо против Кремля, по ту сторону Москвы-реки, отчего, вероятно, и называется Замоскворечье», — так таинственно отзывался о своей малой родине самый известный житель Замоскворечья, великий русский драматург Александр Николаевич Островский. И действительно, Замоскворечье XIX в. — это удивительный, сказочный, никем не изведанный мир, островок патриархальной купеческой культуры со своим старинным укладом, жизненной мудростью и основательностью. Но с другой стороны — это и мир замкнутой жизни, семейной разобщённости, грубости и деспотизма. Именно таким, двойственным, увидел и описал в своих пьесах замоскворецкий мир А. Н. Островский.

Мало кто знает, что первым произведением, которое вышло из-под пера Островского, была вовсе не пьеса, а прозаический очерк «Записки замоскворецкого жителя». Именно здесь мы находим заготовки будущих пьес, прежде всего в пугающей реалистичности образов. Это именно та среда, из которой «прорастут» потом многие герои пьес.

IV. Работа над темой урока

    1. «Из секретов литературоведения»: практическая работа с литературоведческим словарём

    Запись на доске и в тетрадях

Драма — литературный вид, в произведениях которого, предназначенных для спектакля на сцене, показаны жизненные явления, а характеры раскрываются в разговорах и действиях персонажей.

Основные особенности драматических произведений: единство действия и слова; изображение персонажей через их поступки, поведение, высказывания; воспроизведение событий как живого процесса; наличие ремарок; назначение для спектакля на сцене; диалогическая форма.

Комедия — жанр художественного произведения, характеризующийся юмористическим или сатирическим подходом, а также вид драмы, в котором специфически разрешается момент действенного конфликта или борьбы антагонистичных персонажей. Различают комедию положений и комедию характеров.

Комедия положений (комедия ситуаций, ситуационная комедия) — комедия, в которой источником смешного являются события и обстоятельства.

Комедия характеров (комедия нравов) — комедия, в которой источником смешного является внутренняя суть характеров (нравов), смешная и уродливая однобокость, гипертрофированная черта или страсть (порок, недостаток). Очень часто комедия нравов является сатирической комедией, высмеивает человеческие качества.

Реплика в сценическом диалоге — текст, заключающий в себе слова одного из действующих лиц.

Ремарка — указание места и времени действия, а также сценических поступков и психологического состояния персонажей.

Метасюжет — это сюжет, который встречается в произведениях различных авторов, фольклоре, а также в различных произведениях одного и того же писателя.

«Мета» (от греч. meta) — между, после, через; часть сложных слов, обозначающая промежуточность, следование за чем-либо, переход к чему-либо другому, перемену состояния, превращение (например, метагалактика, метацентр). Метасюжет в произведениях А. Н. Островского — это отражение драмы семейных отношений в реальной жизни.

    2. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве А. Н. Островского (см. домашнее задание предыдущего урока)

    3. Работа с учебником: самостоятельное ознакомление со статьёй учебника об А. Н. Островском, составление хронологической таблицы

    4. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса (работа в парах с раздаточным материалом, по вариантам)

    1-й вариант

    • Прочитайте приведённые высказывания А. Н. Островского. Подумайте, почему, выбирая жизненное поприще, Александр Николаевич стал именно драматургом?

    • «Мы — нация молодая; никакие национальные предубеждения не ослепляют нас...»

    • «Драматическая поэзия ближе народу, чем все другие отрасли литературы. Всякие другие произведения пишутся для образованных людей, а драмы и комедии для всего народа.»

• «Искусство единит народы и роднит.»

2-й вариант

    • Прочитайте приведённые высказывания. В чём заслуга А. Н. Островского перед отечественным театром?

    • «Островский, несомненно, общенародный в самом широком смысле писатель» (Л. Н. Толстой).

    • «Островский с полным правом может считаться родоначальником русского театра и театра всех других славянских стран» (Д. Конеров).

    • «Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений.

    … После Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: у нас есть свой русский национальный театр, он, по справедливости, должен называться: “Театр Островского”» (И. А. Гончаров).

5. «Под сенью дружных муз...»: просмотр эпизода фильма «Жизнь Островского. Фильм 1. “Люблю тебя, Замоскворечье...”»

    • Над чем смеётся драматург?

6. Аналитическая работа с текстом пьесы «Бедность не порок»

а) Сообщение учителя об истории создания пьесы

— Уже в комедии «Свои люди — сочтёмся!» проявились основные черты драматургии Островского: умение через семейно-бытовой конфликт показать важные общерусские проблемы, создать яркие и узнаваемые характеры не только главных, но и второстепенных персонажей. В его пьесах звучит сочная, живая народная речь. И у каждой из них — не простой, заставляющий задуматься конец.

