Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская лирика XX века
Александр Исаевич Солженицын
А. И. Солженицын: судьба, личность, творчество. Рассказ Матрёнин двор, его автобиографичность. История создания и публикации
Цели: ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством А. И. Солженицына, историей создания рассказа-притчи «Матрёнин двор» и его композиционными особенностями; отметить особенности художественного мастерства писателя; дать представление о художественном своеобразии прозы А. И. Солженицына; совершенствовать практические умения и навыки по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы; способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.
Оборудование: учебник, портрет А. И. Солженицына, текст рассказа «Матрёнин двор», иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают о жизни и творчестве А. И. Солженицына; знают определение понятия «притча», автобиографическую основу рассказа «Матрёнин двор», содержание рассказа, основные события жизни писателя; понимают идейный смысл рассказа; умеют раскрывать художественное своеобразие рассказа; имеют представление о художественном своеобразии прозы А. И. Солженицына; участвуют в беседе.
Все мы жили с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.
А. И. Солженицын
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
• Какой эпизод (эпизоды) рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» можно назвать кульминацией?
• В чём видит М. А. Шолохов истоки мужества своего героя?
• В каких произведениях русских писателей встречалась проблема русского национального характера? («Слово о полку Игореве», А. Н. Толстой «Русский характер», Б. Л. Васильев «А зори здесь тихие...», Н. С. Лесков «Левша», Н. Г. Чернышевский «Что делать?», Л. Н. Толстой «Война и мир».)
• Как вы считаете, какая черта из всех перечисленных самая важная? Что вы вкладываете в это понятие?
2. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Как лихо может измениться жизнь человека за несколько лет! Так уж случилось, что и в России в XX в. произошло множество событий, которые очень серьёзно меняли ход её истории. Александр Исаевич Солженицын... Он пережил вместе с Россией и её народом все тяготы как военной, так и послевоенной жизни. Он писал о том, что видел сам. Человек, воевавший на фронтах Великой Отечественной и арестованный в конце её как изменник родины. Тюрьмы, лагеря, ссылка и первая реабилитация в 1957 г. Смертельная болезнь — рак — и чудесное исцеление. Широкая известность в годы «оттепели» и замалчивание в пору застоя. Нобелевская премия по литературе и исключение из Союза писателей, мировая слава и изгнание из СССР. Что значит Солженицын для литературы нашей, для общества? Постараемся же сегодня на уроке ответить на этот вопрос.
Александр Исаевич Солженицын — писатель с мировым именем, человек с необычной биографией, яркая личность, вступившая в единоборство с политической системой целого государства и заслужившая уважение, и признание всего мира. Творчество А. И. Солженицына — одно из самых сложных и уникальных явлений русской литературы второй половины XX в. Неподдельный интерес читателей к его фигуре и творчеству определяет его место и роль в современном мировом литературном процессе. Изучение жизни и творчества выдающегося писателя означает приобщение к истории своей Родины, приближение к осознанию тех причин, которые привели общество к политическому, экономическому и нравственному кризису.
IV. Работа над темой урока
1. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве А. И. Солженицына (см. домашнее задание предыдущего урока) (Учащиеся составляют тезисы.)
Предполагаемая запись
Основные этапы жизни и творчества А. И. Солженицына
• 1918 — 1941 гг. Детство и «университеты». Начало творческой деятельности.
• 1941 — 1956 гг. Участие в Великой Отечественной войне. Арест, тюрьма, ссылка.
• 1956 — 1974 гг. Реабилитация и освобождение из заключения. Первые успехи на писательском поприще, признание читателей и критики.
• 1974 — 1994 гг. Изгнание с родной земли. Литературная и общественная деятельность Солженицына за рубежом. «Фонд помощи политзаключённым и их семьям». Создание и комплектование «Всероссийской мемуарной библиотеки».
• 1994 — 2000-е гг. Возвращение на Родину. Солженицын на Ставрополье (1994). Писатель и российское общество конца 1990-х — начала 2000-х гг.
2. Объяснение учителя
— Первые опубликованные в начале 60-х гг. на Родине произведения Солженицына — повесть «Один день Ивана Денисовича» (1962), рассказ «Матрёнин двор» (1963) — появились на исходе хрущёвской «оттепели», в преддверии периода застоя. Были опубликованы и другие рассказы писателя: «Случай на станции Кочетовка» (1963), «Захар Калита» (1966), «Крохотки» (1966).
Солженицына стали называть, с одной стороны, писателем «лагерной» прозы, а с другой — прозы «деревенской». Сам автор однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, «для художественного удовольствия»: «В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение — работать над малой формой. Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя».
Идея свободы и судьбы — одна из главных у Солженицына. Познание возможностей человека сопротивляться обстоятельствам составляет, как правило, главный узел его произведений. Идея судьбы в творчестве Солженицына связана не только с Божьим промыслом, с предопределённостью, но и со свободным выбором человека, свободой воли. Идея судьбы соотносится у него с идеей свободы. В рассказе «Матрёнин двор» подчинение судьбе, сложившимся жизненным обстоятельствам героини связано в сознании с верой в предопределённость своего пути. Обстоятельства, в которых оказалась Матрёна Васильевна, для неё не случайны. Они — знаки её судьбы, заложенной в её душевной структуре. Вера в судьбу обусловлена в этом случае социальной неустойчивостью, неустроенностью жизни. Разрушенный дом, пропавший котелок со святой водой обозначили
движение судьбы. Грозная развязка завершила жизнь. Её бескорыстие обернулось трагедией. Матрёна — образ судьбы русской женщины.
