Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Литература второй половины XIХ века
Антон Павлович Чехов
А. П. Чехов. Рассказ Тоска: тема одиночества человека в мире. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа
Цели: продолжить знакомство учащихся с творчеством А. П. Чехова; дать понятие о сюжете, композиции рассказа «Тоска»; выяснить философско-нравственную проблематику рассказа методом анализа текста; продолжить формирование умения анализировать художественный текст (развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, повторение теоретических понятий: композиция, рассказ, выразительные средства языка, пейзаж — «вытравлять из себя всякую душевную дрянность»); совершенствовать умения и навыки определять тему и идею произведения, умение соотносить начало и финал; развивать читательскую культуру; воспитывать духовнонравственную культуру учащихся.
Оборудование: учебник, текст рассказа «Тоска», раздаточный и иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок — анализ художественного произведения.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о сюжете, композиции рассказа «Тоска»; определяют сюжетные элементы рассказа, особенности композиции; определяют тему и идею произведения, соотносят начало и финал; характеризуют главного героя рассказа; выполняют исследовательскую работу с текстом рассказа в группах.
Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодёжи,
а между тем от многих тёмных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому,
что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность.
К. И. Чуковский
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Обращаясь к конкретным произведениям А. П. Чехова, видишь, насколько тесно переплетаются в них отклик на непосредственные впечатления действительности с литературной памятью, отражение реальности и включённость в определённую традицию. И наша с вами задача — различать, что пришло в них от жизненных наблюдений, что — от опыта, накопленного предшествующей литературой.
Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером короткого рассказа. Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: «писать талантливо, то есть коротко» и «краткость — сестра таланта». За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни. Рассказ «Тоска», посвящённый теме разобщённости людей и одиночества человека, многими исследователями литературного наследия А. П. Чехова признан вершинным из ранних произведений писателя.
Равнодушие... Как часто, слыша это слово, мы удивляемся и возмущаемся, думая про себя, что к нам это не относится. И как часто мы забываем, что обидели и принесли горе нашим самым близким и родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать ласковое слово, улыбнуться. Но и этой малости нам бывает так жаль порой. Ну что стоило героям рассказа «Тоска» проявить минимум ласки, сострадания и терпения, чтобы облегчить горе Ионе Потапову? Их душе стало бы намного светлее и чище, пойми они горе извозчика. Насколько же станет и наш мир светлее и лучше, когда нас наконец покинут сухость, чёрствость, равнодушие.
Известный русский писатель Корней Иванович Чуковский говорил (обращение к эпиграфу урока): «Чехов меньше всего притязал на роль проповедника, идейного вождя молодёжи, а между тем от многих тёмных и недостойных поступков нам удалось уберечься лишь потому, что он, словно щелчком, вытравлял из нас всякую душевную дрянность».
Можем ли мы сказать о нас, сегодняшних, эти слова? Ответим на этот вопрос сегодня на уроке.
IV. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя
— Эпиграф к «Тоске» — «Кому повем печаль мою?..», — начальная строка духовного стиха «Плач Иосифа и быль», некогда исполнявшегося российскими странниками — «каликами перехожими», задаёт определённую психологическую тональность чеховскому рассказу. Автор тем самым расширяет границы предстоящего повествования, побуждает читателя задуматься о экзистенциальной дилемме человеческого бытия — теме одиночества человека среди людей, отсутствия отклика на чужую боль, невозможности быть услышанным, излить своё горе, установить исповедальный контакт с другим человеком.
Начало «Тоски» напоминает увертюру к музыкальному произведению, в которой звучит основная тема рассказа, объединяются в единое целое эмоциональный, событийный, философский и психологический планы. «Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажжённых фонарей и тонким мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки...» Бегущие люди в привычной для себя уличной суматохе большого города не замечают ни падающего снега, ни извозчика Ионы Потапова, который «бел, как приведение», и своей неподвижностью напоминает снежное изваяние.
2. Погружение в тему урока: беседа
• Что значит быть одиноким?
• Может ли человек быть одиноким среди людей?
• Что такое, по-вашему, тоска?
• Каково лексическое значение этих слов?
3. Словарная работа (запись на доске и в тетрадях)
Одиночество — состояние и ощущение человека, находящегося в условиях реальной или мнимой изоляции от других людей, разрыва социальных связей, отсутствия значимого для него общения, недостаточности общения и др.
Тоска — стеснение духа, томление души, мучительная грусть; душевная тревога, беспокойство, боязнь, горе, печаль, скорбь.
4. Аналитическая работа с текстом рассказа «Тоска»
а) Сообщение учителя об истории создания рассказа «Тоска»
— Рассказ появился в январе 1886 г. в разделе «Летучие заметки» «Петербургской газеты» — там, где до этого уже А. П. Чехов напечатал многие иронические сценки и другие короткие сатирические произведения, которые принесли ему литературную известность как остроумному, наблюдательному юмористу — Антоше Чехонте. Что послужило ведущим мотивом обращения А. П. Чехова к данной теме, доподлинно неизвестно. В декабре 1885 г. писатель впервые побывал в Петербурге, и «омут, полный чудовищных огней, неугомонного треска и бегущих людей», в который он погрузился, прибыв в столицу, возможно, в определённой степени послужил одним из стимулов к написанию «Тоски». Мелькнувшая уличная сценка, услышанный обрывок разговора или просто вид согнувшегося под снегом извозчика и его лошадёнки — эти или иные впечатления, нам неизвестные, могли дать толчок работе писательского воображения. Нужен ли, впрочем, какой-то специальный — реальный или литературный — комментарий к «Тоске», к рассказу со столь очевидным сюжетом, с захватывающим читателя сочувствием к Ионе Потапову и его беде? Разумеется, основной смысл рассказа должен быть понятен без всякого комментария, через уяснение внутренних связей произведения, логики его сюжета, композиции.
