Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Литература второй половины XIХ века
Александр Николаевич Островский
А. Н. Островский. Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы Бедность не порок

    Цели: рассмотреть с учащимися систему образов, приёмы раскрытия характеров пьесы «Бедность не порок»; раскрыть тему любви в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы; совершенствовать навыки анализа пьесы как жанра драматургии; развивать навыки анализа, систематизации фактического материала, аргументации выводов; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.

    Оборудование: учебник, раздаточный материал, текст пьесы А. Н. Островского «Бедность не порок», иллюстративный материал по теме урока, видеофрагменты пьесы в постановке Малого театра.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о системе образов, приёмах раскрытия характеров пьесы «Бедность не порок»; раскрывают тему любви в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы; анализируют пьесу как жанр драматургии; участвуют в беседе; выполняют аналитическую и исследовательскую работу в группах.

Литературе Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир.

Из письма И. А. Гончарова А. Н. Островскому

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа «Вспоминая изученное...»

    • Островский скрыто прокомментировал своих героев — дал им говорящие имена и фамилии, например, Самсон Силыч Большов, Тигрий Львович Лютов. Он играл сочетаниями несоединимых качеств: Тихон Кабанов, Платон Зыбкин и т. п. Как вы объясните то, что одному из братьев Торцовых автор дал имя Любим, а другому — Гордей?

• Какие качества людей подсказываются именами и фамилиями: Африкан Коршунов, Любовь, Гуслин, Разлюляев?

2. Заслушивание характеристик героев, данных при помощи говорящих имён и фамилий (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. «Театр!.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей, со всем энтузиазмом, со всем исступлением, к которому только способна пылкая молодость, жадная и страстная до впечатлений изящного?» — писал в «Литературных мечтаниях» Виссарион Григорьевич Белинский. Не менее пылко любил театр Александр Николаевич Островский. (Обращение к эпиграфу урока.)

Едва появившись на свет, пьесы Островского были обречены стать русской классикой: настолько яркие и одновременно обобщённые характеры его героев. Ни одна из пьес А. Н. Островского не вызвала после своего опубликования таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность не порок». 25 января 1854 года комедия была представлена на сцене Малого театра с Провом Садовским, которому посвящена пьеса, в роли Любима Торцова. Предназначая «Бедность не порок» для сцены Малого театра, драматург задолго до окончания комедии распределил её роли между артистами этого театра.

В Петербургском Александринском театре пьеса была впервые поставлена 9 сентября 1854 года. На сцене Московского Малого театра в течение второй половины ХIХ в. «Бедность не порок» ставилась чаще других пьес А. Н. Островского. В представлениях этой комедии участвовали лучшие силы «Дома Островского». Неизменной популярностью пользовалась «Бедность не порок» и на сценах провинциальных театров. Эта пьеса из года в год занимала в репертуарах одно из самых первых мест.

IV. Работа над темой урока

1. Аналитическая беседа: анализ действия первого пьесы

    • Как вы думаете, почему пьеса начинается со сцены, где Егорушка рассказывает Мите о делах в доме Торцовых: ведь Митя должен знать об этом не хуже него?

    • Каким образом драматург посвящает нас в отношения Любы и Мити?

    • Как называют ту часть произведения, знакомящую нас с местом и временем действия, представляющую основных героев и их взаимоотношения, но где ещё нет завязки действия, не обозначился конфликт, определяющий содержание пьесы?

    • Зачем Островский создаёт такую развернутую экспозицию?

    • Что мы узнали о персонажах пьесы после действия первого?

Обобщение учителя. Объёмна, ярка, зрелищна завязка всего предстоящего действия.

В первом акте звучат важные для развития действия слова Любима Торцоdа о брате: «Ему, дураку, наука нужна», «Ну, да я с ним штуку сделаю. Дуракам богатство — зло!», «А я с братом смешную штуку сделаю». Конфликт намечен. В тайном письме, адресованном Мите, обозначена и любовная интрига: «И я тебя люблю. Любовь Торцова».

    2. «Практикум начинающего литературоведа»: практическая работа с текстом пьесы (в парах)

    • Озаглавьте важнейшие эпизоды второго и третьего действий, определив завязку, развитие, кульминацию и развязку действия комедии, например, действие второе, явление пятое («Ну-ка, тряхнём стариной!»), явление шестое («Сам приехал!»), явление десятое («Ты, дура, сама не понимаешь своего счастья»); действие третье, явление первое («Налетел ястреб, как снег на голову...»), явление восьмое («Я бы, кажется, всякую моду подражал!») и т. п.

    3. «Театр на уроке»: выразительное чтение монолога Любима Торцова из третьего действия

4. Аналитическая беседа: анализ второго, третьего действий пьесы

    • В чём проявляется самодурство Гордея Карпыча?

• Чем его поведение отличается от поведения Коршунова?

    • Кто из героев пьесы в наибольшей степени воплощает замысел автора?

    • Почему эта не весёлая пьеса названа комедией?

    • Как бы вы определили характер смеха, который вызывают Коршунов и Гордей Торцов?

    • Почему в устах Гордея и Коршунова не звучат песни, пословицы, прибаутки?

