Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская лирика XX века
Михаил Александрович Шолохов
М. А. Шолохов. Рассказ судьба человека. Судьба человека и судьба родины. Композиция, особенности авторского повествования. Образ главного героя

    Цели: помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека», его глубокую нравственную сущность, прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях; совершенствовать навыки самостоятельного анализа произведения, умения выделять главное, развивать речь; выявив смысл заглавия рассказа, проанализировать мужество в борьбе за жизнь, умение любить и дружить воина и труженика Андрея Соколова; формировать гуманистическое мировоззрение, национальное самосознание, гражданскую позицию, чувство патриотизма, любовь и уважение к литературе и ценностям отечественной культуры.

    Оборудование: текст рассказа «Судьба человека», фрагменты кинофильма «Судьба человека» (режиссёр С. Ф. Бондарчук, 1959), иллюстративный материал по теме урока.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о реализме в художественной литературе, о реалистической типизации, содержание и особенности композиции рассказа «Судьба человека»; умеют аргументированно отвечать на поставленные вопросы, пересказывать фрагменты произведения, анализировать фрагменты прозаического произведения, характеризовать образ главного героя, давать пространственно-временную характеристику текста.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

III. Мотивация учебной деятельности

    Учитель

Вставал вопрос в любые времена —

Что жизнь такое? Для чего она?

Сто мудрецов на то ответ искали

У звёзд, богов, земли, воды, огня.

А что известно? То же, что вначале, —

На старой тайне старая броня.

Так, может, надо подойти иначе

К известно не решаемой задаче

И суть в другом аспекте изложить —

Раз есть она, то как её прожить?

      (Н. М. Грибачёв)

Наверное, такими вопросами задавался и М. А. Шолохов, такую проблему разрешал и в своих произведениях. И одно из них — рассказ «Судьба человека».

«...И воевать научился по-настоящему, и ненавидеть, и любить. На таком оселке, как война, все чувства отлично оттачиваются. Казалось бы, любовь и ненависть никак нельзя поставить рядышком; знаете, как это говорится: “В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань”, — а вот у нас они впряжены и здорово тянут! Тяжко я ненавижу фашистов за всё, что они причинили моей Родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощённые в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков».

Эти слова, ставшие крылатыми, принадлежат лейтенанту Герасимову из рассказа «Наука ненависти» (1942) М. А. Шолохова. С творчеством этого писателя мы продолжим знакомство на сегодняшнем уроке и посмотрим на войну глазами его героев из рассказа «Судьба человека».

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя: особенности композиции рассказа «Судьба человека» (Учащиеся составляют тезисы.)

— В чём своеобразие композиции рассказа? По своей форме оно представляет рассказ в рассказе.

Повествование рассказчика обрамляют авторский зачин и краткая концовка. Основной драматизм повествования заключен в центральной части произведения — в рассказе Андрея Соколова. Авторский зачин носит черты эпического повествования, а концовка является своеобразным лирическим отступлением, в котором автор выражает кровную связь с судьбой своих героев.

Рассказ от первого лица придаёт произведению характер исповеди и позволяет писателю, сохраняя колорит обыденности, проникнуть в глубину духовного мира героя.

Обрамление, в котором звучит голос повествователя, подготавливает встречу с героем, поставившим нас на определённую точку зрения, заставляет увидеть в жизни и людях то, что, может быть, в других обстоятельствах не привлекло бы к себе внимания. Заметим также, что повествователь время от времени прерывает рассказчика то репликой, то небольшим лирическим отступлением, то зарисовкой природы, — как бы своеобразным лирическим аккомпанентом к рассказу.

Разбирая вступительную часть произведения, обратим внимание на суховатое, почти деловое его начало. Дело происходит в послевоенную весну, в конце марта 1946 г. Автор едет в станицу Букановскую, за шестьдесят километров. Выезжает с товарищем до восхода солнца на паре лошадей. Через шесть часов путники добрались до переправы через речку Еланку, которая возле хутора Моховского разлилась на целый километр. Ещё через час путешествия на ветхой лодочке повествователь переправился на другой берег Еланки. Присев на поваленный плетень, сунул руку в правый карман ватной стёганки, обнаружил размокшую пачку «Беломора» и стал сушить на солнце влажные, побуревшие папиросы...

