Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская лирика XX века
Михаил Афанасьевич Булгаков
М. А. Булгаков: судьба, личность, творчество. История создания, композиция, судьба повести собачье сердце
Цели: вызвать интерес обучающихся к личности и творчеству М. А. Булгакова; ознакомить обучающихся с биографией писателя, основными этапами творческого пути, определить его место в мире современной литературы; рассмотреть историю создания, особенности композиции и творческую историю повести «Собачье сердце»; совершенствовать умения и навыки анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы; способствовать воспитанию стремления к духовной красоте и внутреннему богатству личности, ответственности человека за свои поступки.
Оборудование: учебник, портрет М. А. Булгакова, произведения автора, иллюстрации к произведениям, опорная схема-конспект, текст повести «Собачье сердце».
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают биографию писателя, наиболее известные его произведения, историю создания, особенности композиции и творческую историю повести «Собачье сердце»; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы; участвуют в беседе, привлекая ранее изученный материал по литературе и истории.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Михаил Афанасьевич Булгаков. Он был воспитан в понятиях чести, преподанных лучшими представителями русской литературы. Он глубоко уважал писательский труд, который всем ходом общественной жизни России принёс писателю высочайшее звание — властителя дум. Во всех своих литературных суждениях Булгаков был независим. Тут у него не было ни авторитетов, ни предвзятых мнений. На полках его библиотеки стояли собрания сочинений русских авторов. Иностранных — мало. Но зато из отечественных — во множестве второстепенные, забытые писатели, отражавшие, как правило, уровень и литературный вкус своего времени и сообщавшие бездну мелких бытовых подробностей. Жаль, что не сохранилась его библиотека. Она очень поучительна — рассказала бы не только о его вкусах, но и о его рабочей лаборатории.
Его известность нарастала как шквал, из литературной среды перешла в широкую среду читателей, перехлестнула отечественные границы и могучей волной пошла по другим странам и континентам.
Биография писателя, складывающаяся из прямых авторских признаний, писем, дневников и воспоминаний, давно перестала быть набором анкетных сведений, формальным приложением к изучению его творчества. Судьба Булгакова имеет свой драматический рисунок. В нём, как всегда кажется издали и по прошествии лет, мало случайного и отчётливо проступает чувство пути, как называл это Блок. Будто заранее было предсказано, что мальчик, родившийся 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя духовной академии, пройдёт через тяжкие испытания эпохи войн и революций, будет голодать и бедствовать, станет драматургом лучшего театра страны, узнает вкус славы и гонений, бури оваций и пору глухой немоты и умрёт, не дожив до пятидесяти лет, чтобы спустя ещё четверть века вернуться к нам своими книгами.
В чём особенность произведений писателя? Чем он отличался от своих собратьев по перу? Обаяние его героев заставляет влюбиться в них и навсегда почувствовать прелесть нераскрытой мысли, а именно такой тезис может украсить все творчество великого Булгакова. Интерес к его личности непреходящий, творческое наследие постоянно экранизируется и ставится на театральной сцене.
IV. Работа над темой урока
1. Погружение в тему урока: практическая работа с отрывками из воспоминаний современников о М. А. Булгакове (в парах; раздаточный материал)
Учитель. Воспоминания о М. А. Булгакове — это прежде всего воспоминания об очень цельном человеке, для которого при всех обстоятельствах главным оставалось то дело, которое он делает один или вместе с другими людьми — в тех случаях, когда речь шла о работе с театром или в театре.
Карточка 1
«Цепкость памяти, отличающая воспоминания самых разных людей, воссоздающих через четверть века облик одной и той же личности, свидетельствует и о том, что сама эта личность была крупной и неповторимой, и о том, что люди, несколько десятилетий назад встречавшиеся с Булгаковым, и тогда сознавали и масштаб этой личности, и её притягательную силу, и всю душевную значительность для себя встреч и бесед с этим незаурядным человеком» (К. М. Симонов).
