Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Литература второй половины XIХ века
Лев Николаевич Толстой
Урок внеклассного чтения. Л. Н. Толстой: судьба, личность, творчество. Автобиографическая трилогия Детство, Отрочество, Юность

    Цели: ознакомить обучающихся с судьбой, личностью, творчеством Л. Н. Толстого, этапами его творческого пути; вызвать интерес к личности и творчеству автора; рассмотреть автобиографическую трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность»; продолжить знакомство с главным героем трилогии Николенькой; совершенствовать навыки аналитической работы с прозаическим текстом, исследовательские, аналитические способности; развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; воспитывать культуру читательского восприятия.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, тексты повестей Л. Н. Толстого, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок — анализ художественного произведения.

Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Л. Толстого; составляют развёрнутый план сообщений о жизни и творчестве писателя; знают содержание повестей «Детство», «Отрочество», «Юность»; умеют аргументированно отвечать на вопросы, определять, в чём состоит автобиографичность повести, характеризовать образ главного героя.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. «Творения Шекспира, Бальзака и Толстого — три величайших памятника, воздвигнутые человечеством для человечества», — утверждал Андре Моруа, взявший на себя смелость назвать троих самых великих писателей за всю историю культуры. Он выстраивал несколько вариантов главной «тройки», но Лев Толстой оставался её неизменной составляющей. В конце жизни Лев Толстой намеревался написать свои «Воспоминания» (начаты в 1903-м, но не окончены), на которые его подвигла странная мысль: «Я думаю, что написанная мною биография... будет полезнее для людей, чем вся та художественная болтовня, которой наполнены мои 12 томов сочинений и которым люди нашего времени приписывают не заслуженное ими значение». Эти слова написаны той же рукой, которая написала книги, составившие славу России, а может быть, и всей нашей цивилизации.

Давайте вспомним слова Льва Николаевича, которые он сказал, уже испытав литературную славу: «Я и Лермонтов — не писатели». Это при том, что произведения Лермонтова он ценил чрезвычайно высоко, его «Тамань» считал вершиной прозы. Как же толковать эти толстовские слова? Вероятнее всего, в том смысле, что литература для Толстого была лишь средой, средством для построения своей личности и возможностью влиять на ход событий. Жизнь он любил не меньше литературы и хотел быть её Учителем. В 24 года Лев Толстой сделал такую запись: «Я стар, пора развития или прошла, или проходит; а всё меня мучат жажды, не славы — славы я не хочу и презираю её; а принимать большое влияние в счастье и пользе людей». Человеческая биография Льва Толстого значительно шире биографии литературной, поэтому все ответы на загадки творческой трансформации Толстого следует искать в его жизни.

IV. Работа над темой урока

    1. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве Л. Н. Толстого (Учащиеся составляют развёрнутый план.)

Предполагаемый план

    1) Тайна человеческого счастья, тайна зелёной палочки — главная цель жизни Л. Н. Толстого.

    2) Период потерь. Ранняя смерть родителей. Роль Ясной Поляны в жизни мальчика. Мысли о жизни, страстная мечта о подвиге. Первая любовь. На пути к творчеству.

    3) Поступление в Казанский университет. Поиски себя: арабско-турецкое отделение и мечта о дипломатии, юридический факультет, уход из университета. Стремление постичь и понять мир. Собственные философские опыты.

    4) Ясная Поляна. Мучительные поиски смысла жизни. Первые литературные наброски.

    5) 1851 г. — поездка на Кавказ на войну с горцами. Война — осмысление пути формирования человека.

    6) Автобиографическая трилогия: «Детство» (1852); «Отрочество» (1854); «Юность» (1857). Процесс умственного и нравственного развития человека.

    7) Севастопольская эпопея. Перевод в Дунайскую армию, в сражающийся Севастополь (1854) после неудачного прошения об отставке. Жестокий реализм «Севастопольских рассказов».

    8) Идейные искания 50 — 60-х гг. «Утро помещика» (1856). Мировоззренческий кризис писателя. Мысль о воспитании нового человека. Педагогическая и просветительская деятельность. Открытие школ, создание «Азбуки» (1872) и книг для детей.

    9) Замысел и создание романа «Война и мир» (1863 — 1869). Новый жанр — роман-эпопея. «Мысль народная» в романе.

