Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Литература второй половины XIХ века
Фёдор Михайлович Достоевский
Ф. М. Достоевский. Роль истории Настеньки в постели Белые ночи. Развитие понятия о повести

    Цели: продолжить с учащимися работу по раскрытию идейно-художественного содержания повести «Белые ночи»; показать роль истории Настеньки в повести; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом; развивать навыки сравнительного анализа в работе с художественным текстом и критической литературой; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

    Оборудование: учебник, текст повести «Белые ночи», иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок — анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание повести, её проблематику, авторскую позицию по отношению к поднимаемой проблеме; раскрывают роль истории Настеньки в повести; рассматривают черты её внутреннего мира; участвуют в беседе; умеют аргументированно отвечать на вопросы по прочитанному тексту, определять проблематику произведения, работать в парах по предложенному заданию.

По своему мастерству, пониманию людей, по своей способности к состраданию он был одним из таких писателей,

с которыми каждый художник хочет сравняться, если только может.

У. Фолкнер

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

    1. Беседа «Вспоминая прочитанное...»

    • Случайно ли, что герои Достоевского никогда не имеют никакого настоящего человеческого дела? В чём причина бездействия мечтателя? Почему он так безмерно одинок?

    • Почему «Белые ночи» написаны от первого лица, в форме исповеди? Чей голос слышится вам в рассказе героя и в ночных грёзах? Каково отношение рассказчика к мечтательности как образу жизни? Какую роль играет в повести тема несостоявшейся любви, отнятого счастья? Связано ли это с мечтательностью героя?

    • Достоевский пишет в то время: «В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни... но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называется мечтательностью, и человек делается наконец не человеком, а каким-то странным существом среднего рода — мечтателем». Покажите на примерах из повести, что эта характеристика справедливо относится к главному герою повести. Как именно связана тема несостоявшегося счастья с темой мечтательности героя?

    2. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

    Учитель. 1848 год. Достоевскому 26 лет. Он казался себе уже глубоким стариком, всё увидевшим и всё пережившим: и смерть родных, и безответную, невысказанную любовь, и игру неизъяснимой судьбы, и бремя кратковременной славы гения (первая повесть Достоевского «Бедные люди» была очень благосклонно встречена критикой), и, наконец, отчаяние одиночества, ощущение страшной пустоты от непонимания. «Двойник» осмеян, «Хозяйка» поругана, а впереди — ничего, и зачем писать, и жить для чего? Хорошо ещё, в это время рядом с ним такой же, как он, мечтатель, друг поэт Алексей Плещеев.

А ночи стояли чудные... Знаменитые петербургские белые ночи... Достоевский назвал свою повесть «Белые ночи». Название соединяет в себе романтическую символику (ночь — пора мечтаний, пора поэзии) с точным указанием на петербургское происхождение героев и петербургский характер истории. А если перевести название повести на французский язык, то оно приобретает дополнительный смысл — «бессонные ночи». В такие ночи непросто уснуть, кажется, должно что-то произойти. Небольшая повесть — и такое необычное название. Наверное, это не случайно. Литературовед Ю. В. Манн определил семь слов названия как семь ключей к хранящейся за семью замками «художественной тайне» повести. (Обращение к эпиграфу урока.)

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

— Настенька — главная героиня произведения — занимает в повести основное место, благодаря ей развиваются все события. Она милая, доброжелательная, скромная, спокойная, чувствительная и ранимая девушка. В начале знакомства с мечтателем она показала себя с лучшей стороны, но внешность обманчива, и мечтатель увлекается ею, хотя девушка сразу сказала: «На дружбу я готова... а вот влюбиться нельзя, прошу вас!».

Основные события происходят в конце повести: Настенька, обиженная на того человека, которого любит, делает необдуманный шаг, решаясь строить с мечтателем планы на будущее, но всё рухнуло, так же внезапно, как и начиналось. Мечтатель снова один, Настенька ушла, предав героя. Получив наутро письмо, молодой человек долго размышлял, но у него не было чувства грусти, а даже наоборот.