    • Зачем, по вашему мнению, драматург вводит в пьесу Гуслина, Анну, мальчика, Разлюляева и других персонажей, не связанных с развитием действия, с конфликтом, определяющим сюжет пьесы?

    • Драма — это изображение жизни в формах самой жизни. Покажите на примерах из пьесы «Бедность не порок», как Островский изображает установившийся порядок жизни.

    • Прочитайте ремарки автора к явлению десятому действия второго, относящиеся к Любе. Почему там повторяется глагол «кланяется»?

    • Чем объяснить случайность развязки пьесы? Что, собственно, так подействовало на Гордея в монологе его брата? Не хочет ли автор показать, что торжество добра есть подчас счастливый случай в этой среде?

    • Поведение Гордея неразумно. Согласны ли вы со словами: «Где же взять разумности, когда её нет в самой жизни, изображаемой автором»?

    • Кто из героев пьесы в своём духовном облике и жизненном поведении олицетворяет линию народной песни? Кого из персонажей пьесы назвали «песенной героиней»? Обоснуйте с помощью текста утверждение, что вся душа Любови «как бы пропета, прокомментирована лирическими песнями».

    • С каким героем прежде всего связано авторское отношение к жизни?

    • Почему именно пьяница Любим Торцов воплощает пробуждающееся чувство сопротивления самодурству?

    • Почему Любим считает, что «...кабы я беден был, я бы и человек был»?

    • Как в пьесе проявляется любовь драматурга к русским нравам и обычаям?

    • Как выражается в ней талантливость людей из народа?

Обобщение учителя. Во втором действии события стремительно развиваются, вовлекая новых персонажей, причём все они играют свою роль в ходе драмы и развитии конфликта. Атмосфера общей молодой влюблённости, праздника и весёлой кутерьмы с песнями и музыкой разрушается с появлением Гордея Карпыча и Коршунова. Возможность счастья для молодых героев становится иллюзорной. «Зятюшка Африкан Савич» уверен, что у него нет повода беспокоиться, заказывает девушкам «свадьбишную» песню. Любовь Гордеевна в тревоге, подруги окружают взволнованную девушку.

В третьем действии конфликт драмы, столкновение действующих лиц завершается. Несмотря на то что развязка логически вытекает из развития действия, она всё-таки носит неожиданный характер: это действительно счастливый конец, потому что развитие действия было драматичным. «Штука», которую придумал Любим, выручает молодую пару. Спасает эта «штука» и Гордея от разорения, которое грозило ему, породнись он с нечестным в денежных делах Коршуновым. Таким образом, развязка происходит во втором действии, является заключительным моментом в развитии конфликта и интриги.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа

    • Театр Островского — речевой театр. Как вы понимаете утверждение: «Островский — чародей языка»?

    • Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите своё мнение.

    • Сформулируйте основные особенности стиля Островского.

    2. «Под сенью дружных муз...»: сообщение учителя и просмотр видеофрагментов пьесы А. Н. Островского «Бедность не порок»

— Старейший русский театр — Московский Малый — до революции носивший титул «императорский», на протяжении всей своей истории верой и правдой служил и служит народу. В этом театре гуманное и гражданское реалистическое искусство всегда было согрето теплом человеческого сердца. Замечательные творческие традиции не только бережно сохранялись мастерами Малого театра и передавались из поколения в поколение, но и постоянно развивались.

Трудно себе представить, что в наше время искушённого помпезными и бездушными теле- и театральными шоу зрителя можно заставить горевать и ликовать вместе с героями немудрёной пьесы Александра Островского. Однако артистам Малого театра удалось увлечь и повести за собой искушённую публику. Златоглавая Москва и святки. Это место и время действия одной из самых поэтичных пьес Александра Николаевича Островского. А значит, на сцене будут и ряженые, и старинные песни, и лихие пляски, и морозная дымка. И будет история со счастливым, как в сказке, финалом. Точное соответствие оригиналу обеспечивает Александр Викторович Коршунов. Режиссёр обращается к Островскому регулярно, материал знает и чувствует. И, исходя из известной пословицы, считает, что лучше один раз показать, чем сто объяснять.

А ведь объяснять нужно многим. Большая часть актёров — молодёжь. Так что атмосфера на репетиции дружелюбно-студенческая. И это тоже — отсылка к тексту. Герои раннего Островского молоды, наивны и добры. «Замечательная пьеса, в которой есть очень нужные на сегодняшний день вещи, в которых мы нуждаемся. Есть очень положительный, человечный, русский заряд душевного

здоровья, борьбы за это здоровье», — утверждает Александр Коршунов. «Есть старое, исконное, и это сейчас убегает. Это сейчас топчут. Это немодно. А это главное. И про это спектакль», — продолжает актёр Сергей Потапов.

Возвращение «Бедности...» в театре считают добрым знаком. Ведь работа над этим спектаклем — не только традиционная для Малого театра передача опыта мастеров новичкам, но и восстановление исторической справедливости.

VI. Домашнее задание

    1. Прочитать повесть Ф. М. Достоевского «Белые ночи».

    2. Индивидуальные опережающие задания (2 — 3 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского.