Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская лирика XX века
Михаил Афанасьевич Булгаков
М. А. Булгаков. Повесть собачье сердце как социально-философская сатира на современное общество. Система образов, поэтика повести
Цели: определить с учащимися общественную позицию главных героев повести, анализируя эпизоды повести и фильма «Собачье сердце»; развивать у обучающихся умение давать характеристику литературному герою; совершенствовать умения и навыки анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы; способствовать воспитанию стремления к духовной красоте и внутреннему богатству личности, ответственности человека за свои поступки.
Оборудование: учебник, портрет М. А. Булгакова, иллюстративный материал по теме урока, текст повести «Собачье сердце», фрагменты из кинофильма «Собачье сердце» (режиссёр В. В. Бортко, 1990).
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают особенности композиции и творческую историю повести «Собачье сердце»; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы; участвуют в беседе; выполняют аналитическую работу в группах.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
• Какие пьесы М. А. Булгакова и какие прозаические произведения вам знакомы?
• Среди ранних произведений Булгакова есть «поэма в десяти пунктах с прологом и эпилогом» «Похождения Чичикова». Вы помните, что поэма Н. В. Гоголя названа «Похождения Чичикова, или Мёртвые души». О чём говорит различие названий произведений Н. В. Гоголя и М. А. Булгакова?
• Какие прозаические произведения М. А. Булгакова были переработаны для постановки на сцене? Какие из них вы видели?
• «Собачье сердце» было создано в телевизионном варианте и в нескольких сценических постановках. Чем объясняется популярность этого произведения в наше время?
• В чём особенность, необходимость творческой манеры писателя М. А. Булгакова?
• Повесть «Собачье сердце» написана в 1925 г. и завершает цикл сатирических произведений автора. Почему именно в то время М. А. Булгаков писал сатирические произведения?
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Начало XX в., время глобальных катастроф, мало располагало к созданию сатирических произведений. Революция и гражданская война принудили русскую литературу к духовному аскетизму. Но новая экономическая политика и сопровождавшая её определённая демократизация общественной жизни позволяли уже не только восхищённо, но и критически осмыслить действительность. Поэтому литературный процесс 20-х гг. с его революционной романтикой, психологическим реализмом пополнился произведениями юмористическими и сатирическими.
Михаил Булгаков был одним из первых, кто средствами сатиры написал об уродствах новой жизни, о странных, с его точки зрения, для революционной страны контрастах. Его сатирические произведения — «Похождения Чичикова», «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце» — рождены фантазией и реальной действительностью; в них писатель показал себя блестящим последователем Гоголя и Салтыкова-Щедрина.
Как и всякий творческий человек, он обладал тонкой душевной организацией, остротой восприятия. Поэтому он не мог не чувствовать и не переживать сложность и трагичность современного ему постреволюционного общества, не ощущать сильнее и острее других те жуткие и уродливые общественные процессы. Их философское осмысление отразилось в повести «Собачье сердце».
Что есть перерождение Шарикова, как не трансформация социального строя, при которой все, кто были «никем», социальными низами, стали «всем»? В сюжете этого произведения отразились общие настроения эпохи смут, репрессий, господства тупой животной силы над здравым смыслом.
IV. Работа над темой урока
1. Погружение в тему урока: постановка и решение проблемного вопроса
• Представьте и опишите Москву, в которой происходят события повести. Найдите в тексте детали, подтверждающие ваши впечатления, что в Москве — обстановка хаоса, распада, ненависти. Противостоит ли что-нибудь в повести этому хаосу и ненависти?
Предполагаемый ответ
Москва представляется грязной, неуютной, холодной и мрачной. В этом городе, где царят ветер, вьюга и снег, живут озлобленные люди, пытающиеся удержать то, что у них есть, а ещё лучше — захватить побольше. Детали, подтверждающие впечатление того, что в Москве — обстановка хаоса, распада, ненависти: человек, ранее бывший никем, теперь получает власть, но употребляет её во благо себе, не считаясь с окружающими его людьми (пример тому — судьба «машинисточки»).
Булгаков знакомит читателя с квартирой Филиппа Филипповича, где жизнь идёт по другим законам: там порядок, уют, там уважают ближнего. Правда, эта жизнь находится под угрозой, потому что домком во главе со Швондером всё время пытается разрушить её, переделать на свой вкус, по своим законам.
