Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская лирика XX века
Контрольная работа по изученным произведениям второй половины XIX, XX вв.

    Цели: выявить уровень литературного развития учащихся; проверить начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи обучающихся, уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения, уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст, что соответствует требованиям образовательного стандарта по литературе.

    Оборудование: контрольные задания (2 варианта).

Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень литературного развития, начитанность, умения и навыки литературоведческого анализа и степень развития письменной монологической речи, уровень знания произведений, входящих в круг обязательного чтения, уровень глубины понимания изученных произведений, знаний о литературе и умений интерпретировать художественный текст.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Замечательную оценку высоких достижений русской классической литературы мы находим у А. М. Горького: «В истории развития литературы европейской наша юная литература представляет собой феномен изумительный; я не преувеличу правды, сказав, что ни одна из литератур Запада не возникла к жизни с такой силой и быстротой, в таком мощном, ослепительном блеске таланта... Значение русской литературы признано миром, изумлённым её красотой и силой». Ту же мысль о замечательном расцвете русской литературы и русского искусства XIX в. Горький развивает в следующих словах: «Гигант Пушкин — величайшая гордость наша и самое полное выражение духовных сил России, а рядом с ним волшебный Глинка и прекрасный Брюллов, беспощадный к себе и людям Гоголь, тоскующий Лермонтов, грустный Тургенев, гневный Некрасов, великий бунтовщик Толстой; Крамской, Репин, неподражаемый Мусоргский... Достоевский и, наконец, великий лирик Чайковский и чародей языка Островский, непохожие друг на друга, как это может быть только у нас на Руси... Всё это грандиозное создано Русью менее чем в сотню лет. Радостно, до безумной гордости волнует не только обилие талантов, рождённых Россией в XIX веке, но и поражающее разнообразие их, разнообразие, которому историки нашего искусства не отдают должного внимания». К концу XIX в. русская литература обретает мировую известность и признание. По словам австрийского писателя Стефана Цвейга, в ней видят пророчество «о новом человеке и его рождении из лона русской души».

XX век оказался для русской литературы временем глубоких философских поисков, он подарил нам яркие произведения выдающихся писателей. Критическое отношение к действительности — «срывание всех и всяческих масок» — составляет одну из самых сильных сторон реализма русской литературы XIX и XX вв.

Уроки русской классической литературы и до сих пор ещё не усвоены и даже не поняты вполне, мы ещё только пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений XX в. И в этом смысле русская классика все ещё остаётся впереди, а не позади нас.

III. Контроль знаний и умений учащихся

Комментарий для учителя. В процессе выполнения работы, учащиеся не пользуются текстами, за исключением заданий, связанных с анализом эпизода или стихотворения, когда школьники получают необходимые фрагменты, памятки для анализа.

I вариант

1-й уровень

    1. За границей И. А. Бунин написал уникальную книгу из 38 новелл о любви:

а) «Тёмные аллеи»;

б) «Грамматика любви»;

в) «Солнечный удар».

    2. Устами Надежды из новеллы «Тёмные аллеи» Бунин утверждает:

а) что вечная любовь невозможна;

б) что женщина способна на вечную любовь;

в) что любовь не умирает со смертью предмета любви.

    3. Профессор Преображенский (повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце») проводит эксперимент, ставящий целью:

а) изучение анатомии и физиологии человека;

б) превращение собаки в человека;

в) улучшение человеческой породы.

    4. Образ председателя домкома Швондера олицетворяет собой:

    а) честный и принципиальный пролетариат, продолжающий революционные преобразования;

б) случайных во власти людей, не умеющих управлять страной;

    в) репрессивный характер управления дорвавшегося до власти пролетариата.

    5. «Родни — хоть шаром покати, — нигде, никого, ни одной души», — говорит о себе Андрей Соколов. Как сложилась судьба родителей и сестры Андрея Соколова?

а) Погибли в гражданскую войну;

б) были репрессированы;

в) погибли в голодные годы.

