Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Литература второй половины XIХ века
Фёдор Михайлович Достоевский
Человек есть тайна Ф. М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть Белые ночи
Цели: ознакомить обучающихся со страницами жизни и творчества Ф. М. Достоевского, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества; показать связь личности писателя, его мировоззрения с его произведениями; совершенствовать умения и навыки составлять тезисы услышанного биографического материала; обменяться впечатлениями о прочитанной повести «Белые ночи»; способствовать воспитанию стремления к духовной красоте и внутреннему богатству личности, ответственности человека за свои поступки.
Оборудование: учебник, фотовыставка (альбом «Ф. М. Достоевский»), иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского; составляют тезисы биографического материала; знают об идейных и эстетических взглядах Ф. М. Достоевского; участвуют в беседе; аргументированно высказывают свои впечатления о прочитанном произведении (повести «Белые ночи»).
Человек есть тайна. Её надо разгадать; и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком...
Ф. М. Достоевский
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа «Вспоминая изученное...»
• Вспомните основные периоды творчества А. Н. Островского.
• Какое место в его драматургии занимает жанр драмы?
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. В 2011 г. исполнилось 190 лет со дня рождения и 130 лет со дня смерти великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского. Весь XX век прошёл под знаком всё возрастающей всемирной славы писателя. Но интерес к нему не только не ослабевает, а наоборот — всё усиливается. Классик русской литературы XIX в. и в XXI в. остаётся одним из самых читаемых во всем мире писателей: современный читатель продолжает открывать для себя всё новые грани его гения.
На литературных вечерах Достоевский любил читать пушкинское стихотворение «Пророк». Голос у писателя был слабый, но в залах обычно стояла такая напряжённая тишина, что не терялось ни единое слово. Создавалось впечатление, что Достоевский вкладывал в чтение частичку самого себя, к себе применял гордые слова:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Пророк — это тот, кто несёт в мир Божественное слово, кому дано предвидеть будущее. У Пушкина — это поэт, его искусство — предвидение будущего. Вообще для всей русской литературы XIX в. в той или иной мере был характерен пророческий пафос. В особенности же это относится к Достоевскому. И не случайно его творчество никого не оставляет равнодушным. Эпиграфом к уроку взяты строки из письма брату, написанные Достоевским в молодости, но определившие его позднее творческое кредо: «Человек есть тайна. Её надо разгадать; и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». (Обращение к эпиграфу урока.)
IV. Работа над темой урока
1. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Ф. М. Достоевского (см. домашнее задание предыдущего урока) (Учащиеся составляют тезисы.)
Фёдор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 года в Москве. Отец его был хирургом в госпитале для бедных; перед выходом в отставку он получил дворянский титул и уехал жить в деревню, в своё поместье. Натура развратная и очень жестокая, особенно в старости, он закончил тем, что возмущённые крепостные крестьяне зверски убили его.
Первый приступ эпилепсии у будущего гения русской литературы случился в возрасте 7 лет.
1837 г. — важный для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, которым он с братом зачитывается с детства, год переезда в Петербург и поступления в военно-инженерное училище. В 1839 г. он получает известие о расправе над отцом. За год до оставления военной карьеры Достоевский впервые переводит и издаёт «Евгению Гранде» О. де Бальзака (1843). Год спустя выходит в свет его первое произведение, «Бедные люди», и сразу для всех становится ясно — появился большой писатель. Но следующую книгу, «Двойник», встречает неуспех. После публикации «Белых ночей» писатель был арестован (1849) в связи с «делом Петрашевского», в кружке которого, кроме разговоров и чтения письма Белинского Гоголю, ничего серьёзного не происходило. Суд и суровый приговор к смертной казни скорее были похожи на трагифарс. Только на эшафоте осуждённым объявляют о помиловании, заменив смерть ссылкой на каторгу. Один из приговорённых к казни в этот момент сходит с ума.