2. Аналитическая беседа

    • Какова история Настеньки? Что сближает её с мечтателем? (Одиночество, круг чтения, мечты)

    • О чём мечтает Настенька?

    • В одну из встреч Настенька рассказала мечтателю о том, что любит другого. Как к этому сообщению отнёсся герой?

    • Как вы относитесь к чувствам и поведению Настеньки? Искренна ли она в своём отношении к герою?

    • Определите отношение автора и своё собственное к словам Настеньки: «Зачем мы все не так, как братья с братьями?».

    • Как завершилась история любви Настеньки и мечтателя?

Обобщение учителя. Петербургский мечтатель — личность, склонная не только к созерцанию, но и к деятельности. Влюбившись с первого взгляда в Настеньку, совсем не зная её, он старается помочь ей устроить её счастье с любимым человеком, хотя для него самого это будет настоящей катастрофой. И катастрофа происходит: Настенька, уже решившая связать с ним судьбу, оставляет его, произнеся, конечно, слова благодарности, написав в сумбурном, но вполне романтическом, соответствующем характеру их отношений письме: «О, любите меня, не оставляйте меня, потому что я вас так люблю в эту минуту, потому что я достойна любви вашей, потому что я заслужу её...».

Современному читателю трудно принять всерьёз героя — рассказчика повести «Белые ночи». Досада берёт оттого, что он не умеет, не желает бороться за свою любовь. Но. оторваться от чтения невозможно. Думаешь: бывают на свете такие люди или только «в тридесятом неведомом царстве, а не у нас, в наше серьёзное-пресерьёзное время» могут они существовать? И, соглашаясь и внутренне протестуя одновременно, перечитываешь последние строки повести: «Боже мой! Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?».

Осуждая своих героев за оторванность от жизни, Ф. М. Достоевский вместе с тем сочувствует им, и поэтому протест против мечтательности звучит у него приглушённо. В повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи» автор не встаёт ни на одну из сторон своих героев. Он предлагает своим читателям самостоятельно разобраться в ситуации и обдумать, за кем из персонажей произведения правда.

    3. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса (работа в парах по вариантам)

    • 1-й вариант. Обратите внимание на особенности композиции романа: всё действие романа происходит ночью. В нём нет даже привычного деления на главы, есть ночи: «Ночь первая», «Ночь вторая» ... Всего четыре ночи. Как вы думаете, с чем это связано?

    • 2-й вариант. Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи» как «прекрасные и святые»?

    • 3-й вариант. В юные годы Достоевский увлекался романтизмом. В известном смысле он навсегда остался романтиком, но хорошо видевшим слабости романтизма. При этом даже ранняя проза его близка к реальной жизни, только в его реализме много романтизма. Попытайтесь найти в повести проявления такого реализма.

    4. «Практикум начинающего литературоведа»: работа с отрывками из литературоведческих текстов (в парах)

    • Ознакомьтесь с высказываниями литературных критиков о повести «Белые ночи». Совпадают ли эти высказывания с вашей точкой зрения? В чём именно? Есть ли различия? Аргументируйте своё мнение.

    1) Первые критические отзывы о произведении появились в январе 1849 г. А. В. Дружинин написал в «Современнике», что мечтатель поставлен вне отчётливо обозначенного места и времени и что читателю неизвестны его занятия и привязанности. «Ежели б личность мечтателя “Белых ночей” была яснее обозначена, если б порывы его были переданы понятнее, повесть много бы выиграла».

    2) С. С. Дудышкин отнёс «Слабое сердце» и «Белые ночи» к лучшим произведениями 1848 г. Отметив ведущую роль психологического анализа в творчестве Ф. М. Достоевского, он писал, что с художественной точки зрения «Белые ночи» совершеннее предшествующих произведений писателя: «Автора не раз упрекали в особенной любви часто повторять одни и те же слова, выводить характеры, которые дышат часто неуместной экзальтацией, слишком много анатомировать бедное человеческое сердце. В “Белых ночах” автор почти безукоризнен в этом отношении. Рассказ лёгок, игрив, и, не будь сам герой повести немного оригинален, это произведение было бы художественно прекрасно».

