Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Литература второй половины XIХ века
Фёдор Михайлович Достоевский
Ф. М. Достоевский. Повесть Белые ночи. Тип Петербургского мечтателя в повести, черты его внутреннего мира
Цели: продолжить с учащимися работу по раскрытию идейно-художественного содержания повести «Белые ночи»; раскрыть образ «петербургского мечтателя» в повести; рассмотреть черты его внутреннего мира; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.
Оборудование: учебник, текст повести «Белые ночи», иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок — анализ художественного произведения.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание повести, её проблематику, авторскую позицию по отношению к поднимаемой проблеме; раскрывают образ «петербургского мечтателя» в повести; рассматривают черты его внутреннего мира; участвуют в беседе; умеют аргументированно отвечать на вопросы по прочитанному тексту, определять проблематику произведения, работать в парах по предложенному заданию.
Произведения Достоевского рассчитаны на ощущение доподлинности и поэтому переполнены «реквизитом».
Этот «реквизит» составляет существенную черту поэтики произведений Достоевского.
Читатель много теряет, если он не знает тех мест, где происходит действие произведений Достоевского, ибо
Достоевскому важна обстановка действия, но он не столько описывает её, сколько на неё ссылается, как на «знакомую» ему
самому и его читателям.
Д. С. Лихачёв
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа «Вспоминая изученное...»
• Расскажите о литературных дебютах Достоевского как переводчика и как писателя. Можно ли было уже по ним судить о литературной школе, к которой принадлежал молодой писатель, и об его учителях в литературе?
• Почему творчество Ф. М. Достоевского часто называют новым словом в развитии реализма?
2. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса (см. домашнее задание предыдущего урока)
• Сопоставьте изображение Петербурга у А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского.
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Петербург... Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели — от М. В. Ломоносова до писателей наших дней. «Дух неволи», отмеченный в Петербурге ещё А.С. Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью героев Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского. Достоевский создаёт свой Петербург, близкий по настроению Петербургу Гоголя и Некрасова.
Имперский Петербург... Величественная столица, «Северная Венеция», возникшая как чудо на безлюдных берегах Невы, — на месте болот встали дворцы, убогость этих мест сменилась великолепием столь быстро, что трудно было поверить в реальность такого превращения. Город, возникший как призрак, — и город призраков: это не только волшебные белые ночи, когда всё реальное становится чудесным, но это и медленное превращение живых людей в призраки — ведь нездоровый климат точит их силы. И удивительно ли, что в этом городе-призраке оказываются возможны самые фантастические события: нос майора Ковалёва превращается в господина и разгуливает независимо от своего владельца; портрет ростовщика губит художника Чарткова; две собачки вступают в переписку; безвинно погибший чиновник становится мстительным привидением; Медный Всадник скачет по улицам, чтобы покарать оскорбившего его. Эти странные и страшные вещи могут произойти только в Петербурге — туманном и холодном городе, где любовь — мечта, где счастье — призрак, где нет настоящей радости жизни: так, мечтатель из «Белых ночей», неожиданно выйдя за город, «точно. очутился в Италии — так сильно поразила природа. полубольного горожанина, чуть не задохнувшегося в городских стенах». (Обращение к эпиграфу урока.)
Продолжая традиции Пушкина и Гоголя, Достоевский главным героем своих произведений делает «маленького человека», забитого нуждой, тяжестью быта, униженного и оскорблённого.
IV. Работа над темой урока
1. Аналитическая работа с текстом повести «Белые ночи»
а) Заслушивание сообщения об истории создания повести
1-й учащийся. Повесть «Белые ночи» была создана писателем в сентябре — ноябре 1848 г. и впервые опубликованы в журнале «Отечественные записки» (1848, № 12) с посвящением другу молодости Достоевского поэту А. Н. Плещееву. Сам автор охарактеризовал своё произведение как сентиментальный роман, поэтому повесть и носит подзаголовок «Сентиментальный роман. Из воспоминаний мечтателя». Эпиграфом к произведению автор выбрал слова И. С. Тургенева из стихотворения «Цветок» (1843):
...Иль был он создан для того,
Чтобы побыть хотя мгновенье
В соседстве сердца твоего?..
