Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Литература второй половины XIХ века
Антон Павлович Чехов
Урок внеклассного чтения. А. П. Чехов. Книга художественно-путевых очерков Остров Сахалин. Особенности жанра произведения
Цели: ознакомить обучающихся с историческим прошлым России через книгу очерков А. П. Чехова «Остров Сахалин»; дать понятие о художественно-путевом очерке; раскрыть социальное, философское, эстетическое осмысление жизни в книге очерков; развивать аналитико-синтезирующие способности в процессе комплексного анализа художественно-путевых очерков, умение работать с художественным текстом; активизировать основные сферы читательского восприятия; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, текст книги «Остров Сахалин», иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок — анализ художественного произведения.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают определение художественно-путевого очерка; раскрывают социальное, философское, эстетическое осмысление жизни в книге очерков «Остров Сахалин»; на основе наблюдения, исследования приходят к пониманию идейного содержания очерков; участвуют в беседе.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа «Вспоминая изученное...»
• Л. Н. Толстого поразило начало одной из пушкинских повестей: «Гости съезжались на дачу...». Что вам кажется необычным в том, как начинаются чеховские рассказы?
• А. П. Чехов считал краткость повествования «сестрой таланта». Чем достигается краткость в прочитанных вами рассказах Чехова?
• А. П. Чехов — любимый писатель кино и театра. Подумайте, почему так часто к нему обращаются режиссёры и актёры?
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Личным подвигом А. П. Чехова стала его поездка на Сахалин — остров, куда ссылались каторжники, место «невыносимых страданий, на которые только бывает способен человек, вольный и подневольный». Чехов был человеком, очень остро чувствующим и воспринимающим чужую боль. Он писал, что «ненавидит ложь и насилие во всех их видах». Писатель уехал в самый разгар своих литературных и театральных успехов. Позже он разъяснил: «Поездка — это непрерывный полугодовой труд, физический и умственный, а для меня это необходимо, так как я. стал уже лениться. Надо себя дрессировать». Путешествие было нелёгким: нужно было проделать путь через всю Сибирь, в том числе четыре тысячи вёрст на лошадях. На Сахалине за три месяца Чехов сделал единолично перепись всего населения, он встречался и беседовал буквально с каждым, в доме или в камере тюрьмы. Несмотря на запрет, он встречался и с политическими ссыльными. Как художник и гражданин, Чехов решил сказать современникам суровую правду о действительности, которую многие не хотели видеть. Итогом его поездки стала книга «Остров Сахалин» (1894).
«Остров Сахалин» является уникальным произведением в его творческом наследии, единственным в жанре документального очерка, но характерным для Чехова — писателя и гражданина. С момента выхода в свет первых глав и до наших дней литературоведы не оспоривают вопрос об огромном значении для творчества Чехова его поездки на Сахалин, последовавшей за этим книги, а также отражении «сахалинской темы» в произведениях 90-х гг.
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя
— В 1890 г. уже завоевавший всероссийскую славу Чехов предпринял беспримерное для своего времени путешествие — через всю Россию, на «каторжный» остров Сахалин. Писатель хотел противопоставить официальной точке зрения на сахалинскую действительность всестороннее, объективное её исследование; нарисовать правдивую, основанную на точных фактах, картину русской каторги; пробудить в обществе внимание к «месту невыносимых страданий». Результатом этой поездки стали книги «Из Сибири» и «Остров Сахалин», которые буквально потрясли всю читающую Россию. Современники отмечали, что по содержанию, мастерству, гуманистической направленности, эмоциональной сдержанности, сжатости языка эти «превосходные очерки» являются бесспорно классическим произведением. «Если бы господин Чехов ничего не написал более, кроме этой книги, имя его навсегда было бы вписано в историю русской литературы», — так оценивали газеты «Остров Сахалин».
«Остров Сахалин» — уникальное произведение, состоящее из литературных очерков и этнографических заметок. Новая работа Чехова вызвала горячий интерес и неподдельное сочувствие современников. Известно, что некоторые реформы в области ссылки и каторги, осуществлённые в 90-е гг., связывают с публикацией книги Чехова «Остров Сахалин».
