Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская лирика XX века
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений (обзор)
Цели: ознакомить обучающихся с общей характеристикой и своеобразием русской литературы XX в. с точки зрения истории и литературы; дать представление о многообразии жанров и направлений в литературе XX в.; показать значение русской литературы этого периода в развитии русского и мирового литературного процесса; воспитать чувство сопричастности и сопереживания к истории России, любовь к её культуре.
Оборудование: учебник, опорная схема-конспект, иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают общую характеристику и своеобразие русской литературы XX в. с точки зрения истории и литературы; имеют представление о многообразии жанров и тенденций в литературе XX в.; определяют значение русской литературы данного периода в развитии русского и мирового литературного процесса; участвуют в беседе.
Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки?
О. Э. Мандельштам
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Анализ домашних контрольных сочинений
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Русская литература XX в. сложна и многолика. Все перипетии судьбы России в этом столетии отразились и на облике литературы, естественное развитие которой неоднократно перебивалось «внезапно и грозно наступившей историей» (М. А. Булгаков). XX век дал такое разнообразие художественных форм и методов, творческих индивидуальностей и стилей, которое с трудом поддаётся попыткам систематизировать эти явления. У них есть, однако, общий исток. Это эпоха бурного расцвета искусства на рубеже XIX — XX вв., когда в литературе, музыке, театре, живописи, философии было открыто столько нового, что хватило на целое столетие — до сих пор ещё не исчерпаны все художественные возможности, открытые этой эпохой.
Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, её «серебряным веком» («золотым веком» называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре «серебряного века» были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.
В русской литературе начала XX в. будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет происходить переоценка ценностей. Этот период в развитии русской литературы остаётся самым трудным для усвоения, поскольку оценки многих явлений ещё не устоялись, часто мнения исследователей были (и до сих пор остаются)
противоречивыми, а сама картина литературы XX в. постоянно дополняется с каждым новым открытием и возвращением читателю ранее не печатавшихся произведений и незаслуженно забытых имён. Желаю вам успеха в освоении сложного и чрезвычайно интересного периода русской литературы!
IV. Работа над темой урока
1. Погружение в тему урока: беседа
• Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Какие эмоции и мысли вызывают у вас эти строки?
• Как вы думаете, к какому периоду ХХ в. могут относиться эти слова?
• Как бы вы оценили то время, о котором пишет О. Э. Мандельштам?
2. Объяснение учителя (лекция) (Учащиеся составляют тезисы.)
— ХХ в. как историко-литературный цикл завершился. И это позволяет попытаться увидеть его целостно — выявить те качества, которые определяли его сущность, нащупать те процессы, которые направляли его развитие. Однако, как раз здесь современная литературная наука встречается с очень серьёзными трудностями. Одна из них — это вопрос о координатах, в которых наиболее целесообразно рассматривать развитие русской литературы в ХХ в. И здесь в числе наиболее важных — вопрос о периодизации русской литературы ХХ в.
Наиболее распространённой является следующая периодизация литературного процесса XX в.
Первый этап: 1890-е — конец 1920-х гг. Состоит из двух циклов — «серебряного века» (до 1917 г.) и цикла формирования того художественного феномена, который получил название «советская литература» (с 1917 г.). На переломе между этими циклами находится особый микроцикл (1917 — начало 1920-х гг.) — момент культурного взрыва. А весь первый этап — это время слома культурной традиции, острой борьбы между разнонаправленными художественными тенденциями.
В целом для первого периода развития литературы ХХ в. характерно многообразие художественных школ и направлений. В начале века рождались и сосуществовали рядом такие разные по своей художественной природе литературные течения, направления, школы, как символизм, реализм, акмеизм, футуризм и т. п. То же самое можно наблюдать и в изобразительном искусстве, и в музыке. Эта особенность культурной жизни начала ХХ в. позволила современным исследователям говорить о её многоголосии, симфоничности. Эта симфоничность, многоголосие являются характерной особенностью культуры именно конца ХIХ — начала ХХ вв., так как в ХIХ в. наблюдается другая картина литературного процесса, где художественные течения и направления развивались в целом последовательно: сентиментализм сменялся романтизмом, романтизм сменялся реализмом.
Второй этап: начало 1930-х — середина 1950-х гг. Состоит из следующих периодов: «тридцатые годы», «период Великой Отечественной войны», «первое послевоенное десятилетие». Зарождается и начинает развиваться советская литература. И то многоголосие, которое наблюдалось на рубеже веков, сменяется монологическим типом культуры. Создаётся такая ситуация, когда литература живёт в два этажа. Одна литература — официальная. И это не всегда непременно плохая литература (так, например, в 20-е гг. Шолохов начал публиковать роман «Тихий Дон»). Другая литература — та, которая не имела выхода к широкому читателю. И даже не потому, что писатели создавали намеренно оппозиционные вещи (такие, например, как роман «Мы» Е. И. Замятина), а потому, что они не укладывались в каноны социалистического реализма. Поэтому в 30-е гг. творческий импульс, возникший на рубеже ХIХ — ХХ вв., насильственным образом был прерван, загнан в подполье. Произведения литературы, не укладывавшиеся в рамки социалистического реализма, оставались лежать в столах. Поэтому во второй половине 80-х гг. мы стали свидетелями феномена, который получил название «возвращённая литература».
