Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская лирика XX века
Александр Исаевич Солженицын
А. И. Солженицын. Матрёнин двор как рассказ-притча. Нравственная и социальная проблематика. Образ героини и её мира. Нравственный облик Матрёны-праведницы, её духовная стойкостья
Цели: выявить с учащимися проблематику рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор», его художественное своеобразие; формировать на основе анализа рассказа понятие о красоте человека как нравственности и духовности; углубить понятие о праведничестве; подвести учащихся к осмыслению образа Матрёны как праведницы земли русской; совершенствовать практические умения и навыки по анализу художественного произведения; способствовать развитию активной жизненной позиции, нравственных ориентиров учащихся.
Оборудование: учебник, портрет А. И. Солженицына, текст рассказа «Матрёнин двор», иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают содержание рассказа; понимают его идейный смысл; раскрывают нравственную и социальную проблематику рассказа, его художественное своеобразие; осмысливают образ Матрёны как праведницы земли русской; имеют представление о художественном своеобразии прозы А. И. Солженицына; участвуют в беседе.
Столетье промчалось. И снова,
Как в тот незапамятный год —
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдёт.
Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд...
Но кони всё скачут и скачут.
А избы горят и горят...
Н. М. Коржавин
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Беседа «Вспоминая изученное...»
• Как и в чём проявились основные черты характера А. И. Солженицына в период учёбы в школе и университете?
• Почему изменилось отношение официальных кругов к А. И. Солженицыну во второй половине 1960-х гг.? С чем связан запрет на издание его книг?
• Расскажите об истории создания и публикации рассказа «Матрёнин двор».
В чём автобиографичность рассказа?
• Какие социальные проблемы отражены в рассказе?
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. А. И. Солженицын занимает своё особое место в русской литературе XX в. Он словно летописец этой эпохи, правдиво отражающий реальность, не приукрашивая и не искажая ничего. Как писатель он дебютировал в 44 года и сразу заявил о себе как зрелый, самостоятельный мастер. Явление Солженицына во всех смыслах явилось рубежом — он был последним, кого советская власть не допускала до читателя. С его возвращением период возврата ценностей в литературе и культуре был завершён; возвращение Солженицына в новую Россию очень многими воспринималось как надежда обрести всеобщего духовного наставника. Обращаясь к народному характеру в рассказах, опубликованных в первой половине 60-х гг., Солженицын предлагает литературе новую концепцию личности. Его герои, такие, как Матрёна, — люди не рефлексирующие, живущие некими природными, как бы данными извне, заранее и не ими выработанными представлениями. И, следуя этим представлениям, важно выжить физически в условиях, вовсе не способствующих физическому выживанию, но не ценой потери собственного человеческого достоинства. Потерять его — значит погибнуть, то есть, выжив физически, перестать быть человеком, утратить не только уважение других, но и уважение к самому себе, что равносильно смерти.
В его произведениях нет призыва к протесту. И это общая характеристика мировоззрения Солженицына. Он оставляет в душах своих героев место вере, смирению, но не озлоблению и страху перед жизнью. И этим он рисует образ праведника в XX в. Страдания народа, вызванные несправедливостью социального строя, волновали писателя. Солженицын был одним из первых, кто сказал правду о судьбе крестьянства, о его проблемах, изображая трагическую жизнь поистине русского человека и причины его несчастья в рассказе «Матрёнин двор».
Рассказ перекликается со многими произведениями русской классической литературы. Солженицын как будто переносит какого-либо из героев-праведников Н. С. Лескова в историческую эпоху XX в., в послевоенное время. И тем драматичнее, трагичнее видится судьба Матрёны в этой обстановке. (Обращение к эпиграфу урока.)
IV. Работа над темой урока
1. Погружение в тему урока: беседа (первичное восприятие прочитанного)
• Сочувствие, жалость, раздражение или восхищение вызывает у вас главная героиня рассказа — Матрёна? Обоснуйте своё мнение.
• Почему писатель начинает свой рассказ с загадки: «...Ещё с добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход...»? Можно ли сразу догадаться, после чего?
• Докажите, что изображённые в рассказе картины послевоенной деревни достоверны. (Точно, как в очерке, указаны место и время событий, достоверны топонимы, употреблённые в тексте, сохранены особенности местного диалекта.)
• Какое впечатление произвёл на вас язык рассказа? Какое чувство вызывают у автора местные слова и выражения? Почему?
2. Объяснение учителя
— Рассказ «Матрёнин двор» — произведение автобиографическое. Это рассказ Солженицына о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись «из пыльной горячей пустыни», то есть из лагеря. Ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России», найти «тихий уголок России подальше от железных дорог». Бывший лагерник мог наняться только на тяжёлые работы, он же хотел учительствовать. После реабилитации в 1957 г. Солженицын некоторое время работал учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрёны Васильевны Захаровой. Рассказ «Матрёнин двор» выходит за рамки обычных воспоминаний и приобретает глубокое значение, признан классикой. Его называли блистательным, подлинно гениальным произведением. В. П. Астафьев назвал его вершиной русской новеллистики. Сам Солженицын говорил, что к жанру рассказа обращался нечасто, для художественного удовольствия: «В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение — работать над малой формой, в малой форме оттачивания грани». Разберёмся в феномене этого рассказа.
3. Аналитическая беседа: выяснение нравственных законов, по которым жила главная героиня рассказа
• Нарисуйте словесный портрет Матрёны. Обратите внимание на фотографию Матрёны, выполненную Солженицыным. Совпадают ли ваши представления о Матрёне с этим изображением её на снимке?