В этой книге сдержанно и осторожно высказаны некоторые идеи, характеризующие общее умонастроение писателя и его взгляды первой половины 90-х гг. Современные исследователи творчества Чехова отмечают, что в «Острове Сахалин» писатель отказался от прежних своих художественных приёмов, отбросил всё, что казалось ему «литературщиной», упростил стиль и форму для того, чтобы выработать новый почерк, характеризующийся более чётким звучанием, ощущением взаимосвязи между общественными явлениями. Книга явилась результатом поездки на остров, научной работы в крае, а также встреч с людьми, оторванными от цивилизации и значительным образом повлияла на все дальнейшее творчество писателя. Сахалинское путешествие открыло новый период его творчества, содействовало, по словам самого Чехова, его «возмужалости» и породило «чертову пропасть планов».
В современном литературоведении достаточно высоко оценены значение этого рубежного произведения для творчества А. П. Чехова и его вклад в развитие всей русской литературы.
2. «Из секретов литературоведения»: словарная работа (запись на доске и в тетрадях)
Художественно-путевой очерк — один из самых старых видов очерковых форм журналистики. Сюжет очерка отражает последовательность событий, происшествий и встреч автора во время его путешествия. Выбирать из всех впечатлений автор должен самое важное и интересное для читателя. Что именно автор посчитает важным и интересным, зависит от его замысла, который обычно формируется во время путешествия.
Комментарий учителя. В России путевой очерк зарождается в XVIII в., так как именно этот период ставит перед публицистами задачу показать панораму развивающихся событий. Меняется отношение к действительности, а, следовательно, необходимы новые формы её отражения. Во время путешествия автор, основываясь на личных впечатлениях, начинает фиксировать формы жизни, обычаи и нравы, социальные контрасты. Так появляются «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева и «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина. Среди родоначальников отечественного очерка исследователи российской журналистики называют имена В. Г. Короленко («В голодный год»), А. П. Чехова («Остров Сахалин»), Г. И. Успенского («Разорение»), Н. В. Успенского («Без языка») и др.
3. Аналитическая беседа
• По мнению исследователей, ещё в процессе работы определилась композиция всей книги. Какова она? (Главы 1 — 13 строятся как путевые очерки, посвящённые сначала Северному, а потом Южному Сахалину. Главы 14 — 23 — как очерки проблемные, посвящённые отдельным сторонам сахалинского образа жизни, сельскохозяйственной колонизации, детям, женщинам, беглым, труду сахалинцев, их нравственности и т. д. В каждой главе автор пытался передать читателям основную мысль: Сахалин — это «ад».)
• Какие особенности стиля писателя проявились в этой книге? (Все главы организованы авторской речью. А. П. Чехов не прячется под маской повествователя. В произведении почти нет развёрнутых сюжетов, и герой обычно показан в небольшом эпизоде-микросюжете, которых в «Острове Сахалине» более шестидесяти. В книге отсутствует нравоучение, читатель сам должен прийти к нужным выводам. В произведении даётся объективная картина действительности. Образ персонажа создаётся с помощью нескольких деталей, подчёркивающих самое характерное, самое типичное в герое. Среди художественных средств автор использует контраст, сравнение, которые выполняют различные функции.)
• Какие отклики современников А. П. Чехова вызвала публикация «Острова Сахалин» на страницах журнала «Русская мысль»?
• Случайны ли маршрут и время путешествия А. П. Чехова на Сахалин? Какое историческое событие приходится на этот временной промежуток?
• Каково первое впечатление писателя об острове? Обратите внимание на эпитет к слову «картина». Почему с первых строчек повествования, ещё не углубляясь в значение этого слова, из всего синонимичного ряда А. П. Чехов выбирает именно его? Какие чувства это вызывает у читателей?
• Для чего Чехов создаёт романтическую атмосферу? Соответствует ли красота окружающей природы настроению писателя? (Романтический пейзаж рисует божественную красоту Сахалина и наводит на мысль, что на этой земле люди должны жить счастливо и красиво.)
• Но вот радостное настроение писателя контрастно меняется, и тёплый фон пейзажа заменён холодным, ледяным. Какие цветовые гаммы использует А. П. Чехов? Какую смысловую нагрузку несёт белый цвет?
• Сохраняется ли первоначальное романтическое восприятие природы при дальнейшем чтение очерков?
4. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса (работа в парах)
• Докажите, что в своей книге А. П. Чехов показывает не только крайнюю степень унижения человеческой личности, но и постепенное уничтожение человека как личности. Приведите в качестве примера цитаты из текста.
