Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Литература второй половины XIХ века
Урок развития речи. Подготовка к контрольному (за III четверть) сочинению ответу на проблемный вопрос: В чём особенности изображения внутреннего мира героя русской литературы XIX века (на примере произведений А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова)

    Цели: учить обучающихся работать с выбранной темой: собирать материал, продумывать план; вооружить учащихся необходимой информационной базой, опорной лексикой; выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; способствовать воспитанию стремления к самопознанию и самосовершенствованию.

    Оборудование: раздаточный материал (памятки), иллюстративный материал по теме урока, черновые варианты сочинений, запись на доске.

    Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание и героев произведений А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова; понимают роль изобразительно-выразительных средств в произведениях, отношение авторов к изображаемому и их нравственные идеалы; умеют писать творческие работы, анализировать произведения, определять их темы и идеи, определять приёмы и способы изображения внутреннего мира героев; показывают уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения; умеют использовать разнообразные синтаксические конструкции, соблюдать орфографические и речевые нормы.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа «Вспоминая изученное...»

    • Каково, по вашему мнению, предназначение художественной литературы?

    • Может ли читатель быть активным участником литературного процесса?

    • Как решалась проблема «человек и среда» в русской литературе второй половины XIX в.?

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Важнейшей чертой всей русской литературы XIX в. справедливо считается особое внимание к человеческой личности. Можно сказать, главный герой «золотого века» — человек во всём многообразии его проявлений. Человек с его поступками и мыслями, чувствами и желаниями постоянно был в центре внимания мастеров слова. Писатели разных времён пытались заглянуть в самые потайные уголки души человеческой, найти истинные причины многих его поступков. В изображении внутреннего мира личности человека небывалых вершин достигли такие русские писатели-реалисты, как А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев и другие. Они смогли открыть в душе человека другие измерения, правдиво описать его сокровенные мысли. Именно благодаря искреннему интересу к внутреннему миру героя произведения таких писателей совершенно справедливо именуют психологическими.

Одной из традиций русской классической литературы является внимание к «маленькому человеку» — к его внутренней жизни, к его мыслям и чувствам, к его проблемам. Итак, внимание писателей к внутренней жизни героев — это отличительная особенность русской литературы второй половины ХIХ в.

Сегодня на уроке вы должны показать свои умения и навыки строить связное содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса проблемного характера.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

— Ф. М. Достоевский — писатель, тщательнейшим образом исследовавший «маленького человека». Так, уже в одной из повестей — в «Белых ночах» — эта особенность его творчества проявляется в полной мере.

Творчество Ф. М. Достоевского — одна из высших вершин не только русской, но и мировой литературы. Как великий художник, он необычайно тонко чувствовал сложность и катастрофичность своего времени и сумел выразить их в своих произведениях. Достоевский называл свой реализм фантастическим, потому что для понимания того, что происходит с людьми, ему надо было спуститься в самую глубину человеческой души, увидеть и существующий в ней хаос, и скрытый порыв к идеалу. Своим долгом он считал «при полном реализме» «найти в человеке человека».

Л. Н. Толстой вошёл в русскую литературу со своей первой повестью «Детство» в 1852 г. За 60 лет работы Толстой создал целую библиотеку художественных и публицистических произведений. Его трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» стала первым опытом центральной для его творчества темы становления человеческой личности.

В повести «Юность» писатель показывает до мелочей внутренний мир молодого человека, ищущего свой жизненный путь и проходящего этап становления. Писатель мастерски применяет методы самоанализа и внутреннего разговора с самим собой, чтобы широко отразить это непростое время в жизни человека.

А. П. Чехов — писатель, заканчивающий великий для русской литературы ХIХ в. и открывающий новую сложность века ХХ. К 80-м годам, когда он начал литературную деятельность, русская литература не просто сложилась, она уже пережила вершину зрелости. К этому времени написаны почти все великие произведения — романы И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, повести Н. С. Лескова и М. Е. Салтыкова-Щедрина, комедии и драмы А. Н. Островского. А. П. Чехов оказался в положении человека, отвечающего не только на вопросы, поставленные самой жизнью, но и на те, которые ставила предшествующая литература. «Нужны новые формы», «вопреки всем правилам» — слова, которые звучат в его произведениях, дневниках, письмах.

Чехов начинает как создатель юмористических рассказов и сценок. У Чехова мы сталкиваемся с решительным переосмыслением традиционного сюжета. Смешное присутствует в прозе и драматургии Чехова до самого конца, но приобретает иной, более сложный характер. В рассказе «Тоска» (1885), казалось бы, комична несуразность поведения героя: какой смысл рассказывать о своём горе лошадёнке? Но этот оттенок иронии растопится в другом пафосе — в сострадании к реальности человеческого горя (смерть сына), к неизбывности одиночества человека в большом городе. Мир Чехова — невесёлый мир. Он — человек строгой правды, не оставляющий ни себе, ни читателю иллюзий и надежд.