Для Достоевского образ мечтателя был центральным. Мечтания для него были немым протестом против пошлости, столь ненавидимой писателями «натуральной школы». В фельетонах «Петербургская летопись», написанных в 1847 г., Достоевский так объяснял мечтательство: «...Много ли нас, русских, имеют средства делать своё дело с любовью, как следует; потому что всякое дело требует охоты, требует любви в деятеле, требует всего человека. Многие ли, наконец, нашли свою деятельность? А иная деятельность требует ещё предварительных средств, обеспеченья, а к иному делу человек и не склонен, — махнул рукой, и, смотришь, дело повалилось из рук. Тогда в характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностию, и человек делается наконец не человеком, а каким-то странным существом среднего рода — мечтателем. А знаете ли, что такое мечтатель, господа? Это кошмар петербургский, это олицетворённый грех, это трагедия, безмолвная, таинственная, угрюмая, дикая, со всеми неистовыми ужасами, со всеми катастрофами, перипетиями, завязками и развязками...»
2-й учащийся. Произведение состоит из шести глав («Ночь первая», «Ночь вторая», «История Настеньки», «Ночь третья», «Ночь четвёртая», «Утро»).
По мнению многих литературоведов, «Белые ночи» — это одно из самых светлых и поэтических произведений писателя. Более того, сам Достоевский писал, что «все мы более или менее мечтатели». То есть в какой-то мере роман является автобиографичным, поскольку Фёдор Михайлович, как и его персонаж, не раз вспоминал о своих «золотых и воспалённых грезах»: «Прежде в юношеской фантазии моей любил воображать себя иногда то Периклом, то Марием, то христианином из времён Нерона, то рыцарем на турнире, то Эдуардом Глянде- нингом из романа “Монастырь” Вальтер Скотта... И чего я не перемечтал в моем юношестве...». Действие произведения разворачивается в поэтической атмосфере романтической лирики, этим же овеяны и образы главных героев повести. За основу сюжета взят любовный треугольник (мечтатель — Настенька — постоялец). Каждый из них обладает чистой душой. Все происходящее протекает на фоне петербургских каналов в период белых ночей.
По повести «Белые ночи» в 1967 г. композитор Ю. М. Буцко написал камерную оперу. Фильм «Белые ночи» снял режиссёр Мераб Дмитриевич Джалиашвили (1958).
б) «Из секретов литературоведения»: словарная работа (запись на доске и в тетрадях)
Сентиментальный роман возник в середине XVIII в. в той же социальной, психологической и литературной среде, что и буржуазная драма.
Сентиментальный роман явился едва ли не главным проявителем сентиментального направления в литературе, возникшего на почве того настроения чувствительности, которое так характерно для европейского общества XVIII в., в особенности его второй половины. Триединый культ: природы, чувства и личности, лежащий в основе сентиментального направления, нашёл себе яркое выражение и в сентиментальном романе, который, выдвигая на первый план чувство, проповедует также возвращение к природе, простоте, сентиментальности и гуманное, сострадательное отношение ко всякой человеческой личности. Как на Западе, так и в России сентиментальный роман исчез вместе с прекращением сентиментального направления, уступив место психологическому и реалистическому роману эпохи романтизма.
в) Аналитическая беседа
• Прочитайте эпиграф к повести. Сравните его со строками стихотворения И. С. Тургенева «Цветок». Что изменил Ф. М. Достоевский и зачем?
Подсказка: У И. С. Тургенева:
Знать, был он создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего.
У Ф. М. Достоевского:
…Иль был он создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего?..
• Прочитайте отрывок из повести от слов «С самого утра...» до слов «...их знаю». Какие чувства испытывает мечтатель в городе?
• Как называет своё жилище мечтатель и почему?