    10) «Мысль семейная» в романе «Анна Каренина» (1877). Жизнь семьи и жизнь России.

    11) Духовный кризис 70-80-х гг. Ожидание революции и неверие в неё. Отречение от жизни дворянского круга. «Исповедь» (1879 — 1882).

    12) Напряжённые раздумья об обновлении возрождённой души, о движении от нравственного падения к духовному возрождению. Протест против беззакония и лжи общества — роман «Воскресение» (1889 — 1899).

    13) Крик души — статья «Не могу молчать» (1908). Защита народа словом.

    14) Преследование правительством и церковью. Широкая популярность.

    15) Итог трагедии — уход из Ясной Поляны. Смерть на станции Астапово.

    2. Аналитическая работа с автобиографической трилогией «Детство», «Отрочество», «Юность»

а) Заслушивание сообщений об истории создания трилогии

— Появление на страницах журнала «Современник» повестей Л. Толстого «Детство», а затем «Отрочество» и «Юность» стало знаменательным событием в русской литературной жизни.

В 1851 г. вместе с братом Николаем Толстой отправился на Кавказ, где шла бесконечная война с горцами, — отправился, однако, с твёрдым намерением стать писателем. Он участвует в боях и походах, сближается с новыми для него людьми и в то же время напряжённо работает.

Толстой задумал создать роман о духовном развитии человека. В первый же год кавказской службы он написал «Детство». Повесть четыре раза переделывалась. В июле 1852 г. первое своё законченное произведение Толстой послал Н. А. Некрасову в «Современник». Это свидетельствовало о большом уважении молодого писателя к журналу. Проницательный редактор, Некрасов высоко оценил талант начинающего автора, отметил важные достоинства его произведения — простоту и действительность содержания. Повесть была напечатана в сентябрьском номере журнала. Позднее печатаются «Отрочество» и «Юность», составившие вместе с первой частью автобиографическую трилогию.

Главный герой трилогии духовно близок автору, наделён автобиографическими чертами. Самоуглубление, неутомимое наблюдение над самим собой были для писателя школой познания человеческой психики. Дневник Толстого (писатель вёл его с 19 лет в течение всей своей жизни) был своеобразной творческой лабораторией.

Трилогия верно передаёт духовную историю первых трёх периодов жизни самого Толстого и вместе с тем лучшей части современной ему дворянской молодёжи.

«Детство», «Отрочество», «Юность» имеют и более широкое значение: в них отразился процесс умственного и нравственного развития человека.

б) Словарная работа (запись на доске и в тетрадях)

Диалектика — движение, развитие.

Рефлексия — внутренний самоанализ человека.

Психологизм — углублённое изображение душевных переживаний героя.

в) Беседа по повестям «Детство», «Отрочество»

    • В какой атмосфере жил Николенька, как относились к нему окружающие (повесть «Детство»)? «Перелистайте» самые радостные, светлые эпизоды его жизни.

    • Были ли в его жизни поступки, которых он стыдился?

    • Что важнее в повести «Детство» — описание событий или описание переживаний мальчика?

    • Внимательно перечитайте текст, точно определите, в каком месяце происходят события в начале повести «Отрочество» (глава «Гроза»).

    • Найдите фразу, которой кончается глава под названием «Гроза». Какие ощущения Николеньки передаёт такая концовка?

    • Итак, пора детства, полная нежных лирических воспоминаний и слёз, ошибок и находок, любви и горьких уроков жизни, прошла. Наступила пора отрочества. Чем отрочество, с точки зрения Толстого, отличается от детства?

    • Как автор рассказывает о переходе своего героя из детства в отрочество? Что изменилось в нём?

г) Аналитическая беседа по повести «Юность»

    • Какая из прочитанных глав открыла вам характер и взгляды героя полнее всего, помогла заинтересоваться им как человеком?

    • Вы прочитали главу «Мечты», перескажите её и дайте к ней собственный комментарий.

    • Сравните главы с одинаковым названием «Мечты» из повестей «Отрочество» и «Юность». Чем отличаются мечты подростка от мечтаний юноши в этих повестях?

    • Перечитайте главу «Что я считаю началом юности». Согласны ли вы с тем, как автор определил начало нового периода жизни?

    • Как вы связываете мечты Николеньки Иртеньева с его правилами? Для ответа используйте главы «Мечты» и «Правила».