Карточка 2
«...У него были необыкновенные ярко-голубые глаза, как небо, и они всегда светились. Я никогда не видела у него тусклых глаз. Это всегда были ярко горевшие интересом, жадностью к жизни глаза. Он безумно любил жизнь. Это был человек, который, когда появлялся где-нибудь, то вёл себя очень скромно. Он никогда не претендовал на первое место, но невольно так получалось благодаря его остроумию, благодаря необычайной жизненной силе, бурлящей в нём, всегда вокруг него начинались разговоры, споры, а главное, его заставляли рассказывать, потому что он был мастер рассказа. Он создавал тут же какие-то новеллы, при этом блестяще показывал их как актёр» (Е. С. Булгакова).
Карточка 3
«Булгаков был переполнен шутками, выдумками, мистификациями. Всё это шло свободно, легко, возникало по любому поводу. В этом была удивительная щедрость, сила воображения, талант импровизатора. Но в этой особенности Булгакова не было, между тем, ничего, что отдаляло бы его от реальной жизни. Наоборот, слушая Булгакова, становилось ясным, что его блестящая выдумка, его свободная интерпретация действительности — это одно из проявлений всё той же жизненной силы, всё той же реальности. Существовал мир, и в этом мире существовало как одно из его звеньев — его творческое юношеское воображение. Гораздо позже в том, что было написано Булгаковым, с полной ясностью обнаружилась эта его юношеская чёрта — переплетение в самых неожиданных, но внутренне закономерных формах реальности и фантастики. Это относится как к прозе, так и к некоторым пьесам Булгакова...» (К. Г. Паустовский)
Карточка 4
«Какой был Булгаков человек? На это можно ответить сразу. Бесстрашный — всегда и во всём. Ранимый, но сильный. Доверчивый, но не прощающий никакого обмана, никакого предательства. Воплощённая совесть. Неподкупная честь. Всё остальное в нём, даже и очень значительное, — уже вторично, зависимо от этого главного, привлекавшего к себе как магнит.
Я и сейчас не мог бы определить, в чём именно заключался его особый талант, почему эти новеллы возникали так непринуждённо, а били всегда в самую точку, почему они не линяли потом от повторения, почему мы все чуть под стол не валились от хохота, в то время как он сохранял полнейшую серьёзность и, казалось, ничего не делал ради комического эффекта» (В. Я. Виленкин).
• Какое высказывание о писателе позволило вам наиболее ярко представить себе личность Булгакова?
• В воспоминаниях современников ведущее место занимают особенности характера М. А. Булгакова или особенности творчества?
• О каких особенностях внешности М. А. Булгакова говорят современники? Составьте словесный портрет писателя.
2. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве М. А. Булгакова (Учащиеся составляют тезисы.)
3. Аналитическая работа с текстом повести «Собачье сердце»
а) Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм» (в мини-группах с использованием литературоведческого словаря)
Презентация результатов работы
• Дайте устный развёрнутый ответ по теории литературы «Сатира и её виды». Предполагаемый ответ
Виды сатиры:
• юмор — добрый смех;
• ирония — насмешка;
• сарказм — едкая, язвительная насмешка, высшая степень иронии.
Средства сатиры:
• гипербола — преувеличение;
• гротеск — соединение фантастического и реального;
• контраст — противопоставление;
• реализация метафоры;
• несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием.
б) Заслушивание сообщений учащихся об истории создания и судьбе повести (см. домашнее задание предыдущего урока)
— Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце», имеющая подзаголовок «Чудовищная история», не публиковалась при жизни писателя. Впервые она была напечатана в 1968 г. («Студент». Лондон; «Грани». Франкфурт). В СССР она была издана в журнале «Знамя» лишь в 1987 г. На рукописи стоит авторская дата: январь — март 1925 г. Предназначалась повесть для журнала «Недра», где ранее были опубликованы «Дьяволиада» и «Роковые яйца».
Фабула «Собачьего сердца» восходит к произведению великого английского писателя-фантаста Герберта Уэллса — к роману «Остров доктора Моро». В книге рассказывается о том, как профессор-маньяк в своей лаборатории на необитаемом острове занимается созданием необычных существ, превращая людей в животных хирургическим путём. Название «Собачье сердце» взято из трактирного куплета, помещённого в книге А. В. Лайферта «Балаганы» (1922):
На второе пирог —
Начинка из лягушачьих ног,
С луком, с перцем
Да с собачьим сердцем.
