Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Литература второй половины XIХ века
Приложение
Образец сочинения «Проблема “маленького человека” в произведениях А. П. Чехова»
В русской литературе существует немало писателей, исследовавших в своих произведениях проблему формирования личности человека. Она всегда представляла особый интерес для русских писателей.
Одним из таких писателей, посвятивших проблеме личности человека большую часть своих творений, был Антон Павлович Чехов. Этот незаурядный человек всегда хотел видеть людей простыми, искренними, добрыми; всю жизнь Чехов считал своими врагами пошлость, лицемерие, корысть. В людях он всегда осуждал бездуховность, мелочность. Современники Антона Павловича отмечали в нём внутреннюю свободу как наиболее яркий признак его характера. Горький говорил, что Чехов — единственный из действительно свободных людей, которых он когда-либо знал. Все творчество Антона Павловича — призыв к духовному освобождению и раскрепощению человека.
В своих произведениях Чехов продолжил традиционную для классической русской литературы тему «маленького человека». Но если писатели — предшественники Чехова изображали своих героев — «маленьких людей» с некоторым сочувствием, состраданием, то в большинстве рассказов Антона Павловича ничего подобного не было. В 80-е гг. ХIХ в., когда казённые отношения между людьми пропитали все слои общества, «маленький человек» превратился в мелкого человека, утратил свойственные ему гуманистические качества.
В рассказах 80-х гг., таких, как «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» и многих других, чувствуются осуждение, некоторая неприязнь автора к героям. Чехов обличает чинопочитание «тонкого», пресмыкающегося перед «толстым». В рассказе «Смерть чиновника» мелкий чиновник Иван Дмитрич Червяков, находясь в театре, нечаянно чихнул и обрызгал лысину сидевшего впереди генерала Бризжалова. Несчастный Иван Дмитрич тяжело переживает это происшествие, несколько раз пытается извиниться перед генералом, но тот даже не обращает на него никакого внимания. И после того, как взбешенный надоедливым чиновником Бризжалов рявкнул на него, Червяков, еле доползший до дома, внезапно умирает. Но этот герой не вызывает никакого сочувствия ни у автора, ни у читателя. Писатель, изображая смертельный испуг Червякова, отмечает, что «в животе» у чиновника «что-то оборвалось»: именно в животе, подчеркивает автор, а не в душе, как у нормального человека. Чехов показывает, что умирает как бы не человек, а некое бездушное, безликое существо. Автор осуждает в рассказе не только самого бесхарактерного героя, не имеющего чувства собственного достоинства, но и общество, в котором существует этот герой. Ведь именно под влиянием окружающей среды человек, даже имеющий какие- то положительные задатки личности, может потерять свои душевные качества и опуститься до уровня такого мелкого существа, как Червяков.