Как видим, рассказ начинается просто, «обычно», ведётся неторопливо. Точно указываются название хуторов, речушек, количество преодолённых километров. Зачем? Шолохов стремится к достоверности, к правдивости, к созданию впечатления обыденности, даже ординарности происходящего. Вместе с тем продумана каждая подробность картины.

Повествователь говорит о своей одежде (солдатские ватные штаны, стёганка, старая солдатская ушанка), упоминает о машине, которую шофёр пригнал из хутора. Но именно по одежде и по тому, что рядом с ним находится машина, Андрей Соколов принял автора за «своего брата — шофёра» и откровенно разговорился с ним.

В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя, что позволяет не только проследить события его жизни, но и увидеть их его глазами, осмыслить его собственную оценку совершённых им поступков, понять его переживания.

2. Аналитическая беседа

    • В небольшом рассказе М. А. Шолохова прослеживается вся жизнь, вся судьба героя, «простого советского человека». Каковы же основные вехи судьбы Андрея Соколова? Что помогло герою выстоять?

    • Как Шолохов рисует жизнь героя до войны? Почему именно так?

• Война катастрофически изменила жизнь Соколова. Как писатель говорит об этом?

    • Найдите в тексте самые яркие, проникновенные строчки, рассказывающие о прощании Соколова с семьёй.

    • Что происходит с Андреем Соколовым на фронте?

    • В каком эпизоде мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (Сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира.)

    • В каких сценах рассказа «Судьба человека» наиболее полно показано «русское достоинство и гордость»? Прокомментируйте эти сцены.

    • Какие качества воина и труженика раскрываются в судьбе Человека — Андрея Соколова? Назовите эпизоды, в которых особенно ярко проявились его мужество и стойкость, упорство в борьбе за жизнь, умение любить и дружить.

• Когда фашист-мародёр отбирает у раненого Андрея сапоги, почему тот протягивает ему и портянки?

    • В какой ещё сцене герой рассказа демонстрирует врагу силу своей ненависти и презрения?

    3. «Практикум начинающего литературоведа»: анализ и выразительное чтение эпизода поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером

    • О чём думает Соколов, готовясь к смерти?

    • Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время торжественного ужина?

    • Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?

    • Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод?

    • Кто и в какой момент побеждает в этом поединке? В чём смысл этой победы?

4. Продолжение аналитической беседы

    • Что помогло Андрею Соколову не ожесточиться, обрести высокий человеческий смысл жизни в безнадёжных, казалось бы, обстоятельствах?

    • Какой символический смысл несёт образ первой послевоенной бурливой и многоводной весны?

    • Почему историю своей горестной судьбы рассказывает сам герой? Какую при этом роль играют авторские комментарии, например, лирический финал рассказа?

    • Почему Андрей Соколов так доверителен в разговоре с рассказчиком? Чем именно расположил его к себе автор?

    • Как речь Андрея выражает его характер, образование, профессию, душевное состояние? Каким предстаёт в словах Андрея образ его жены Ирины?

    • Приведите примеры контрастного изображения жизни, событий, людей в рассказе. В каких эпизодах противопоставлены друг другу тихое счастье, мирный труд и разрушительная война, человечность и жестокость, товарищество, патриотизм и предательство? Найдите противостояние в рассказе М. А. Шолохова сил жизни, природы, нравственности, любви и разрушения всех основ жизни, бесчеловечности, цинизма.

    • Чем поучительна история Андрея Соколова? Какие грани русского национального характера этот герой воплощает?

    5. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса (работа в парах)

    • Существует мнение, что «Судьба человека» принадлежит к той традиции русской прозы, которую представляют такие произведения, как «Станционный смотритель», «Шинель», «Бедные люди». Можно ли назвать Андрея Соколова, обделённого счастьем, «маленьким человеком»?