7 марта 1925 года автор впервые читал первую часть повести на литературном собрании «Никитинских субботников», а 21 марта — вторую часть. В «Собачьем сердце» есть характерные приметы времени с декабря 1924-го по март 1925 г.
7 мая 1926 года на квартире у Булгакова был произведён обыск и конфискована рукопись дневника писателя и два экземпляра машинописи «Собачьего сердца». Лишь спустя три с лишним года конфискованное при обыске было возвращено автору благодаря содействию Максима Горького. «Собачье сердце» предполагалось инсценировать во МХАТе. 2 марта 1926 года Булгаков заключил с театром договор, который в связи с цензурным запретом на произведение был расторгнут 19 апреля 1927 года.
в) Беседа: первичное впечатление от прочитанного
• Перескажите кратко сюжет повести.
• Что поразило вас при чтении повести и с каким чувством вы закончили её читать?
• Подумайте, почему автор назвал своё произведение «Чудовищная история».
г) Коллективная работа над составлением опорной схемы-конспекта
«Композиция повести “Собачье сердце”»
Комментарий учителя. Рассмотрим композицию «Собачьего сердца», так как именно она открывает читателю авторские намерения. К восприятию глобальности происходящего готовят читателя в 1-й главе (своеобразном прологе к «драме») декорации вселенского катаклизма, отсылающие к поэме А. А. Блока «Двенадцать». Основные события главы даны глазами собаки, но иногда в её внутренний монолог вплетается речь автора.
Запись на доске и в тетрадях
2-3-я главы — первый акт «драмы». Во 2-й и 3-й главах мы неторопливо знакомимся с обитателями дома на Пречистенке, с образом их жизни и мыслей и, конечно, с характером пса Шарика. Характер собаки, её психологические особенности раскрываются через её восприятие событий и отношение к ним. Но мир, разрушаемый разбушевавшимися стихиями, гораздо шире и сложнее, чем представляется псу, и об этой сложности мы начинаем догадываться благодаря голосу автора-повествователя, ведущему рассказ в этих главах.
4-я глава — кульминация и развязка первого акта «драмы» — операция и предполагаемая смерть Шарика. Эта сцена излагается непосредственно автором-повествователем, подмечающим в своих героях самые противоречивые черты и создающим у читателя неоднозначное впечатление от происходящего.
5-я глава — открывается прологом, роль которого играет дневник доктора Борменталя. Автор-повествователь отдаёт рассказ о чудесном превращении собаки в человека профессионалу, отмечающему факты, но ещё не обладающему опытом и проницательностью своего учителя — профессора Преображенского.
В 6-9-й главах рассказ об эволюции «нового человека» ведёт сам автор — единственный, кто может держать в поле зрения всех персонажей и объективно изложить все детали совершающейся «драмы». Конец 9-й главы рассказывает о новой операции, вызванной покушением Шарикова на жизнь своих создателей.
В эпилоге, завершающем повесть, ситуация благодаря чудесному мастерству профессора Преображенского возвращена к исходному состоянию первой части, — двойное кольцо замкнулось. Но тут же Булгаков намекает читателю на то, что возможен новый эксперимент, — финал таким образом остаётся открытым.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
— В повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» переплетаются фантастическое, мистическое и реальное, комическое и трагическое, лёгкая ирония и язвительный сарказм. Подобное сочетание отменяет возможность однозначной трактовки действующих лиц и их поступков и создаёт своеобразный, мгновенно узнаваемый, искрящийся всеми оттенками смеха художественный мир повести. В этом мире вершатся драма пса Шарика и драма человека — профессора Преображенского. Но читатель, став свидетелем драматических событий, чуть было не разрешившихся трагически, не может сдержать смеха, как не может и не задуматься над причинами сложившейся трагикомической ситуации.
VI. Домашнее задание
Составить (письменно) план повести «Собачье сердце», обратив внимание на то, от чьего лица ведётся повествование в каждой части.