3. Словарная работа
Запись на доске и в тетрадях
Праведник — 1) Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии. 2) Тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности (Академический словарь русского языка).
Праведник — 1) У верующих: человек, который живёт праведной жизнью, не имеет грехов. 2) Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности (ирон.) («Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля).
4. Заслушивание сообщений учащихся об истории создания и публикации рассказа «Матрёнин двор» (см. домашнее задание предыдущего урока)
— О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 1960-е гг., на первое место всегда ставят рассказ «Матрёнин двор» (1959). Его называют блистательным, подлинно гениальным произведением. «Рассказ правдив», «рассказ талантлив», — отмечалось в литературной критике.
Рассказ был напечатан в 1963 г. в литературном журнале «Новый мир». Первоначальное название рассказа — «Не стоит село без праведника» — истоком своим имеет пословицу, восходящую к Библии: «Не стоит город без святого, селение — без праведника». Без терпения, ограничения, аскетизма, лежащих в основе праведничества Матрёны, народу не выжить, как и без честного труда изо дня в день. Но по совету главного редактора журнала «Новый мир» А. Т. Твардовского, во избежание цензурных препятствий название было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе с 1956-го был изменён автором на 1953-й.
Второе название — «Матрёнин двор» — несколько изменило угол зрения: нравственные начала стали иметь чёткие границы только в пределах Матрёниного двора. В более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди часто отличаются от неё. Озаглавив рассказ «Матрёнин двор», Солженицын сосредоточил внимание читателей на удивительном мире русской женщины. Кроме того, Матрёнин двор — это один из ключевых образов рассказа. Описание двора, подробное, с массой деталей, лишено ярких красок: Матрёна живёт «в запущи». Автору важно подчеркнуть неразрывность дома и человека: разрушат дом — погибнет и его хозяйка.
«Матрёнин двор», как замечал сам автор, «полностью автобиографичен и достоверен», да и отчество рассказчика — Игнатич — созвучно с отчеством А. И. Солженицына — Исаевич. Жизнь Матрёны Васильевны Захаровой и смерть её воспроизведены как были. Истинное название деревни — Мильцево Купловского района Владимирской области. Рассказ, написанный в 1956 г., повествует о жизни русской деревни в 50-е гг. Бедность, нищета крестьянства, утратившего хозяйственные традиции работы на земле.
Критика высоко оценила рассказ. Суть произведения Солженицына отметил А. Т. Твардовский: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И, однако, её душевный мир наделён такими качествами, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной». Прочтя эти слова в «Литературной газете», Солженицын сразу же написал Твардовскому: «Нечего и говорить, что абзац Вашей речи, относящийся к Матрёне, много для меня значит. Вы указали на самую суть — на женщину, любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние». (Обращение к эпиграфу урока.)
5. Эвристическая беседа
• Объясните смысл первоначального названия рассказа. (Рассказ является своеобразным этапом осмысления писателем феномена «простого человека», носителя массового сознания. Рассказчик — бывший зек, ставший школьным учителем, проникается нелёгкой судьбой своей квартирохозяйки. Она предстаёт образцом незлобивости и скромности, и это при том, что вся её жизнь трагична.)
• Каков, по вашему мнению, символический смысл окончательного варианта названия рассказа «Матрёнин двор»? (Многие символы Солженицына связаны с христианской символикой: образы — символы крестного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название рассказа. Да и само название носит обобщающий характер. Двор, дом Матрёны — то пристанище, которое обретает рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья. В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны — германскую и Отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали в младенчестве, потерю мужа, который пропал без вести на войне. Ветшает дом — стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека, — «по рёбрышкам». Погибает Матрёна вместе с горницей. С частью своего дома. Погибает хозяйка — окончательно разрушается дом. Избу Матрёны до весны забили, словно гроб, — похоронили.
В рассказе «Матрёнин двор» автор передаёт своё горькое горе о погибшей женщине, изображает жизнь русского села ХХ в. Перед читателем возникают образы крестьян и крестьянок колхозной послевоенной поры, их бытовые заботы и взаимоотношения. Прослеживаются изменения в национальном образе жизни и нравах как результат отношений человека и власти в российской глубинке. Связь разных времен, которая проступает из рассказов героини и ассоциаций, всплывающих в сознании читателя. По Солженицыну, «смысл земного существования — не в благоденствии, а в развитии души».)
6. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемных вопросов.
• Почему рассказ А. И. Солженицына и образ его героини мы можем рассматривать в контексте темы судьбы женщины, матери? Что на это указывает?
• Кто из русских писателей XIX в. обращался к этой теме?
• Как вы понимаете слова «биография» и «судьба»? В чём вы видите стилевое различие этих понятий?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
— Многие страницы в творчестве А. И. Солженицына повествуют об истории России. Эта тема не случайно выбрана автором. В ней он пытается передать все свои знания и переживания того времени. Судьба самого автора является «книгой жизни» его страны, соотечественников. Правда о жизни России и её народа, правда жизни русской деревни прорывается неумолимо к читательским сердцам в его произведениях.
Произведения писателя пропитаны болью, страданием людей. Читая его рассказы, оставаться равнодушным невозможно. Пример тому — рассказ «Матрёнин двор».
VI. Домашнее задание
1. Подготовить цитатный материал к характеристике образа главной героини рассказа.
2. Творческое задание. Выделить автобиографические моменты в рассказе «Матрёнин двор».