Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская лирика XX века
Михаил Александрович Шолохов
М. А. Шолохов: судьба, личность, творчество. Смысл названия рассказа судьба человека

    Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством М. А. Шолохова; показать значение его творчества и общественной деятельности; ознакомить обучающихся с историей создания и публикаций рассказа «Судьба человека»; показать особенности шолоховского мастерства — умение передавать самые сложные душевные переживания человека, переносящего лишения и невзгоды, через внешние, подчас еле заметные проявления — жест, мимику, короткое слово; формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, гражданскую позицию, чувство патриотизма, любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуры.

    Оборудование: портрет М. А. Шолохова, выставка иллюстративных и документальных материалов о жизни и творчестве М. А. Шолохова, текст рассказа «Судьба человека».

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают биографию писателя, основные этапы его творчества, наиболее известные произведения; рассказывают о творческой истории создания рассказа «Судьба человека», используя знания, полученные на уроках истории.

Чем же ещё может быть оправдана жизнь и работа каждого из нас, если не доверием народа,

не признанием того, что ты отдаёшь народу, Родине все свои силы и способности.

М. А. Шолохов

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм» (работа в парах с раздаточным материалом)

Учитель. «Смысла, отдельного от поэтики, не существует», — сказал известный современный литературовед Юрий Владимирович Манн. Вам предстоит убедиться в правоте этих слов в процессе постижения поэтики повести.

    • Как вы знаете, повесть Булгакова «Собачье сердце» прошла долгий путь к читателю. Ознакомившись с ней ещё в рукописи, один из видных советских политических деятелей Л. Б. Каменев написал: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». И повесть была запрещена. Подумайте, насколько точно был определён жанр повести — памфлет.

    • Можно ли согласиться с современным исследователем Е. Б. Скороспеловой, утверждавшей, что «в “Собачьем сердце” М. А. Булгаков передаёт гротескный образ современности»?

Литературоведческий глоссарий

Памфлет — произведение остросатирического характера, высмеивающее в резкой, обличающей форме политический строй в целом, общественное явление. Памфлет отличается документальностью, верностью объективному факту и ограниченностью собственно художественного вымысла. «В памфлете, — указывается в «Словаре литературоведческих терминов», — может переплетаться публицистика с сатирическими приёмами оценки. Памфлетность может быть

присуща и художественному произведению, в котором даются более или менее легко расшифрованные портретные зарисовки и характеристики определённых исторических лиц».

Гротеск — тип художественной образности, основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры.

    2. Заслушивание нескольких ответов учащихся (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Научная биография М. А. Шолохова до сих пор не написана. Имеющиеся исследования оставляют немало белых пятен в истории его жизни. Официальная советская наука нередко замалчивала многие из тех событий, свидетелем или участником которых был писатель, да и сам он, судя по воспоминаниям современников, не любил афишировать подробности своей жизни. Кроме того, в литературе о Шолохове нередко предпринимались попытки дать однозначную оценку его личности и творчеству. Причём и канонизация Шолохова в советский период, и стремление низвергнуть его с возведённого пьедестала в работах 80-90х гг. привели к тому, что в сознании массового читателя сложилось упрощённое, а чаще всего искажённое представление об авторе «Тихого Дона» и «Поднятой целины». А между тем Шолохов — фигура крайне противоречивая. Ровесник первой русской революции, начавший свой творческий путь в период формирования советской литературы и ушедший из жизни незадолго до начала крушения тоталитаризма в России, он был поистине сыном своего века. Противоречия его личности во многом были отражением противоречий самой советской эпохи, события которой и по сей день порождают полярные оценки как в науке, так и в общественном мнении.

Но уже сегодня ясно одно: у великих книг есть способность жить своей жизнью, независимой от их создателей и критиков. Время подтвердило, что именно такая судьба уготована лучшим произведениям Михаила Александровича Шолохова.

IV. Работа над темой урока

    1. Погружение в тему урока: практическая работа с отрывками из воспоминаний современников о М. А. Шолохове (в парах; раздаточный материал)

    • «В его произведениях мы видим алмазные россыпи русской речи. Не в словарях отысканное, не из запылённых фолиантов утащенное, а взятое писателем у самого хозяина языка — у народа — вот какое это слово! С молоком матери впитал писатель приёмы народного творчества и перенёс их в русскую художественную речь. Поэтому так и поражают они своею смелостью и художественной силой» (С. Н. Сергеев-Ценский).

    • «Шолохов...— художник-гений, явление совершенно особое по эпическому размаху, необыкновенной выразительности и поэтической мощи реалистического повествования, явление сугубо советское и в то же время всемирное... Его могучая проза может служить эталоном жанра всех времён» (Ч. Т. Айтматов).

    • «Безбрежный мир Шолохова населен не только живыми, сильными, счастливыми и несчастливыми людьми,— в нём живёт и дышит земля с её травами, деревьями, птицами и зверями, с солнцем и облаками, туманами и снегом, с дождями и грозами, со всеми её цветами и запахами,— ослепительно прекрасный, подчинённый своим, независимым от людей законам, необъятный мир матери-природы, начиная от неприметной былинки, нахохленного воробья под стрехой и кончая мышкующей лисой, загнанным волком, могучим красавцем-беркутом, царственно восседающим на вершине степного кургана» (В. А. Закруткин).

    • Какое высказывание о писателе позволило вам наиболее ярко представить себе личность М. А. Шолохова?

    2. Объяснение учителя

— Перед вами портрет Михаила Александровича Шолохова, выдающегося советского писателя и общественного деятеля. Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре. (Обращение к эпиграфу урока и записи на доске.) Михаил Шолохов — подлинно народный писатель в самом глубоком и истинном значении этого слова. Его внимание всегда привлекали исторические судьбы трудящихся масс, его неизменно волновали их заботы и печали, их радости и победы.