    2. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений

    Запись на доске

Темы сочинений

    • «Надо победить в себе раба!»: изображение «маленького человека» в произведениях А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова.

    • Что более всего привлекло вас в повести Л. Н. Толстого «Юность» — знакомство с героями или возможность пересмотреть собственные взгляды, идеалы, поведение?

    • «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования» (Ф. М. Достоевский): по одному из изученных произведений русской литературы второй половины XIX в.

    • Проблема «маленького человека» в произведениях Ф. М. Достоевского.

    3. Самостоятельное изучение памяток «Как писать сочинение — ответ на проблемный вопрос?», «Требования к сочинению» (раздаточный материал)

Как писать сочинение — ответ на проблемный вопрос?

Вопросы проблемного характера указывают на познавательное противоречие, которое вы должны осмыслить, предложив свою версию его разрешения в форме сочинения, рецензии, эссе. Работа такого типа стимулирует самостоятельную мысль, даёт возможность выразить своё отношение к поднимаемым авторами произведений проблемам.

Подобное задание представляет собой развёрнутый ответ на проблемный вопрос, связанный с анализом разных сторон содержания и формы изученных на уроках произведений русской литературы второй половины ХIX в. Чтобы успешно отвечать на подобные вопросы, надо чётко определять суть сформулированной проблемы, владеть безупречной логикой развития мысли, отказаться от попыток говорить «на тему», «в общем», формулировать туманные суждения, «лить воду».

Если возможны разные ответы на поставленный вопрос, лучше выбрать тот, который, по вашему мнению, в большей степени соответствует авторскому замыслу или позиции автора произведения. Если все точки зрения имеют право на существование — все они должны быть обоснованы текстом произведения.

Ещё раз повторим прописную истину: ответить на поставленный вопрос можно лишь в том случае, если очень хорошо знаешь текст произведения.

И наконец, следует помнить, что данный ответ — это законченный текст. В нём должны быть очень чёткие и лаконичные вступление и заключение, все суждения надо подтвердить текстом. Речевые, стилистические, фактические ошибки не допускаются.

Очевидно, что, отвечая на этот вопрос, не надо рассказывать ни об истории создания произведения, ни о его основных героях и проблемах. Нет необходимости подробно характеризовать время, изображённое в произведении, и своеобразие конфликта. «Чёткость, логичность, доказательность» — вот девиз работы над развёрнутым ответом на проблемный вопрос.

Требования к сочинению

    1. Соответствие теме.

    2. Содержательность, лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы.

    3. Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого тезиса.

    4. План и логичность, последовательность изложения

    5. Самостоятельность мышления.

    6. Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования.

    7. Смысловая точность эпиграфов и цитат.

    8. Достоверность в освещении литературных и исторических фактов.

    9. Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка.

    4. Составление планов (самостоятельно), написание черновых вариантов сочинений

    5. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений, их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

— Изучение художественной литературы — сложный творческий процесс. В процессе анализа литературных произведений происходят приобщение к искусству слова, более глубокое постижение авторской позиции. Литературные произведения, созданные в отдалённые эпохи, требуют к себе внимания, напряжённой умственной работы. Нужно затратить немало труда, чтобы их содержание стало понятным и близким.

Знание эпохи, в которую жил писатель, его биографии и мировоззрения поможет понять его творчество. Почувствовать и по достоинству оценить литературное произведение — значит соотнести изображённое с изображаемым, то есть нарисованные картины жизни — с самой реальной действительностью. Если читатель не имеет представления о том, когда написано произведение, он подходит к литературным героям только с современной моральной меркой и, следовательно, далеко не всё в них понимает. Идейное богатство, эстетические ценности классической русской литературы становятся достоянием только такого человека, который упорным, систематическим трудом подготовил себя к чтению художественных произведений, открыл для себя возможность воспринимать их во всей полноте содержания. «Изучить поэта (писателя), — по мнению Белинского, — значит не только ознакомиться, через усиленное и повторное чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их». Читайте, анализируйте, осмысливайте, ведь мир художественной литературы всегда строится на диалоге «писатель — читатель» ...

VI. Домашнее задание

    1. Отредактировав черновой вариант сочинения, закончить творческую работу в тетради.

    2. Подготовиться к уроку внеклассного чтения по лирике Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета.