Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская лирика XX века
Контрольная работа по изученным произведениям второй половины XIX, XX вв.
Цели: выявить уровень литературного развития учащихся; проверить начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи обучающихся, уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения, уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст, что соответствует требованиям образовательного стандарта по литературе.
Оборудование: контрольные задания (2 варианта).
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи, уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения, уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Мотивация учебной деятельности
Учитель. Замечательную оценку высоких достижений русской классической литературы мы находим у А. М. Горького: «В истории развития литературы европейской наша юная литература представляет собой феномен изумительный; я не преувеличу правды, сказав, что ни одна из литератур Запада не возникла к жизни с такой силой и быстротой, в таком мощном, ослепительном блеске таланта... Значение русской литературы признано миром, изумлённым её красотой и силой». Ту же мысль о замечательном расцвете русской литературы и русского искусства XIX в. Горький развивает в следующих словах: «Гигант Пушкин — величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним волшебный Глинка и прекрасный Брюллов, беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой; Крамской, Репин, неподражаемый Мусоргский... Достоевский и, наконец, великий лирик Чайковский и чародей языка Островский, непохожие друг на друга, как это может быть только у нас на Руси... Всё это грандиозное создано Русью менее чем в сотню лет. Радостно, до безумной гордости волнует не только обилие талантов, рождённых Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их, разнообразие, которому историки нашего искусства не отдают должного внимания». К концу XIX в. русская литература обретает мировую известность и признание. По словам австрийского писателя Стефана Цвейга, в ней видят пророчество «о новом человеке и его рождении из лона русской души».
XX век оказался для русской литературы временем глубоких философских поисков, он подарил нам яркие произведения выдающихся писателей. Критическое отношение к действительности — «срывание всех и всяческих масок» — составляет одну из самых сильных сторон реализма русской литературы XIX и XX вв.
Уроки русской классической литературы и до сих пор ещё не усвоены и даже не поняты вполне, мы ещё только пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений XX в. И в этом смысле русская классика все ещё остаётся впереди, а не позади нас.
III. Контроль знаний и умений учащихся
Комментарий для учителя. В процессе выполнения работы, учащиеся не пользуются текстами, за исключением заданий, связанных с анализом эпизода или стихотворения, когда школьники получают необходимые фрагменты, памятки для анализа.
I вариант
1-й уровень
1. За границей И. А. Бунин написал уникальную книгу из 38 новелл о любви:
а) «Тёмные аллеи»;
б) «Грамматика любви»;
в) «Солнечный удар».
2. Устами Надежды из новеллы «Тёмные аллеи» Бунин утверждает:
а) что вечная любовь невозможна;
б) что женщина способна на вечную любовь;
в) что любовь не умирает со смертью предмета любви.
3. Профессор Преображенский (повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце») проводит эксперимент, ставящий целью:
а) изучение анатомии и физиологии человека;
б) превращение собаки в человека;
в) улучшение человеческой породы.
4. Образ председателя домкома Швондера олицетворяет собой:
а) честный и принципиальный пролетариат, продолжающий революционные преобразования;
б) случайных во власти людей, не умеющих управлять страной;
в) репрессивный характер управления дорвавшегося до власти пролетариата.
5. «Родни — хоть шаром покати, — нигде, никого, ни одной души», — говорит о себе Андрей Соколов. Как сложилась судьба родителей и сестры Андрея Соколова?
а) Погибли в гражданскую войну;
б) были репрессированы;
в) погибли в голодные годы.
6. Определите литературный персонаж (рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»): «Невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый: и волосы на голове белые, и брови, и ресницы, даже глаза у него были белёсые, навыкате. По-русски говорил, как мы с тобой, да ещё на “о” налегал, будто коренной волжанин».
а) Крыжнев;
б) немец Мюллер;
в) немецкий инженер в чине майора армии.
7. Как называется средство характеристики персонажей, строящееся на описании их внешности?
«Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нём подбитая лёгкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нём были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука...» (Портрет)
8. Какой изобразительный приём, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления с другим явлением, использует А. И. Солженицын в приведённых фрагментах рассказа «Матрёнин двор»?
«Но не потому были мыши в избе, что колченогая кошка с ними не справлялась: она как молния за ними прыгала в угол и выносила в зубах»; «По ночам, когда Матрёна уже спала, а я занимался за столом, — редкое быстрое шуршание мышей под обоями покрывалось слитным, единым, непрерывным, как далёкий
шум океана, шорохом тараканов за перегородкой»; «Григорьев Антошка был круглый румяный малец из 8-го “Г”, выглядевший, как кот после блинов»; «Верхнего света не было в нашей большой комнате, как лесом заставленной фикусами»; «И шли года, как плыла вода...» (Сравнение)
2-й уровень
9. Дайте развёрнутый ответ на вопрос.
Какие новые явления социальной и культурной жизни России конца XIX — начала XX в. повлияли на развитие литературы?
10. Сопоставьте повесть Н. В. Гоголя «Шинель» с произведением Ф. М. Достоевского «Бедные люди» и покажите, что нового внёс Достоевский в изображение «маленького человека», какие глубокие противоречия открыл он в его внутреннем мире.
11. На основе полученных знаний об особенностях художественного мироощущения А. П. Чехова с привлечением собственных примеров из знакомых вам произведений писателя охарактеризуйте своеобразие его коротких рассказов.
12. Прочитайте отрывок и выполните задания.
Так и поселился я у Матрёны Васильевны. Комнаты мы не делили. Её кровать была в дверном углу у печки, а я свою раскладушку развернул у окна и, оттесняя от света любимые Матрёнины фикусы, ещё у одного окна поставил столик. Электричество же в деревне было — его ещё в двадцатые годы подтянули от Шатуры. В газетах писали тогда «лампочки Ильича», а мужики, глаза тараща, говорили: «Царь Огонь!»
Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрёны и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она ещё не протекала и ветрами студёными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны.
Кроме Матрёны и меня, жили в избе ещё — кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода, а главное — колченога. Она из жалости была Матрёной подобрана и прижилась. Хотя она и ходила на четырёх ногах, но сильно прихрамывала: одну ногу она берегла, больная была нога. Когда кошка прыгала с печи на пол, звук касания её о пол не был кошаче-мягок, как у всех, а — сильный одновременный удар трёх ног: туп! — такой сильный удар, что я не сразу привык, вздрагивал. Это она три ноги подставляла разом, чтоб уберечь четвёртую.
• Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить своё отношение к ней: «изба доброжилая», «любимые фикусы», «с прохудившейся стороны»? (Эпитет)
• Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении: «В газетах писали тогда “лампочки Ильича”, а мужики, глаза тараща, говорили: “Царь Огонь!”»? (Цитирование)
• Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его жилища: «Комнаты мы не делили» и далее. (Интерьер)
• Напишите название любимого растения героини. (Фикусы)
• Каким эпитетом характеризуется кошка Матрёны? (Колченога)
Творческое задание
Известный писатель и переводчик С. Я. Маршак утверждал, что «у каждой книги своя судьба, своя долгота века. Есть книжки-однодневки, и есть, которые переходят от поколения к поколению». Какие из прочитанных в курсе «Литература второй половины XIX, XX веков» произведений вы порекомендуете прочитать последующим поколениям? Обоснуйте свой выбор.
II вариант
1-й уровень
1. В новелле И. А. Бунина «Тёмные аллеи» главные герои встречаются:
а) после 20 лет разлуки, вызванной её замужеством;
б) после многих лет, проведённых им на дипломатической службе;
в) более чем через 30 лет после того, как он её бросил.
2. Назовите основную тему цикла «Тёмные аллеи»:
а) тема свободы;
б) тема любви;
в) тема смысла жизни.
3. Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» имеет подзаголовок:
а) чудовищная история;
б) фантастическая история;
в) необыкновенные приключения доктора.
4. С точки зрения автора, эксперимент, на который пошёл профессор (повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце»):
а) подтвердил гениальность и талант врача;
б) укрепил уверенность профессора в значимости своего дела;
в) не удался.
5. Композиция рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»:
а) рассказ в рассказе (рамочная);
б) кольцевая;
в) последовательная.
6. Определите, какая фраза принадлежат Андрею Соколову:
а) Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом;
б) Два осиротевших человека, две песчинки;
в) Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать.
7. Как в литературоведении называют тип описания, изображающий природу или какую-либо местность, например, приведённые строки из произведения М. А. Шолохова «Судьба человека»?
«Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули тёплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лёд, бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны». (Пейзаж)
8. Как называют средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности? (Например, в приведённых строках рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор»).
«Высокий чёрный старик, сняв на колени шапку, сидел на стуле, который Матрёна выставила ему на середину комнаты, к печке-“голландке”. Всё лицо его облегали густые чёрные волосы, почти не тронутые сединой: с чёрной окладистой бородой, сливались усы густые, чёрные, так что рот был виден едва; и непрерывные бакены чёрные, едва выказывая уши, поднимались к чёрным космам, свисавшим с темени; и ещё широкие чёрные брови мостами были брошены друг другу навстречу. И только лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку. Во всем облике старика показалось мне многознание и достойность. Он сидел ровно, сложив руки на посохе, посох же отвесно уперев в пол, — сидел в положении терпеливого ожидания и, видно, мало разговаривал с Матрёной, возившейся за перегородкой». (Портрет)
2-й уровень
9. Дайте развёрнутый ответ на вопрос.
Как повлияла на мироощущение А. П. Чехова эпоха 80-х гг. ХIХ в.? Каковы существенные особенности чеховского реализма?
10. К каким открытиям в особенностях душевной жизни человека пришёл Л. Н. Толстой в повести «Детство»? В чём видит писатель преимущество детского мировосприятия?
11. В чём состоит своеобразие процесса переоценки духовных ценностей в России рубежа XIX — XX вв.?
12. Прочитайте текст и выполните задания.
Вообще, приглядываясь к Матрёне, я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое-нибудь другое немалое дело, закономерный порядок этих дел она держала в голове и, проснувшись поутру, всегда знала, чем сегодня день её будет занят. Кроме торфа, кроме сбора старых пеньков, вывороченных трактором на болоте, кроме брусники, намачиваемой на зиму в четвёртях («Поточи зубки, Игнатич», — угощала меня), кроме копки картошки, кроме беготни по пенсионному делу, она должна была ещё где-то раздобывать сенца для единственной своей грязно-белой козы.
— А почему вы коровы не держите, Матрёна Васильевна?
— Э-эх, Игнатич, — разъясняла Матрёна, стоя в нечистом фартуке в кухонном дверном вырезе и оборотясь к моему столу. — Мне молока и от козы хватит. А корову заведи, так она меня самою с ногами съест. У полотна не скоси — там свои хозява, и в лесу косить нету — лесничество хозяин, и в колхозе мне не велят — не колхозница, мол, теперь. Да они и колхозницы до самых белых мух всё в колхоз, а себе уж из-под снегу — что за трава? ... По-бывалошному кипели с сеном в межень, с Петрова до Ильина. Считалась трава — медовая.
Так, одной утельной козе собрать было сена для Матрёны — труд великий. Брала она с утра мешок и серп и уходила в места, которые помнила, где трава росла по обмежкам, по задороге, по островкам среди болота. Набив мешок свежей тяжелой травой, она тащила её домой и во дворике у себя раскладывала пластом. С мешка травы получалось подсохшего сена — навильник.
• Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить своё отношение к ней: «великий», «тяжелой», «медовая»? (Эпитет)
• Назовите средство создания образа героя, строящееся на описание его действий (со слов: «Кроме торфа.»). (Поступок)
• Из реплики Матрёны выпишите предложение, которое объясняет, почему она не держала коровы. («А корову заведи...»)
• Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор со второго абзаца? (Диалог)
• В абзаце, начинающемся со слов: «Так, одной утельной козе.» найдите слово, которое определяет, сколько сена получалось из мешка свежескошенной травы. (Навильник)
Творческое задание
Согласны ли вы с утверждением аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса о том, что «книга — это диалог, завязанный с читателем. Этому диалогу нет конца...»? На примере изученных произведений расскажите, в какой диалог с книгами вы вступили в этом учебном году.
VI. Домашнее задание
Индивидуальные опережающие задания (3 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве поэтов «серебряного века» (с выразительным чтением стихотворений наизусть) на темы:
• «В. Я. Брюсов — удивительный поэт, переводчик и человек»;
• «Поэтическая судьба Игоря Северянина»;
• «“Я научился вам, блаженные слова!” (Поэзия О. Э. Мандельштама)».