• Найдите художественные детали, важные для понимания главной героини.
• Есть ли в рассказе развёрнутый портрет героини? Почему?
• Какой представляет Матрёна в системе других образов? Кто ей близок?
• Подумайте, какой цвет, по-вашему, может соответствовать каждому эпизоду из жизни Матрёны? Почему?
• Через какие детали передаёт автор внутреннее состояние героини? Как называется такой приём в литературе?
• Как воспринимает Матрёна свою судьбу? Держит ли она обиду, зло на людей?
• Какой предстаёт Матрёна в системе других образов рассказа?
• Как проявляется отношение к Матрёне её родственников и подруг? Почему почти все её осуждают?
• Каковы причины гибели Матрёны? Кто виноват в её смерти?
• Прав ли Александр Исаевич, назвав свою героиню праведницей?
• Какие черты праведника, без которого «не стоит село», нашли отражение в образе Матрёны?
• Как показана в рассказе трагическая судьба русского крестьянства?
4. «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса (работа в парах)
• Как вы думаете, в рассказе «Матрёнин двор» автор и рассказчик Игнатич — это одно и то же лицо? Аргументируйте свою точку зрения.
5. «Под сенью дружных муз...»: сообщение учителя
— Идея создания сценической редакции рассказа принадлежит Александру Николаевичу Михайлову, он долго жил с этой мыслью, пока не поделился ею с профессором Щукинского училища В. В. Ивановым — режиссёром Театра им. Е. Вахтангова. Желания совпали.
Владимир Иванов владеет редким режиссёрским даром психологического анализа, тончайшей разработки характеров в сочетании с точно угаданной интонацией автора. Эти качества пригодились в работе над прозой А. И. Солженицына. В соавторстве с Александром и Еленой Михайловыми, в своё время закончившими Щукинское училище, художником Максимом Обрезковым, режиссёром и автором сценической версии Владимиром Ивановым родился спектакль «Матрёнин двор». Премьера его окончательной редакции состоялась 13 апреля 2008 года на малой сцене театра им. Е. Вахтангова. Актёры Александр и Елена Михайловы оставили театр много лет назад — в 1987 г.: Александр стал преподавателем закона Божьего, а Елена — дирижёром церковного хора. Причиной возвращения на сцену стала возможность постановки «Матрёниного двора», о которой они мечтали ещё с первого курса Щукинского училища. Что привело их обратно на грешную сцену, неизвестно, возможно, именно «Матрёнин двор» пробудил желание напомнить о праведниках, живущих не в скитах или за монастырской оградой, а среди нас, смертных. Н. Д. Солженицына с уважением отнеслась к этой работе и одобрила её.
К слову, постановка произведений Александра Солженицына — довольно редкое явление: его тексты сложно адаптируются к театральным подмосткам. Создатели «Матрёниного двора» вынашивали проект более двадцати лет, они внимательно изучали не только сам рассказ, но и историю его написания, консультировались с женой писателя Натальей Солженицыной. Ведь Солженицын писал не об абстрактной деревенской женщине, а о конкретной — и она, по словам Елены Михайловой, точно так же, как и Матрёна, помогала людям, ничего не ожидая в ответ. «Сколько мы таких женщин встречали! — сказала в одном из интервью Елена Михайлова. — И прежде всего это Сашина бабушка. Она всю жизнь прожила в Луховицах, была верующей женщиной, с образованием — четыре класса. Но она была мудрейшая! И почти весь наш реквизит из её разорённой избы. Иконы. Платки. Я играю в её платье. Это всё живая реликвия».
Спектакль «Матрёнин двор» — подарок вахтанговцев к 90-летию Александра Исаевича Солженицына, великого писателя и гражданина. Если режиссёру Иванову и актёрам Михайловым удаётся заставить публику в тишине зрительного зала слышать «далёкий шум» наших бескрайних просторов и разглядеть красоту вдруг помолодевшей Матрёны, значит, спектакль «случился». Но, как бы они ни играли, музыка этой прозы завораживает и сегодня...
Показ видеофрагментов из спектакля А. Н. Михайлова «Матрёнин двор» (театр им. Е. Вахтангова)
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа
• Можно ли утверждать, что на примере частного случая из жизни одной русской крестьянки писатель рассказывает о судьбе деревни вообще и о судьбе целой страны?
• Каково художественное пространство рассказа? Ограничивается ли оно деревней Тальново и железнодорожной станцией Торфопродукт?
• Какие сквозные образы связаны с художественным пространством рассказа? В чём их символический смысл?
2. Заключительное слово учителя
— Пожалуй, никто лучше Анны Андреевны Ахматовой, скупой на похвалы, не передал атмосферу этого небольшого рассказа, потрясшего в 1963 г. читающую Россию: «Удивительная вещь... Это пострашнее “Ивана Денисовича” ... Там можно всё на культ личности спихнуть, а тут... Ведь это у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги... Мелочи тоже удивительные. Помните — чёрные брови старика, как два моста друг другу навстречу?.. Вы заметили: у него скамьи и табуретки бывают то живые, то мёртвые. А тараканы под обоями шуршат. Запомнили? Как далекий шум океана!
И обои ходят волнами. А какая замечательная страница, когда он вдруг видит Матрёну молодой. И всю деревню видит молодою, то есть такою, какая она была до всеобщего разорения...».
VI. Домашнее задание
Подготовиться к контрольной работе по изученным произведениям второй половины XIX — XX вв.