6. «Под сенью дружных муз...»: сообщение учителя

— 31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года в главной газете Советского Союза «Правде» был опубликован рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Рассказ вызвал широкий резонанс в стране, что, собственно, не удивительно, ведь главным героем в нём был человек, который ещё несколько лет назад был бы однозначно причислен к врагам народа — бывший военнопленный Андрей Соколов.

К этому времени Сергей Фёдорович Бондарчук уже успел приобрести известность благодаря ролям в фильмах «Молодая гвардия» и «Тарас Шевченко». Однако вслед за успешными работами последовал ряд проходных картин («Иван Франко», «Шли солдаты» и др.), которые нисколько не способствовали ни творческому росту актёра, ни его популярности. Именно в этот момент Сергей Бондарчук и решил заняться режиссурой, а именно перенести «Судьбу человека» на большой экран. Желание её экранизировать сразу же стало для режиссёра больше чем мечтой — «целью жизни». В декабре 1957 г. Сергей Бондарчук представил в худсовет «Мосфильма» сценарий картины, написанный драматургами Ю. Б. Лукиным и Ф. Ф. Шахмагоновым, и получил добро на съёмки.

Сразу же вслед за этим Бондарчук занялся поиском актёров. На главную роль Андрея Соколова он определил себя. Другие роли в картине достались Зинаиде Кириенко, Юрию Аверину, Павлу Волкову, Льву Борисову и др. Самые большие сложности возникли с кандидатурой на роль приёмного сына Андрея Соколова Ванечки. Бондарчук пересмотрел большое количество ребят, но никто ему не подходил. Помог случай.

Однажды в Доме кино демонстрировался детский фильм. Сергей Бондарчук, справедливо полагая, что на просмотр картины придёт немало детей, решил отправиться туда. Оказалось — не зря. Перед сеансом он увидел пятилетнего Павлика Полунина, который пришел в Дом кино с отцом. Мальчик сразу же понравился Бондарчуку. Начинающий режиссёр тут же переговорил с отцом ребёнка и получил его согласие на съёмки.

Съёмки картины происходили в течение всего 1958 г. Поездить пришлось немало. Встречу Соколова с Ванечкой снимали на Дону, недалеко от станицы Вёшенской (родины Шолохова), эпизоды довоенной жизни Соколова — в Воронеже, эпизод поединка Соколова с фашистским лётчиком — в Тамбове, пленение Соколова и расстрел советских солдат — в окрестностях сёл Терновка и Губарево, каменоломню фашистского концлагеря — в Ростовской области, прибытие на вокзал эшелонов с пленными — в Калининграде, а психологический поединок Соколова и Мюллера — в павильоне «Мосфильма».

Фильм режиссёра-дебютанта стал легендой советского кино. Народное признание совпало с официальным, несмотря на то что герой фильма — человек, побывавший в плену, и в картине не выражена коммунистическая идеология. Даже у самых ярых неприятелей последующих фильмов С. Бондарчука «Судьба человека» отложилась в сознании как бесспорная удача — и режиссёрская, и актёрская.

Показ ключевых эпизодов из фильма «Судьба человека» режиссёра С. Ф. Бондарчука

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Таким образом, великую народную трагедию военного времени воплотил в себе Андрей Соколов — герой рассказа «Судьба человека». Не случайно так назвал свой рассказ Михаил Александрович Шолохов. Не судьба Андрея Соколова, а именно судьба человека. По сути, в этом факте выражен основной закон подлинного художественного исследования бытия, который исповедовали и исповедуют большие художники.

Вот почему в «Судьбе человека» почти нет частной истории или какого-то частного происшествия. Напротив, частная жизнь Андрея Соколова вобрала в себя глубоко типичное из жизни миллионов людей, что и позволило Шолохову осмыслить личную жизнь героя в свете трагического существа самой эпохи.

VI. Домашнее задание

    1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на тему «Можно ли считать личность Соколова героической?».

    2. Прочитать рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор».

    3. Индивидуальные опережающие задания (3 — 4 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А. И. Солженицына, об истории создания и публикации рассказа «Матрёнин двор».