    • Почему в повести «Юность» появилась глава с несколько неожиданным названием — «Я большой»? В каком возрасте вам приходила мысль о том, что вы уже стали «большими»? Были ли вы тогда ровесниками Николеньки Иртеньева?

    • Большую роль в рассказе о юности Николеньки Иртеньева играют описания экзаменов. Попробуйте рассказать об одном из них по своему выбору. Близки ли вам чувства Николеньки Иртеньева?

    • Лев Толстой, как утверждают специалисты, был единственным человеком, который сумел описать распространённое явление — comme il faut. Как вы поняли, что такое «комильфо»? Есть ли и в нашем обществе люди, которые стремятся следовать такого рода идеалам?

    • Попробуйте рассказать о Николеньке Иртеньеве, каким вы узнали его в повести «Юность». При подготовке рассказа внимательно проследите за отношением автора к герою. Ведь именно в этой повести вместо открытой симпатии, которую испытывал автор к нему в первых двух частях трилогии, возникает двойственное отношение к герою. Тщеславие, которым проникнуто поведение Николеньки, раздражало Толстого, он к тому времени, когда писал повесть, уже преодолел это ложное увлечение и соблазн.

     3. «Практикум начинающего литературоведа»: исследовательская работа по тексту повести «Юность» (в парах, по вариантам)

    • 1-й вариант. Покажите на примерах «движения души» главного героя (главы II, XVI); «я» юноши (главы II, III, конец главы ХШ); «я» взрослого (главы IX, XVI, XVII, конец глав XXI, XXX).

    • 2-й вариант. Какова роль предметных деталей в раскрытии душевных переживаний героя на примере сопоставления интерьера дома Корнаковых (начало XIX главы), Ивиных (глава XX) и деревенского дома Иртеньевых (глава XXVIII)?

Презентация результатов работы

    4. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемных вопросов (работа в парах)

    • В каждой из частей автобиографической трилогии Льва Толстого есть глава, которая названа так же, как и сама повесть. В «Детстве» это глава XV, в «Отрочестве» — XIX, в «Юности» — глава XXXII. Можете ли вы решить, зачем автору нужны такие специальные главы? После того как вы подумаете об этом, перечитайте главу XXXII из «Юности». Были ли вы правы в своём предположении?

    • В первой редакции одной из частей трилогии были такие строки: «Мечты честолюбия, разумеется военного, также тревожили меня. Всякий генерал, которого я встречал, заставлял меня трепетать от ожиданий, что вот-вот он подойдёт ко мне и скажет, что он замечает во мне необыкновенную храбрость и способность к военной службе и верховой езде... и наступит перемена в жизни, которую я с таким нетерпением ожидаю». Как вы думаете, в какой из повестей можно прочесть эти строки: в «Отрочестве» или «Юности»? Ответ обоснуйте.

    • Толстой, работая над повестью «Юность», читал роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», поэму Н. В. Гоголя «Мёртвые души» и «Посмертные записки Пиквикского клуба» Ч. Диккенса. Видите ли вы какую-то связь между настроением писателя, которым проникнуты страницы «Юности», и книгами, которые он перечитывал?

5. «Учимся грамотно дискутировать»: мини-дискуссия

    • Обоснуйте своё мнение, подобрав аргументы за и против для дискуссии на тему «Юность — пора ошибок и заблуждений».

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— «Что в мире поэтичнее, прелестнее чистой юношеской души, с радостной любовью, откликающейся на всё, что представляется ей возвышенным и благородным, чистым и прекрасным, как она сама?» — задаёт вопрос Н. Г. Чернышевский и этими словами определяет значение повести Л. Н. Толстого «Юность».

Итак, Л. Н. Толстой мастерски использует такие традиционные для русской литературы приёмы подачи характеристики человека, как портрет героя, изображение его жеста, манеры поведения, так как всё это — внешние проявления внутреннего мира. Таким образом, мы видим, что трилогия Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» построена на постоянном сопоставлении внутреннего и внешнего мира человека. Главной целью писателя, безусловно, был анализ того, что же составляет сущность каждого человека. И в мастерстве осуществления такого анализа Л. Н. Толстой не знает себе равных.

VI. Домашнее задание

    1. Прочитать рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника».

    2. Индивидуальные опережающие задания (1 — 2 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А. П. Чехова.