• Какие взаимоотношения у мечтателя с окружающими людьми? Какое чувство он испытывает, когда говорит о своём одиночестве?
• Как произошла встреча мечтателя с Настенькой? Почему он увлёкся девушкой?
• Что изменилось в мечтателе после встречи с Настенькой?
• Какие черты раскрываются в характере мечтателя?
• Как вы оцениваете любовь героя к Настеньке? Готов он пожертвовать собой ради счастья любимой или он в своей любви эгоистичен?
• Как объяснить то, что любовь Мечтателя к Настеньке освещена белыми ночами Петербурга? Спасает ли эта любовь героя от бесплодной мечты?
г) Обобщение учителя
— «Белые ночи» — повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в несправедливом мире, о несостоявшемся счастье. Герою неведомы эгоистические побуждения. Он готов всем пожертвовать для другого и стремится устроить счастье Настеньки, ни на минуту, не задумываясь над тем, что любовь к нему Настеньки — единственное, что от может получить от жизни. Любовь мечтателя к Настеньке бескорыстна, доверчива и так же чиста, как белые ночи. Это чувство спасает героя от «греха» мечтательства и утоляет жажду настоящей жизни. Но участь его печальна. Он снова одинок. Однако безысходного трагизма в повести нет. Мечтатель благословляет свою возлюбленную: «Да будет ясно твоё небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастия, которое ты дала другому, одинокому, благодарному сердцу!».
Эта повесть — своеобразная идиллия. Это утопия о том, какими могли бы быть люди, если бы проявляли свои лучшие чувства. Это скорее мечта о другой, красивой жизни, нежели отражение действительности.
2. «Под сенью дружных муз...»: практическая работа с иллюстрациями к повести «Белые ночи» (размещены на доске)
Учитель. А сейчас я предлагаю вам посетить виртуальную выставку картин современного художника Ильи Сергеевича Глазунова. Это единственный художник, который проиллюстрировал все произведения Достоевского. Рассмотрите иллюстрации. Какие фрагменты повести они отображают? Подкрепите своё мнение цитатами из повести.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа
• Как вы понимаете слова Ф. М. Достоевского: «Мечтатель — странное существо среднего рода»?
• У Достоевского, как правило, нет развёрнутого пейзажа. У него как бы пейзажные ремарки, рассыпанные по всему полю действия. Главное в них — это общее впечатление, но связанное с переживаниями героев. Вспомните переживания героя в связи с созерцанием вечерней зари.
2. Заключительное слово учителя
— В повести Ф. М. Достоевского звучит мотив первой любви. Для героев Достоевского любовь — возвышенное чувство, делающее человека счастливым. Для мечтателя это счастье стало кратким мигом в чреде серых будней.
Мечтатель из повести «Белые ночи» сам отказывается от любви, так как его любовь не является взаимной. А значит, для петербургского мечтателя счастливый финал невозможен. Он не способен разрушить счастье любимой ради собственной выгоды. В любви мечтатель честен и благороден. Герой Достоевского с благодарностью вспоминает встречи с Настенькой, которые стали для него кратким мигом счастья.
У Достоевского особый тип героя. Перед нами романтик, мечтатель поневоле. Таким его сделала тяжёлая действительность, спасения от которой он ищет в своих чистых и возвышенных мечтах. Поэтому и любовь у него романтическая, оторванная от реальности. Отсюда неумение до конца реализовать себя во взаимоотношениях с Настенькой.
«Белые ночи» — одно из самых «изящных по исполнению» произведений писателя. Эта повесть раннего Достоевского; может быть, поэтому мир повести, несмотря на скромное освещение белых ночей, так светел, гармоничен и благонадёжен. В этом мире нет места «человеку из подполья», здесь не царствуют гибельные страсти и не слышны раскаты социальных потрясений.
VI. Домашнее задание
1. Подготовить цитатный материал к характеристике образа Настеньки.
2. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на тему «Является ли мечтательность врагом нашего времени?».