Третий этап: середина 1950-х — середина 1980-х гг. Состоит из следующих периодов: «шестидесятые годы», или «оттепель» (примерно 1954 — 1968), «семидесятые годы» (примерно 1968 — 1985). Кризис соцреалистической культуры, расшатывание соцреалистического канона, актуализация реалистической традиции, второе рождение модернизма и авангардных тенденций. Третий период развития русской литературы ХХ в. отмечен серьёзным спадом в сфере художественного творчества. Подавление личной и творческой свободы на протяжении 20 — 50-х гг. стало давать свои довольно плачевные результаты именно в 40-е гг. Однако именно в военные годы формировалось личностное и национальное самосознание воюющего народа. Главная мысль воюющих и думающих при этом людей была мысль о том, что народ, победивший фашизм, не может больше подвергаться тем репрессиям, которые он перенёс в предвоенные годы. Но эти надежды на послевоенное освобождение не оправдались. В послевоенные годы по-прежнему проводилась партийно-государственная политика подавления личности, не дававшая возможности реализовать становящееся самосознание в полноценных художественных произведениях.
Четвёртый этап: середина 1980-х — 2000-е гг. (этап не завершён). Тотальный социальный и духовный кризис. Рождение русского постмодернизма и его эволюция. Поиски новых космографических моделей мира (постреализм, натуралистический сентиментализм).
Хронологические границы между циклами достаточно зыбки, ибо тенденции, господствовавшие в предшествующем цикле, как правило, оставляют «шлейф» в цикле последующем, а тенденции, выступающие на авансцену в одном цикле, имеют предпосылки в цикле предыдущем.
Таким образом, литературный процесс ХХ в. представляет собой довольно сложное явление, изучая которое необходимо учитывать множество факторов как социально-политического порядка, так и собственно художественно-эстетического. Русская литература развивалась в эти очень разные периоды с большими трудностями, испытывая попеременно ненужную опеку, губительное руководство, командный окрик, послабление, сдерживание, преследование, раскрепощение.
3. Коллективное (выборочное) ознакомление со статьёй учебника по теме урока: чтение вслух с пояснениями учителя
4. Эвристическая беседа
• Какие традиции сохранялись в русской литературе на рубеже XIX — XX вв.?
• Почему после 1917 г. русская литература разделилась на две, развивающиеся параллельно?
• Какая тема господствовала в литературе 20-х гг.?
• Какие события нашли отражение в литературе 30-х гг.?
• Что исследовали писатели, посвятившие свои произведения Великой Отечественной войне?
• Каковы основные особенности литературы 50 — 70-х гг.?
• Какие имена драматургов, поэтов, прозаиков этого периода вам знакомы?
• Как вы понимаете выражение «авторская песня»?
• Что принципиально нового было осуществлено в литературе 80 — 90-х гг.?
5. Коллективная работа по составлению схемы — опорного конспекта «Литературные направления начала XX в.» (запись на доске и в тетрадях)
Учитель. Русская литература XX в. была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом. Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом.
Представители литературных направлений
• Старшие символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб и др.
• Мистики-богоискатели: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минский.
• Декаденты-индивидуалисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб.
• Младшие символисты: А. А. Блок, Андрей Белый (Б. Н. Бугаев), В. И. Иванов и др.
• Акмеисты: Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, В. И. Нарбут.
• Кубофутуристы (поэты «Гилеи»): Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В. В. Каменский, В. В. Маяковский, А. Е. Кручёных.
• Эгофутуристы: Игорь Северянин, И. В. Игнатьев, К. К. Олимпов, Василиск Гнедов.
• Группа «Мезонин поэзии»: В. Г. Шершеневич, Хрисанф (Л. В. Зак), Рюрик Ивнев (М. А. Ковалёв) и др.
• Объединение «Центрифуга»: Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев, С. П. Бобров и др.
Литературные направления начала XX в.
6. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемных вопросов (работа в парах)
• Каково значение традиций А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского в литературе начала XX в.?
• Почему в литературе начала XX в. возник новый тип литературного героя?
• Как вы думаете, связан ли романтизм как литературное направление с определённой социально-исторической реальностью?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа
• Каковы истоки связей и различий между русской литературной классикой и художественной словесностью начала века?
• Как сочетались трагические и оптимистические мотивы в литературе начала века?
• Какие традиции Чехова восприняла реалистическая проза XX в.?
• В чём состоят особенности литературного героя новой эпохи?
2. Заключительное слово учителя
— Таким образом, в сложном и многообразном художественном процессе конца XIX — начала XX вв. был заложен фундамент самых разнообразных литературных явлений, получивших развитие в XX в. Русская литература XX в. ярко отражает противоречивую действительность этого столетия. Наблюдается не только разнообразие жанров, но и появление различных течений, направлений, школ, характеризующих литературный процесс и общественную жизнь века. Картина его развития, однако, неоднородна.
VI. Домашнее задание
1. Прочитать новеллу И. А. Бунина «Лёгкое дыхание».
2. Индивидуальные опережающие задания (2 — 3 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве И. А. Бунина.