Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская лирика XX века
Иван Алексеевич Бунин
Философия любви в новеллах и. А. Бунина. Мастерство и. А. Бунина в новелле лёгкое дыхание
Цели: ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством И. А. Бунина; показать своеобразие его новелл о любви, новизну в изображении психологического состояния человека на примере новеллы «Лёгкое дыхание»; раскрыть значение темы любви в творчестве писателя; развить аналитико-синтезирующие способности в процессе комплексного анализа художественного текста; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, текст новеллы «Лёгкое дыхание», иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о своеобразии художественного мира новелл цикла «Тёмные аллеи»; знают содержание новеллы «Лёгкое дыхание»; анализируют его в рамках диалога, предложенного учителем; выполняют сопоставительную работу по текстам прочитанных ранее произведений.
Да, я не посрамил ту литературу, которую полтораста лет назад начали Карамзин и Жуковский.
И. А. Бунин
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа «Вспоминая изученное...»
• Чем объяснить взаимодействие реализма, романтизма, импрессионизма?
• В чём состоят новые черты реализма, почему он взаимодействует с другими видами художественного мышления?
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Что есть человек? В чём ценность, смысл, содержание человеческой жизни? Каково в человеке соотношение рассудочного и мистического, рационального и трансцендентного? Что есть жизнь духа? Что есть время и вечность?.. Каждая культурная эпоха, каждый мыслитель и художник предлагают свои версии ответов на эти вопросы. То, как чувствовал и мыслил человек на рубеже XIX и XX вв., оказывается необыкновенно близко нам сегодня, в начале века XXI.
Классик русской литературы, почётный академик по разряду изящной словесности, первый из русских писателей Нобелевский лауреат, поэт, прозаик, переводчик, публицист, литературный критик Иван Алексеевич Бунин уже давно завоевал всемирную славу. Его творчеством восхищались Т. Манн, Р. Роллан, Ф. Мориак, Р. М. Рильке, А. М. Горький, К. Г. Паустовский, А. Т. Твардовский и др. И. А. Бунин всю жизнь шёл своим путем, он не принадлежал ни к одной литературной группировке, тем более политической партии. Он стоит особняком, уникальной творческой личностью в истории русской литературы конца ХIХ — начала ХХ вв.
На склоне лет Бунин утверждал со спокойной уверенностью: «Да, я не посрамил ту литературу, которую полтораста лет назад начали Карамзин и Жуковский...» (Обращение к эпиграфу урока.) Оказавшись в зрелые годы на чужбине, он стал в глазах первого поколения русской эмиграции олицетворением верности лучшим традициям отечественной литературы. Вместе с тем ещё при жизни Бунина заговорили о нём как о блестящем мастере не только российского, но и мирового уровня. Многие известные писатели — Т. Манн, Р. М. Рильке, Р. Роллан, А. Жид — высоко оценили его творчество. Именно И. А. Бунину в 1933 г., первому из наших соотечественников, была присуждена Нобелевская премия по литературе.
Только ли верность традициям русской классики стала причиной необычайной цельности и высочайших художественных достоинств бунинского литературного наследия? В чём Бунин верен художественным принципам русской классики, как он развивает и обновляет отечественные литературные традиции, какие особенности творчества позволяют говорить о нём как о художнике XX в., о писателе общеевропейского и мирового звучания? На эти вопросы вам и предстоит найти ответы, ознакомившись с творчеством писателя.
IV. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя
— Жизнь И. А. Бунина богата и трагична, интересна и многогранна. Иван Алексеевич происходил из древнего дворянского рода, который берёт своё начало с ХV в. Род Буниных очень обширен и разветвлён, и история его чрезвычайно интересна. Из рода Буниных вышли такие представители русской культуры и науки, как знаменитый поэт, переводчик Василий Андреевич Жуковский, поэтесса Анна Петровна Бунина, выдающийся географ-путешественник Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский. Интересно происхождение и самого Ивана Алексеевича. И мать, и отец писателя происходят из рода Буниных. Отец — Алексей Николаевич Бунин — женился на Людмиле Александровне Чубаровой, которая ему приходилась племянницей. И. А. Бунин очень гордился своим древним родом и всегда писал о своём происхождении в каждой автобиографии.
2. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве И. А. Бунина (см. домашнее задание предыдущего урока)
(Учащиеся составляют тезисы.)
3. Аналитическая работа с текстом новеллы И. А. Бунина «Лёгкое дыхание»
а) Вступительное слово учителя
— И. А. Бунин считал произведения сборника «Тёмные аллеи» своим высшим достижением. Книга впервые вышла в Нью-Йорке в 1943 г. в количестве шестисот экземпляров. Из двадцати написанных в ту пору новелл в книгу вошло одиннадцать. Книга эта целиком о любви. «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена», — эти слова из книги «Тёмные аллеи» могли бы повторить все герои Бунина. При огромном разнообразии индивидуальностей, социального положения и прочего они живут в ожидании любви, ищут её и чаще всего, опалённые ею, гибнут. Такая концепция сформировалась в творчестве Бунина ещё в предреволюционное десятилетие.
«Тёмные аллеи» — книга, которая вышла уже в окончательном, полном составе в 1946 г. в Париже — единственная в своём роде в русской литературе. В «Тёмных аллеях» встречается и грубоватая чувственность, и просто мастерски рассказанный игривый анекдот («Сто рупий»), но сквозным лучом проходит через книгу тема чистой и прекрасной любви. Героям этих новелл свойственны необычайная сила и искренность чувств.
Рядом с полнокровными, дышащими страданием и страстью новеллами («Таня», «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник», «Натали» и др.) встречаются незаконченные произведения («Кавказ»), экспозиции, наброски будущих новелл («Начало») или прямые заимствования из зарубежной литературы («Возвращаясь в Рим», «Бернар»).
б) Беседа: первичное восприятие прочитанного
• Какое впечатление произвела на вас эта новелла?
• К какому жанру относится это произведение?
• Перескажите сюжет новеллы.
• Открывает произведение пейзажная зарисовка. Зачитайте её. На что сразу настраивает читателя этот мрачный пейзаж?
в) Заслушивание сообщения учащегося об истории создания новеллы
— В канун Первой мировой войны вопрос о смысле жизни горячо обсуждается в русской литературе и журналистике. На смену старым теориям, утверждавшим смысл жизни заранее установленный и общий для всех, в виде ясной и простой цели, пришли новые. Наиболее популярной из них была теория «живой жизни», которую проповедовал известный писатель-реалист В. В. Вересаев. Жить «живой жизнью» — значит следовать природе, проникнуться чувством неисчерпаемой самоценности жизни. Смысл её — в ней самой, она сама по себе представляет величайшую ценность независимо от её содержания. В 1916 г. в газете «Русское слово» была напечатана новелла «Лёгкое дыхание». О её замысле Бунин пишет так: «Забрёл я однажды зимой на одно маленькое кладбище на Капри и натолкнулся на могильный крест с фотографическим портретом на выпуклом фарфоровом медальоне какой-то маленькой девушки с необыкновенно живыми и радостными глазами. Девушку эту я тотчас же сделал мысленно русской, Олей Мещерской, и, обмакнув перо в чернильницу, стал выдумывать рассказ с той восхитительной быстротой, которая бывала в некоторые счастливейшие минуты моего писательства».
г) «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса (работа в парах по вариантам)
1-й вариант. События в новелле, составляющие её сюжетный костяк, расположены не в хронологической последовательности. Если её восстанавливать, то получим следующее: детство Оли Мещерской, её юность и расцвет женской прелести, любовная связь с Малютиным, история с казачьим офицером, которого она завлекла, обещая стать его женой; убийство Оли обманутым офицером, посещение могилы классной дамой.
• Найдите место в этой хронологической цепочке другим событиям: разговор Оли с начальницей, эпизод с Шеншиным, запись в дневнике, допрос офицера у следователя, разговор о лёгком дыхании.
2-й вариант. Автор начинает повествование с описания могилы Оли Мещерской. Затем он переходит к раннему детству девушки, а потом рассказывает о её последней зиме. Вслед за этим передаётся разговор Оли с начальницей гимназии, во время которого обнаруживаются её близкие отношения с офицером, возникшие прошлым летом. Затем мы узнаем о её убийстве. А почти в самом конце — об одном незначительном, казалось бы, эпизоде её гимназической жизни, относящемся к далёкому прошлому.