2. Аналитический пересказ содержания повести «Собачье сердце» (работа в группах) с опорой на самостоятельно составленный план (см. домашнее задание предыдущего урока)
(Указывается тема пересказа, где поясняется, на что учащиеся должны обратить внимание.)
• 1-я группа. 1-я глава «Показался гражданин, а не товарищ, и даже — вернее всего — господин».
• 2-я группа. 2-я глава «Боже! Пропал Калабуховский дом!»
• 3-я группа. 3-я глава «Разруха не в клозетах, а в головах!»
• 4-я группа. 4-я глава «Эх, доктор Борменталь, жаль пса, ласковый был...»
• 5-я группа. 5-я глава «Перед нами новый организм».
• 6-я группа. 6-я глава «Дорогой доктор, я измучился за эти две недели больше, чем за последние четырнадцать лет. Вот ведь тип, я вам доложу...»
• 7-я группа. 7-я глава «Ей-богу, я, кажется, решусь».
• 8-я группа. 8-я глава «Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак».
• 9-я группа. Эпилог «То есть он говорил? Это ещё не значит быть человеком».
3. Объяснение учителя
— В данном произведении объединены три жанровые художественные формы: фантастика, социальная антиутопия и сатирический памфлет.
Фантастическое — это операция, которую осуществил профессор Преображенский, а также результаты, незамедлительно последовавшие за ней. Тем не менее фантастические события послужили для автора лишь сюжетной основой для раскрытия социальных проблем.
Главные герои: профессор Филипп Филиппович Преображенский, его помощник и ассистент доктор Иван Арнольдович Борменталь, пёс Шарик, он же Полиграф Полиграфович Шариков. Второстепенные персонажи: председатель домкома Швондер, кухарка и домработница, дворник. Эпизодические персонажи — члены домкома, пациенты профессора, журналисты, машинистка Васнецова и просто любопытные с улицы.
Завязка повести — профессор находит на улице бездомного пса и приводит его к себе домой.
Кульминационных моментов несколько:
• операция по пересадке Шарику человеческих желёз;
• появление в квартире профессора представителей домкома;
• профессору приносят донос Шарикова, и профессор с доктором решаются на операцию по превращению Полиграфа снова в «милейшего пса».
Но кульминацией можно считать любой момент, когда Шариков совершает свою очередную выходку — поимка это кота в ванной или угроза в адрес профессора с применением оружия.
Развязка — это последний визит Швондера в сопровождении работников милиции в квартиру профессора.
Эпилог — в квартире Преображенского восстановилось спокойствие. Всё осталось на прежних местах — профессор занимается своими делами, пёс Шарик доволен своим собачьим счастьем.
4. Аналитическая беседа
• Какие чувства вызывает у вас пёс Шарик? Каким он вам представляется?
• Повесть «Собачье сердце» имеет чёткую хронологию. Вспомним, когда начат эксперимент над превращением Шарика в человека. С какими христианскими праздниками совпали даты рождения и смерти нового существа?
• В чём состоял эксперимент профессора Преображенского? Случайна ли фамилия Преображенский?
• Какое значение в повести имеет описание города, улиц, домов?
• Случайно ли, на ваш взгляд, имя, выбранное автором для собаки, — Шарик?
• Проследите этапы превращения бездомного пса в домашнего Шарика и Шарика в Полиграфа Полиграфовича Шарикова.
• Почему Шариков взял «наследственную» фамилию? Что он унаследовал от пса, а что — от Клима Чугункина?
• Только ли профессор создаёт Шарикова?
• Почему автор так внимателен ко внутренним монологам Шарика и лишает Шарикова этих монологов?
• Какие пороки сконцентрировались в рождённом гением профессора двуногом существе?
• Чем опасно его желание «взять всё и поделить»?
• В чём смысл финала повести?
• Девятая глава «Собачьего сердца» заканчивается словами: «Конец повести», но далее следует эпилог. Так где же заканчивается повесть — в девятой главе или в эпилоге? В чём смысл рассказа о новых научных поисках профессора Преображенского в заключительных строках повести?
5. «Умники и умницы»: аналитическая работа с отрывком из повести (в парах; раздаточный материал)
• Первоначально повесть называлась «Собачье сердце. Чудовищная история», но в окончательном варианте название стало звучать по-другому — «Собачье сердце». Как вы думаете, почему М. А. Булгаков изменил название и снял подзаголовок? Чудовищна или нет история, описанная в повести? Подумайте, что в содержании произведения обусловило его название.