    3) Несколько отзывов о повести появилось в 1861 г. после её переиздания. Н. А. Добролюбов высказал мнение, что в мечтателе «Белых ночей» предвосхищены черты героя романа «Униженные и оскорблённые» (1861) — Ивана Петровича. Протестуя против удовлетворения «вздохами и жалобами да пустыми мечтами», он писал: «Я признаюсь — все эти господа, доводящие своё душевное величие до того, чтобы зазнамо целоваться с любовником своей невесты и быть у него на побегушках, мне вовсе не нравятся. Они или вовсе не любили, или любили головою только. Если же эти романтические самоотверженцы точно любили, то какие же должны быть у них тряпичные сердца, какие куричьи чувства! А этих людей показывали ещё нам как идеал чего-то!».

5. «Под сенью дружных муз...»

    а) Практическая работа с иллюстрациями к повести «Белые ночи» (размещены на доске)

Учитель. Творчество Ф. М. Достоевского никого не оставляет равнодушным. И мы сегодня имеем возможность виртуально посетить выставку картин современного художника Ильи Сергеевича Глазунова в Государственном русском музее в Петербурге. Всемирную славу Илье Сергеевичу принесли иллюстрации к произведениям его любимого философа, писателя, русского пророка Фёдора Михайловича Достоевского. Он единственный художник, который проиллюстрировал все произведения великого писателя. Работы Глазунова, выражающие внутренний мир героев Достоевского, — одна из вершин его творчества.

    • Рассмотрите иллюстрации И. С. Глазунова. Какие цвета преобладают на них и случайно ли это?

    • Какие фрагменты повести отображают иллюстрации? Подкрепите своё мнение цитатами из повести.

    б) Просмотр эпизодов кинофильма «Белые ночи» режиссёра М. Г. Джалиашвили (1958)

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа

    • Почему повесть, несмотря на свой печальный конец, не производит впечатления трагедии? За что благодарен мечтатель своей любимой?

    • Как вы понимаете подзаголовок повести Ф. М. Достоевского? Почему она названа сентиментальным романом?

    • Что подсказывает вам для понимания особенностей повести её второй подзаголовок — «Из воспоминаний мечтателя»?

    • У истории любви мечтателя к Настеньке печальный конец. Однако само произведение завершается на иной ноте. Прочитайте текст со слов: «Но чтобы я помнил обиду мою, Настенька!» и до конца. Какой мотив начинает отчётливо звучать в этих строках?

2. Заключительное слово учителя

— В чём же тайна Достоевского? Что именно он принёс в мир, чем покорил его? Именно христианское учение предопределило для Достоевского возможность художественного исследования глубочайших противоречий человеческой природы, очень тонких, порою неуловимых, но всё же существующих различий между духовностью и интеллектом, оно помогло ему осознать грозную опасность бездуховного мира, какими бы «хрустальными дворцами» ни манил он нас, какими бы материальными соблазнами ни искушал. Писатель верил в возможность счастья на земле, мучительно искал пути к достижению гармонии и подлинного расцвета человеческой личности, стремясь, по его словам, к «восстановлению погибшего человека». Несмотря на ту известность, которую Достоевский получил в конце своей жизни, поистине непреходящая, всемирная слава пришла к нему после смерти. Даже Фридрих Ницше признавал, что Достоевский единственный, кто сумел ему объяснить, что такое человеческая психология.

VI. Домашнее задание

    1. Знать содержание автобиографической трилогии Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».

    2. Подготовиться к беседе по повести «Юность».

    3. Творческое задание (по выбору учащихся). Написать сочинение-миниатюру на тему: «Что нового открылось для меня в повести Ф. М. Достоевского “Белые ночи” благодаря иллюстрациям художника И. С. Глазунова?».

    4. Индивидуальные опережающие задания (3 — 4 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Л. Н. Толстого, об истории создания автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».