Комментарий учителя. Книга «Остров Сахалин» обратила внимание официальных лиц на вопиющее положение каторжных и ссыльных. Министерство юстиции и Главное тюремное управление командировали на остров своих представителей, их доклады подтвердили свидетельства А. П. Чехова.
В качестве уступки общественному мнению, взбудораженному книгой А. П. Чехова, российским правительством были проведены реформы:
• 1893 г. — отмена телесных наказаний для женщин и изменение закона о браках ссыльных;
• 1895 г. — назначение казённых сумм на содержание детских приютов;
• 1899 г. — отмена вечной ссылки и пожизненной каторги;
• 1903 г. — отмена телесных наказаний и бритья головы для мужчин;
• 1906 г. — отмена каторги на Сахалине.
5. «Под сенью дружных муз...»: сообщение учителя о памятных местах Сахалина
— Сегодня, в начале третьего тысячелетия, на Сахалине есть два чеховских музея, два памятника-монумента, пять бюстов, две мемориальные доски.
Южно-Сахалинский литературно-художественный музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин» — новое явление в российском музееведении. Коллекцию составляют издания книги очерков «Остров Сахалин» разных лет на русском, немецком, болгарском, финском, итальянском, французском, английском, китайском и японском языках. Здесь собраны статьи и монографии российских и иностранных исследователей творчества А. П. Чехова и книги «Остров Сахалин». В собрании хранятся картины, иллюстрирующие сюжеты из жизни каторжного острова, предметы быта XIX в., исторические документы. Многие экспонаты являются уникальными. Это личные вещи семьи Чеховых, переданные вдовой художника С. М. Чехова, племянника писателя, личные вещи сахалинских поселенцев. В коллекции иностранной литературы есть книги о Сахалине современных писателей и журналистов, посетивших остров в начале XXI в.
Музей ведёт переписку с исследователями и переводчиками произведений А. П. Чехова из разных стран, развивает интерес сахалинцев к А. П. Чехову. Не менее значимыми для культурной жизни Южно-Сахалинска являются мероприятия, проводимые в Литературно-художественном музее книги А. П. Чехова «Остров Сахалин»: литературные встречи, вернисажи, экскурсии, «чеховские уроки» школьников.
Открытие памятника А. П. Чехову в г. Южно-Сахалинске состоялось 10 июля 1990 года у здания областной научной библиотеки и стало огромным событием для горожан и гостей города. Особую торжественность событию придавало присутствие артистов МХАТа им А. П. Чехова во главе с художественным руководителем театра Олегом Николаевичем Ефремовым. Среди мхатовцев находилась актриса Софья Станиславовна Пилявская, знавшая и жену, и сестру Антона Павловича. Возложив цветы к скульптуре, она словно соединила собой две эпохи. Памятник в бронзе создан московским скульптором Александром Алексеевичем Тюренковым.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
— Итак, поиски настоящей правды, желание преодолеть томительное бездействие, осознать цель и назначение человека определяют многое не только в творчестве А. П. Чехова, но и в его биографии. Поездка А. П. Чехова на Сахалин в 1890 г. — закономерный результат всей предшествующей деятельности писателя, попытка ответить на вопрос: как быть и что делать передовой интеллигенции в затхлой, тюремной обстановке? Его очерки, собранные в книгу «Остров Сахалин», — гневное и смелое слово писателя-гуманиста, разоблачившего весь ужас всероссийской каторги с характерной для нее «предельной степенью унижения человека, дальше которой нельзя уже идти». Традиции А. П. Чехова были продолжены Александром Исаевичем Солженицыным, создавшим уже на материале более близком нам потрясающую книгу «Архипелаг ГУЛАГ».
VI. Домашнее задание
Подготовить рабочие материалы для контрольного (домашнего) сочинения на одну из предложенных тем:
• «“Надо победить в себе раба!”: изображение “маленького человека” в произведениях А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова»;
• «Что более всего привлекло вас в повести Л. Н. Толстого “Юность” — знакомство с героями или возможность пересмотреть собственные взгляды, идеалы, поведение?»;
• «“Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования”» (Ф. М. Достоевский): по одному из изученных произведений русской литературы второй половины XIX в.»;
• «Проблема “маленького человека” в произведениях Ф. М. Достоевского».