• Как помогает понять смысл названия повести следующий диалог между профессором Преображенским и доктором Борменталем?
«— Швондер и есть самый главный дурак. Он не понимает, что Шариков для него более грозная опасность, чем для меня. Ну сейчас он всячески старается натравить его на меня, не соображая, что если кто-нибудь, в свою очередь, натравит Шарикова на самого Швондера, то от него останутся только рожки да ножки.
— Ещё бы! Одни коты чего стоят! Человек с собачьим сердцем.
— <...> Сейчас Шариков проявляет уже только остатки собачьего, и поймите, что коты — это лучшее из всего, что он делает. Сообразите, что весь ужас в том, что у него уж не собачье, а именно человечье сердце. И самое паршивое из всех, которые существуют в природе!»
• Чьей стороны в споре, на ваш взгляд, придерживается автор?
Презентация результатов работы
6. «Учимся грамотно дискутировать»: мини-дискуссия
• Шариков — смешон или опасен?
• Кто прав: профессор, считающий, что у Шарикова человечье сердце, или Борменталь, считающий, что собачье?
• Что бы могло произойти, если б Шариков не вернулся в прежнее состояние?
7. «Под сенью дружных муз...»: сообщение учителя об экранизации повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
— Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» была экранизирована современным российским режиссёром Владимиром Владимировичем Бортко. Необходимо подчеркнуть, что вплоть до горбачёвской перестройки это произведение не было официально опубликовано. Впервые «Собачье сердце» вышло в свет в журнале «Знамя» лишь в 1987 г. А уже 19 ноября 1988 года в эфире центрального канала советского телевидения состоялся первый показ одноимённого двухсерийного фильма. Успех картины был закономерен: гениальный булгаковский текст был представлен в талантливой режиссуре, нашедшей воплощение в великолепной игре актёров. В фильме роли исполнили мастера сцены и кино, такие, как Евгений Евстигнеев (профессор Преображенский), Владимир Толоконников (Шариков), Борис Плотников (доктор Борменталь), Роман Карцев (Швондер) и другие. В создании фильма принял участие и известный бард Юлий Ким. Он написал частушки, исполняемые Шариковым. Интересен и тот факт, что фильм, по замыслу режиссёра, — чёрно-белый. Для того чтобы передать колорит того времени, создатели картины, кроме того, использовали цвет сепии (цвет, присущий старым чёрно-белым фотографиям; имитация такой фотографии).
Просмотр ключевых эпизодов фильма
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Работа с афоризмами (в парах)
• Сформулируйте проблему повести, отражённую в следующих афоризмах, и прокомментируйте её.
• «Нравственность должна быть путеводной звездой науки» (С. Буффле).
• «Кто двигается вперёд в науках, но отстаёт в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд» (Аристотель).
• «Тому, кто не постиг уроки добра, всякая иная наука приносит лишь вред» (М. Монтень).
2. Обобщающее слово учителя
— Повесть «Собачье сердце» можно считать самым интересным произведением раннего творчества Булгакова, так как здесь полностью проявились главные художественные принципы писателя. В небольшом произведении Булгакову удалось очень многое: достаточно подробно и сатирически изобразить современную жизнь страны Советов, поставить важнейшую нравственную проблему об ответственности учёного за своё открытие и даже изложить собственное видение путей развития человеческого общества. Новые социальные условия порождают «новых» людей, и повесть рассуждает о крушении идеи о том, будто «нового» человека можно создать быстро, например, какими-нибудь чудесными педагогическими или хирургическими способами. Смелость профессора Преображенского, вздумавшего улучшить саму природу, была жестоко наказана.
Многоплановостью содержания «Собачье сердце» напоминает главное произведение Булгакова — роман «Мастер и Маргарита», ибо по жанровым особенностям и роман, и повесть совпадают — социально-философское сатирическое произведение с элементами фантастики.
VI. Домашнее задание
1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на тему: «Шариков М. А. Булгакова и современные шариковы».
2. Прочитать рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека».
3. Индивидуальные опережающие задания (2 — 3 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве М. А. Шолохова, об истории создания рассказа «Судьба человека».