Герои его книг — простые, рядовые люди труда. Писатель относится к ним с симпатией, с сочувствием и любовью, он видит их богатый духовный внутренний мир, он утверждает их неотъемлемое право на счастье. С большой силой, яркостью и проникновенностью создаёт Шолохов целую галерею незабываемых образов простых людей.

Запись на доске

    • Ленинская премия (1960) — за роман «Поднятая целина» (1932 — 1960).

    • Сталинская премия первой степени (1941) — за роман «Тихий Дон» (1928 — 1940).

    • Нобелевская премия по литературе (1965) — «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».

    • Международная премия мира в области культуры Всемирного совета мира.

    • Международная литературная премия «София».

    • Международная премия «Лотос» писателей стран Азии и Африки.

    • Дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980).

    • Шесть орденов Ленина (1939, 1955, 1965, 1967, 1975, 1980).

    • Орден Октябрьской Революции (1972).

    • Орден Отечественной войны I степени (1945).

    • Медаль «За оборону Москвы».

    • Медаль «За оборону Сталинграда».

    • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 19411945 гг.».

    • Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.».

    • Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.».

    • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.».

    • Золотая медаль имени Александра Фадеева (1972).

    • Орден «Георгий Димитров» (1975, Болгария).

    • Орден «Кирилл и Мефодий» I степени (1975, Болгария).

    • Орден «Большая золотая звезда дружбы народов» I степени (1964, Германская Демократическая Республика).

    • Орден Сухэ-Батора (Монголия).

    • Почётный доктор наук Ростовского государственного университета, Лейпцигского университета имени Карла Маркса, Сент-Эндрюсского университета (Шотландия).

    3. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве М. А. Шолохова (см. домашнее задание предыдущего урока) (Учащиеся составляют тезисы.)

    4. Заслушивание сообщений об истории создания и истории названия рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» (с элементами беседы)

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

      (М. В. Исаковский)

В Великую Отечественную войну основным героем большинства произведений становится простой человек, вчерашний герой труда, сражающийся за свободу и независимость своей Родины.

В будничном и внешне неприметном факте, явлении, событии открывалось то значимое и значительное, особенное и непреходящее, что составляло сущность нашей жизни.

Органично связан с такими произведениями и вместе с тем качественно отличен от них рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека», созданный писателем спустя десять лет после победного завершения Великой Отечественной войны. Рассказ запечатлел войну в новом её измерении и осознании, когда на первый план выдвинулась не задача мобилизации духа соотечественников в схватке с врагом, а искреннее сострадание народной беде, разделённой на частные человеческие судьбы. Рядовой человек в рассказе Шолохова оказывается главной фигурой, героем времени и народной трагедии. Исполненный высокого гуманизма и сострадания, рассказ-исповедь стал выдающимся явлением в отечественной литературе.

А история его создания, по разным свидетельствам, предстаёт такой. Прибыв в субботу 8 декабря 1956 года в Москву, Михаил Александрович прямо с вокзала позвонил в «Правду» и предупредил, что скоро приедет в редакцию со своим новым рассказом. В шесть часов вечера в кабинете главного редактора он стал читать собравшимся сотрудникам начало рассказа. Прервав неожиданно чтение, заметил: «Это то, что успел написать... А дальше будет так...». И он продолжил связный рассказ уже без текста, по памяти. Пообещав завершить рассказ до нового года, он сдержал слово. 29 декабря 1956 года Шолохов прочитал сотрудникам «Правды» рассказ целиком. А уже через день — 31 декабря 1956 года — в «Правде» вышла первая половина рассказа, а 1 января 1957 года — его окончание.

Сам же замысел возник в первый послевоенный год, когда писатель встретился с прототипом Андрея Соколова. С тем был мальчик, которого он звал сынком. И в минуты ожидания парома через Дон у них — у автора, принятого новым знакомым за «брата-шофёра», и у встреченного им сутуловатого человека — завязалась беседа, из которой и возник замысел рассказа «Судьба человека».

Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вёшенскую, где жил и работал писатель.

    • Как вы думаете, чем же привлёк внимание читателей этот рассказ?

Сразу же после публикации разгорелись споры по поводу его названия. Даже появилась статья в журнале «Наука и религия», где автор связывал слово «судьба» с религиозными представлениями.

    • Подберите синонимы к слову «судьба». (Участь, жребий, рок, фатум, доля, предопределение, предназначение.)

    • Каково лексическое значение этого слова в толковом словаре С. И. Ожегова? (Жизненный путь, пройденный тем или иным человеком или целым народом, государством.)

Именно в этом значении употребил данное слово М. А. Шолохов. Человек всегда должен быть хозяином своей судьбы, в какие бы тяжелые, подчас трагические обстоятельства его ни ставила жизнь. Андрей Соколов был хозяином своей судьбы.

5. Беседа: первичное восприятие прочитанного

    • Так в чём же смысл популярности этого произведения? Чем этот рассказ привлёк внимание многих читателей? О чём он?

    • От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова?

    • Когда и при каких обстоятельствах происходит наше знакомство с героем рассказа? Опишите его внешность.

    • Весь ли рассказ ведётся от лица главного героя?

    6. Краткий обзор содержания рассказа и выразительное чтение или художественный пересказ избранных фрагментов

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днём все долгие годы войны. Память о событиях военной поры, изменивших историю, не уходит. Война — это страшное испытание для всего народа, это испытание для нашей литературы.

VI. Домашнее задание

    1. Знать содержание рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека».

    2. Подготовить цитатный материал к характеристике образа главного героя рассказа — Андрея Соколова.