• Почему же Бунин выстроил рассказ именно так? Ради чего сломаны временные рамки?
д) Беседа
• Восстановите хронологический порядок событий в новелле. Как при этом изменяется наше восприятие этих событий?
• Почему описание могилы Оли Мещерской (сообщение о гибели героини) — хронологически последнее событие — становится исходной точкой сюжета?
• Какую функцию выполняет композиционная рамка (новелла начинается и заканчивается описанием кладбища)?
• Как бы вы озаглавили новеллу, если бы о событиях было рассказано в хронологической последовательности?
• Какие сюжетные линии дополняют в новелле главную — линию Оли Мещерской? Как они связаны друг с другом?
• О каких важных событиях в жизни других героев разговор начат и не закончен? С какой целью оборваны эти сюжетные линии?
• Какова роль рассказа о классной даме?
• Выделите эпизоды, относящиеся (или максимально приближенные) к «настоящему времени» текста, и эпизоды, относящиеся к прошлому. Каковы их функции в новелле? Как соотносятся в новелле «настоящее» и «прошлое»?
• Чьи точки зрения на происходящие события представлены в новелле? Как они соотносятся между собой?
• Выделите элементы сюжета. Какой эпизод вы считаете кульминационным? Какие слова в кульминационном эпизоде являются ключевыми? Какова их художественная функция?
• По какому принципу компонуются детали в новелле? Объясните это на примере двух эпизодов: разговора Оли Мещерской с начальницей и визита классной дамы на кладбище.
• В какой последовательности даны детали? Как они влияют на развитие сюжета?
• Почему многие основные персонажи новеллы безымянны, а второстепенные (назовите их) наделены именами?
• Объясните смысл названия новеллы.
4. «Практикум начинающего литературоведа: сопоставительная работа (в парах)
• Что общего в повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи» и новелле И. А. Бунина «Лёгкое дыхание»? (И там, и здесь звучит мотив первой любви. Это чувство у героев возвышенное, но их любовь — несчастная.)
• В чём различия? (У Бунина причина несчастной любви — в неравенстве социального положения. У Достоевского — любовь мечтателя не является взаимной.)
• В чём различия в описании женских образов и судьбе героинь? (Юная Настенька из «Белых ночей» не просто мечтает о любви. Главное для неё — стать счастливой в жизни, создать семью с любимым человеком. Разочаровавшись в своём любимом, она готова остаться с мечтателем, понимая, что с человеком, который её любит, ей будет гораздо проще и легче в жизни. А героиня Бунина, не получив взаимности в любви, находит иное применение своим внутренним силам. Она не сломалась. Жизнь её нельзя назвать пустой и бессмысленной.)
• В чём разница подходов авторов к оценке любовной ситуации? (У Достоевского особый тип героя — «мечтатель поневоле». Таким его сделала тяжелая действительность, спасения от которой он ищет в чистых и возвышенных чувствах. Поэтому и любовь у него романтическая, оторванная от реальности.)
Презентация результатов работы
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
— В старости И. А. Бунин писал: «Я хочу, чтобы смерть застала меня за книгой, с пером в руке...». Это последнее желание сбылось: смерть застала Бунина за книгой.
Писатель, говоря о собственной манере письма, подчёркивал, что для него главное — найти верный «звук».
Любовь героев обернулась трагедией, но иначе у Бунина быть не могло, потому что для него это прекрасное чувство не может существовать в браке, в семье. Бунинские герои обречены на страдание, ибо «лёгкое дыхание», разлившееся в воздухе, всегда сменяется тёплым выдохом разлуки.
VI. Домашнее задание
1. Творческое задание. Прокомментировать (письменно) смысл названия новеллы «Тёмные аллеи». Использовать различные смысловые ассоциации.
2. Прочитать повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце».
3. Индивидуальные опережающие задания. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве М. А. Булгакова (1 — 2 учащихся), об истории создания повести «Собачье сердце» (1 — 2 учащихся).