Автору «Тоски» — 26. Черновых вариантов рукописи «Тоски» не сохранилось, так как в этот период творчества А. П. Чехов имел привычку уничтожать все предварительные наброски и использованные подготовительные материалы по окончании работы.
б) «Практикум начинающего литературоведа»: исследовательская работа с текстом рассказа (в группах)
1-я группа
• Сколько раз пытается рассказать Иона о смерти сына? (Три раза)
• Выпишите реакцию собеседников. (Сын помер — от чего? ... поезжай; сын помер — все помрём, погоняй; сын помер — ... (ответа нет).)
• Как называется это выразительное средство? (Повтор.) Подтвердите примерами из текста рассказа.
2-я группа
• В какое время суток происходили события рассказа? (Вечером)
• Выпишите изменение вечернего освещения. (Вечерние сумерки — вечерняя мгла — потёмки.)
• Как называется это выразительное средство? (Градация)
• Сколько раз происходит это изменение? (Три раза.) Подтвердите примерами из текста рассказа.
3-я группа
• Выпишите из текста глаголы, характеризующие действия многолюдного города. (Тёмные массы движутся — толпы бегут — толпы снуют.)
• Сколько раз Чехов говорит об этом в рассказе? (Три раза.) Подтвердите примерами из текста рассказа.
4-я группа
• Выпишите из текста, как изменяет обращение Иона к лошади.
• Как менялась эмоциональная окраска слова? (От презрительного «лошадёнка» — через нейтральное «лошадь» — к уменьшительно-ласкательному «кобылочка».)
• Как называется такая лексика (первое и третье слова)? (Экспрессивная.) Подтвердите примерами из текста рассказа.
Презентация результатов работы
в) Беседа
• Для чего нужен эпиграф к рассказу?
• С чего начинается рассказ? (С описания природы. Мокрый снег ложится лениво на всё вокруг и на Иону.)
• Что произошло у Ионы Потапова? Чего ему теперь хочется, чего не хватает? (Внимания и сопереживания. Одиночество подобно прилипчивому снегу, от него невозможно избавиться.)
• Что окружает Иону вопреки ожидаемому сочувствию и вниманию людей? Как относятся к Ионе люди? (Никто, даже близкие по положению, не хотят слушать Иону, все равнодушны или ещё хуже — кричат на него.)
• Сколько сюжетных линий в рассказе? (Иона — сын, Иона — лошадка, Иона — внешний мир: военный, трое гуляк-весельчаков.)
• Зачем нужен Ионе внешний мир? (Выйти из состояния тоски, облегчить своё горе, выговориться, с кем-то поделиться, почувствовать себя человеком.)
• Какой художественный приём применил Чехов, чтобы передать тоску Ионы?
(Градация, усиление через повтор, эмоциональную окраску слов, глаголы.)
• Какая настойчиво повторяющаяся деталь встретилась в этом рассказе?
(Цифра 3.) В каком жанре постоянно встречается это число? (В сказке)
• Назовите ещё один оборот речи, сразу напомнивший народную песню. (Сыра земля)
• Как вы думаете, какое значение имеет эта художественная деталь?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
— Сегодня на уроке вы ещё раз убедились, что рассказы А. П. Чехова отличаются краткостью и насыщенностью сюжета. В рассказе «Тоска» кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он ожидает своих пассажиров. На самом же деле Иона никого и ничего уже не ждёт. Вот уже целую неделю он живёт как в полусне: умер его сын.
Трагедия Ионы никого не интересует: ни военного, ни праздношатающуюся молодёжь, ни человека его же сословия — извозчика. Иона Потапов никому не интересен, его разрывающая душу боль никому не нужна. Все куда-то спешат, все недовольны, раздражены, только Ионе некуда спешить. Он одинок, печален, погружен в раздумья. Смерть ошиблась, «дверью обозналась», забрала наследника, который «настоящий извозчик был».
После нескольких попыток излить душу посторонним людям Иона Потапов понимает, что в горе сочувствующих нет и не будет, люди замыкаются, они хотят чего угодно, но только не разговоров о чьей-либо смерти. Люди не хотят думать о бренности, они бездумно снуют по миру, надеясь, что удача их убережёт, они найдут своё место в жизни, и что им за дело до смерти другого человека.
Отсутствие душевности, отзывчивости, понимания — проблема не только XIX века, но и нынешнего. Иона Потапов может быть водителем такси, у которого трагически погиб сын. Найдёт ли он отзыв в душах современных пассажиров? Думаю, что нет. У Ионы «тоска громадная, не знающая границ», таковы же и безграничная чёрствость, и равнодушие окружающих.
Зима. Падает снег. Он растает, когда станет теплее, от него не останется и следа. Тоска Ионы тоже рассеется, если найдёт тёплый отзыв и участие. Да, останется боль утраты, как воспоминание о былом снегопаде, но можно будет жить, заботясь о лошади, спокойно думать о своей смерти. Кому может выплакаться Иона? Только живой душе, только она способна понять горе другого. Иона нашел такого молчаливого друга — своего напарника, лошадь, старую, заезженную, уставшую от работы, которая только дышит теплом своим на руки хозяина.
А. П. Чехов — тонкий психолог человеческой души. Он показал, как может быть безысходна тоска человека, одинокая, как и человек. Они наполняют друг друга, сосуды с глубоким, тягучим содержимым. И душевная глухота человеческая ведёт к безграничному одиночеству и пустоте, к пустоте сосудов, которые должны быть наполнены живой влагой.
VI. Домашнее задание
Подготовиться к уроку внеклассного чтения. Прочитать очерк А. П. Чехова «Остров Сахалин».