Лишь через 10 лет Достоевский, будучи уже женатым, возвращается в Петербург, но негласное наблюдение за ним не прекращается до конца его дней. Годы заключения абсолютно перевернули его взгляд на мир. В период с 1860-го по 1866 г.: работа с братом в собственном журнале, романы «Записки из мёртвого дома», «Униженные и оскорблённые», «Зимние заметки о летних впечатлениях» и «Записки из подполья» — можно сказать, что настоящий Достоевский рождается из этого произведения. Поездки за границу со своей возлюбленной Аполлинарией Сусловой (жестокий роман с которой длится три года), разорительная игра в рулетку, постоянные попытки добыть денег и в то же время — смерть жены и брата, долги которого он берёт на себя. Это время открытия им для себя Запада и возникновения ненависти к нему.
В безвыходном материальном положении Достоевский пишет главы «Преступления и наказания», посылая их прямо в журнальный набор, и они печатаются из номера в номер. В это же время он обязан написать «Игрока», на что у него попросту не хватает физических сил. По совету друзей Достоевский берёт молодую стенографистку, которая легко справляется с непосильной задачей, и «Игрок» готов через месяц. Роман «Преступление и наказание» закончен и оплачен очень хорошо, но чтоб этих денег у него не отобрали кредиторы, писатель уезжает за границу со своей помощницей Анной Григорьевной, ставшей его второй женой. Впервые в жизни Достоевскому действительно по-настоящему повезло. Эта женщина постепенно устроила ему нормальную жизнь, взяла на свои плечи все экономические заботы, и с 1871 г. он навсегда бросает рулетку. В 1867 г. написан роман «Идиот».
Последние годы жизни невероятно плодотворны: 1871 — «Бесы», 1873 — начало «Дневника писателя» (серия фельетонов, очерков, полемических заметок и страстных публицистических заметок на злобу дня), 1874 — «Подросток», 1876 — «Кроткая», 1879 — «Братья Карамазовы». В это же время два события стали значительными для Достоевского. В 1878 г. император Александр II пригласил к себе писателя, чтобы представить его своей семье, и в 1880 г., всего лишь за год до смерти, Достоевский произнёс знаменитую речь на открытии памятника Пушкину в Москве. Это наконец настоящий триумф. Он уверен, что теперь является первым писателем в России и победил-таки графа Льва Толстого.
2. Объяснение учителя «Истоки мировоззрения Ф. М. Достоевского»
— Четыре года каторги, разжалование в солдаты, запрещение «въезда в губернии Санкт-Петербуржскую и Московскую и жительства в обеих столицах», а затем вдруг ласки великих князей, вечная нехватка денег, тяжелая болезнь и, наконец, горловые кровотечения, завершившиеся в 1881 г. смертью. Это только внешние события... Как отражалось всё на внутреннем мире писателя? Мировоззрение Достоевского, весь его идейно-образный мир полны подчас трагических контрастов. Нет оснований преуменьшать глубину действительных заблуждений писателя. Его славянофильские настроения, его религиозность, целый ряд расхождений с революционными демократами — были. Но корни этих заблуждений можно связать с исторической деятельностью. Зрелые годы его жизни пришлись почти на самую мрачную пору российской действительности, что в сочетании с противоречиями личности и дало такое сложнейшее во всей истории русской культуры явление, имя которому — Достоевский.
Достоевский — это тот, кто пережил смерть (Голгофу) и воскресение. Поэтому всё в нём «сверх»: и человек, и требования его к себе, и миру, и любви. Он передаёт нам христианский опыт жизни, сострадания и взгляда на всё — и на мелкое бытовое, и на историю. Каждый персонаж Достоевского — это автор целого миропонимания и сознания. Женские образы Достоевского, женский характер являются движущей энергией действия его романов. Любовь правит миром, а Красота и мир спасает.
Поиск ответов на вопросы: зачем мы? куда идем? кто мы? — в условиях ломки привычных взглядов, крушения авторитетов, переоценки ценностей — приводят нас к Достоевскому.
3. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемных вопросов
• Какие события в жизни писателя вы считаете важнейшими?
• За какое преступление Ф. М. Достоевский едва не был казнён, а затем отправлен на каторгу? Как вы думаете, состоялся бы он как писатель, если бы его жизнь сложилась иначе? Если да, то отличалось бы его творческое наследие от того, которое до сих пор поражает весь мир? Свой ответ тщательно обоснуйте.
• Каковы творческие искания Ф. М. Достоевского?
• Как мировоззрение писателя было связано с русской действительностью?