Комедию «Бедность не порок» драматург написал в 1853 г. — это одно из его ранних произведений. После первых публичных чтений комедии в литературных кружках Москвы драматург писал М. П. Погодину: «Успех последней моей комедии превзошёл не только ожидания, но даже мечты мои».

Спустя год пьеса была поставлена Малым театром. История любви приказчика Мити и Любы Торцовой разворачивается на фоне жизни купеческого дома. Островский в очередной раз восхитил своих поклонников замечательным знанием мира и удивительно ярким языком. В своей первоначальной редакции пьеса имела другое название — «Гордым Бог противится» и должна была состоять лишь из двух актов. Ни одна из пьес Островского не вызвала таких бурных и принципиальных споров после своего опубликования, как эта. Завязалась острая полемика между представителями демократической критики и славянофилами, которые усмотрели в этой комедии, и в первую очередь в образе Любима Торцова, художественное воплощение своих общественных идеалов. Действительно, взгляды славянофилов нашли своё отражение в этой пьесе, которая в значительной мере стоит особняком от общего обличительно-сатирического плана драматургии Островского в целом.

В отличие от других ранних пьес, в этой комедии есть не только бездушный фабрикант Коршунов и кичащийся своим богатством и силой Гордей Торцов. Им противопоставлены любезные сердцам почвенников простые и душевные люди — добрый и любящий Митя и промотавшийся пьяница Любим Торцов, оставшийся, несмотря на своё падение, хорошим человеком. Характерно, что комедия, как и большинство пьес этого времени, завершается счастливым соединением влюблённых и победой добра над злом.

Сам Островский определял смысл пьесы так: «Чтобы иметь право направлять народ, не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним хорошее», соединяя высокое с комическим, даже сатирическим. Таким является в пьесе изображение самодурства Гордея, которое разъясняется в одной из пьес так: «Самодур — это называется, коли вот человек никого не слушает, ты ему хоть кол на голове теши, а он всё своё. Топнет ногой, скажет: кто я? Тут уж все домашние ему в ноги должны, так и лежать, а то беда...» (По С. Н. Дурылину, В. Я. Лакшину, Л. Дудко и Л. Нежурко)

«Бедность не порок» — гимн русскому купечеству — содержит в себе все приметы патриархального быта: в ней торжествуют крепость семейных устоев, доверие детей к родителям, нерушимость обычаев, царящих в этой купеческой среде, цельность и ясность мировоззрения, не омрачённого никакими новшествами.

    б) Коллективная работа над составлением опорной схемы «Особенности сюжета пьесы А. Н. Островского “Бедность не порок”» (запись на доске и в тетрадях)

Особенности сюжета пьесы А. Н. Островского «Бедность не порок»

в) Беседа: первичное восприятие пьесы

    • Н. А. Добролюбов назвал произведения Островского «пьесами жизни». Как вы понимаете это выражение?

    • Можно ли так назвать эту пьесу?

    • Драма — это изображение жизни в формах самой жизни. Как в пьесе «Бедность не порок» А. Н. Островский изображает установившийся порядок жизни?

    • Митя и Люба счастливы и довольны, что всё так удачно завершилось. Но любовная линия не столь важна. А что важно? Что хотел сказать своей пьесой А. Н. Островский?

    • Когда-то Ж.-Ж. Руссо в «Письме о зрелищах» упрекнул Ж.-Б. Мольера в том, что тот осмеивал порок, но не научил нас любить добродетель. Как решает эту задачу Островский?

    • Чем дорожит больше всего А. Н. Островский в пьесе? Что для него главное в отношениях людей? Что помогает нам это понять?

    • Покажите на примерах из текста, что Островского действительно интересует жизнь русского общества, русского человека.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа

    • Какую школу жизни прошёл А. Н. Островский? Почему его называли «Колумбом Замоскворечья»?

    • Какие названия придумывает Островский для созданных пьес?

    • Можно ли по названию определить позицию автора?

VI. Домашнее задание

    1. Прочитать пьесу А. Н. Островского «Бедность не порок».

    2. Подготовить комментарий (устно) к скрытой характеристике героев, данной при помощи говорящих имён и фамилий.

    3. Индивидуальные опережающие задания (2 учащихся). Подготовить выразительное чтение монолога Любима Торцова из действия третьего.