4. «Под сенью дружных муз...»: сообщение учителя «Дом-музей Ф. М. Достоевского в Старой Руссе» с опорой на фотопрезентацию
— Старая Русса. Прежде чем отправиться в Дом-музей Достоевского на берегу реки Перерытицы, пройдёмся по этому городу с древней историей. Старая Русса, наряду с Новгородом, принадлежит к древнейшим славянским поселениям Приильменского края. Город стоит на реке Полисти, в центре города происходит слияние её с Перерытицей и Порусью. Речки пронизывают его длинными рукавами, то сближаясь, то расходясь. В петровские времена на целебных источниках и грязях Старой Руссы был открыт госпиталь для раненых солдат, положивший начало курорту. Сюда ездили из Петербурга и Москвы для лечения и отдыха. Семья Достоевских впервые приехала сюда с детьми в мае 1872 г. и с той поры стала проводить здесь несколько месяцев в году. В мае 1876 г. Достоевский приобрёл дом на берегу Перерытицы, впервые в жизни став собственником. В Старой Руссе в семье Достоевских появился сын Алексей (1875), здесь писатель завершил роман «Бесы», работал над «Подростком» и «Братьями Карамазовыми», «Дневником писателя».
Мемориальный Дом-музей Ф. М. Достоевского был открыт 4 мая 1981 года. На втором этаже дома, в шести комнатах, где жила семья писателя, восстановлена окружавшая их обстановка. В мемориальной экспозиции использованы подлинные вещи писателя и членов его семьи, документы, прижизненные издания произведений Достоевского, мебель его эпохи. На первом этаже дома располагаются служебные помещения, в нижней гостиной организуются выставки, проходят ежегодные научные чтения, устраиваются литературные и музыкальные вечера. В школах Старой Руссы дети изучают творчество своего великого земляка по особой, расширенной программе. Гости Старой Руссы могут ознакомиться с местами, изображёнными в романе «Братья Карамазовы».
5. Аналитическая работа с текстом повести «Белые ночи»
а) Вступительное слово учителя
— В 1848 г. Достоевский создаёт свой «сентиментальный роман» о петербургском мечтателе — повесть «Белые ночи». Н. Г. Долинина в книге «Предисловие к Достоевскому» одну из глав называет «Фантастический мир Петербурга». Многие люди представляют белые ночи как соединение ночи и дня. И эта двойственность производит фантастическое впечатление призрачности. В таком городе, в такие ночи и должен был герой повести сказать о себе: «А всё-таки моя ночь была лучше дня!». У мечтателя это именно его ночь, которая является полем для развёртывания сюжета повести.
б) Беседа: первичное восприятие прочитанного
• Кратко перескажите сюжет повести «Белые ночи».
• Определите композиционные особенности повести.
• Озаглавьте с помощью цитат части повести, например, «Ночь первая — “Я мечтатель”».
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа
• Кто, прочитав повесть «Бедные люди», сказал Достоевскому: «Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным и будете великим писателем»? (В. Г. Белинский)
• О каком событии в своей жизни Достоевский писал, что пережил «десять ужасных, безмерно страшных минут»?
• Какие слова высечены на могиле Ф. М. Достоевского? К какому из своих романов он взял эти слова в качестве эпиграфа? Что они означают? (Слова из Евангелия от Иоанна 12,24: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода». Эти же слова взяты, эпиграфом к роману «Братья Карамазовы».)
2. Заключительное слово учителя
— На протяжении своего нелёгкого творческого пути Фёдор Михайлович Достоевский не прекращал размышлять над главной, по его мнению, проблемой человечества — преодоления гордыни, основного источника разобщения людей. Фёдор Михайлович считал, что каждому человеку присуще творить и, пока он живёт, он должен творить, выражая себя. Всю свою жизнь писатель посвятил раскрытию главной темы своих исканий — темы Человека.
VI. Домашнее задание
1. Подготовить сообщение на тему «Изображение Петербурга у А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского» (устно).
2. Подготовить цитатный материал к характеристике образа «петербургского мечтателя».
3. Индивидуальные опережающие задания (1 — 2 учащихся). Подготовить сообщения об истории создания повести «Белые ночи».