    6. Определите литературный персонаж (рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»): «Невысокого роста, плотный, белобрысый и сам весь какой-то белый: и волосы на голове белые, и брови, и ресницы, даже глаза у него были белёсые, навыкате. По-русски говорил, как мы с тобой, да ещё на “о” налегал, будто коренной волжанин».

а) Крыжнев;

б) немец Мюллер;

в) немецкий инженер в чине майора армии.

    7. Как называется средство характеристики персонажей, строящееся на описании их внешности?

«Мальчик был одет просто, но добротно: и в том, как сидела на нём подбитая лёгкой, поношенной цигейкой длиннополая курточка, и в том, что крохотные сапожки были сшиты с расчётом надевать их на шерстяной носок, и очень искусный шов на разорванном когда-то рукаве курточки — все выдавало женскую заботу, умелые материнские руки. А отец выглядел иначе: прожжённый в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных защитных штанах не пришита как следует, а скорее наживлена широкими, мужскими стежками; на нём были почти новые солдатские ботинки, но плотные шерстяные носки изъедены молью, их не коснулась женская рука...» (Портрет)

    8. Какой изобразительный приём, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления с другим явлением, использует А. И. Солженицын в приведённых фрагментах рассказа «Матрёнин двор»?

«Но не потому были мыши в избе, что колченогая кошка с ними не справлялась: она как молния за ними прыгала в угол и выносила в зубах»; «По ночам, когда Матрёна уже спала, а я занимался за столом, — редкое быстрое шуршание мышей под обоями покрывалось слитным, единым, непрерывным, как далёкий

шум океана, шорохом тараканов за перегородкой»; «Григорьев Антошка был круглый румяный малец из 8-го “Г”, выглядевший, как кот после блинов»; «Верхнего света не было в нашей большой комнате, как лесом заставленной фикусами»; «И шли года, как плыла вода...» (Сравнение)

2-й уровень

    9. Дайте развёрнутый ответ на вопрос.

    Какие новые явления социальной и культурной жизни России конца XIX — начала XX в. повлияли на развитие литературы?

    10. Сопоставьте повесть Н. В. Гоголя «Шинель» с произведением Ф. М. Достоевского «Бедные люди» и покажите, что нового внёс Достоевский в изображение «маленького человека», какие глубокие противоречия открыл он в его внутреннем мире.

    11. На основе полученных знаний об особенностях художественного мироощущения А. П. Чехова с привлечением собственных примеров из знакомых вам произведений писателя охарактеризуйте своеобразие его коротких рассказов.

    12. Прочитайте отрывок и выполните задания.

Так и поселился я у Матрёны Васильевны. Комнаты мы не делили. Её кровать была в дверном углу у печки, а я свою раскладушку развернул у окна и, оттесняя от света любимые Матрёнины фикусы, ещё у одного окна поставил столик. Электричество же в деревне было — его ещё в двадцатые годы подтянули от Шатуры. В газетах писали тогда «лампочки Ильича», а мужики, глаза тараща, говорили: «Царь Огонь!»

Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрёны и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она ещё не протекала и ветрами студёными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны.

Кроме Матрёны и меня, жили в избе ещё — кошка, мыши и тараканы. Кошка была немолода, а главное — колченога. Она из жалости была Матрёной подобрана и прижилась. Хотя она и ходила на четырёх ногах, но сильно прихрамывала: одну ногу она берегла, больная была нога. Когда кошка прыгала с печи на пол, звук касания её о пол не был кошаче-мягок, как у всех, а — сильный одновременный удар трёх ног: туп! — такой сильный удар, что я не сразу привык, вздрагивал. Это она три ноги подставляла разом, чтоб уберечь четвёртую.

    • Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить своё отношение к ней: «изба доброжилая», «любимые фикусы», «с прохудившейся стороны»? (Эпитет)

    • Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор в предложении: «В газетах писали тогда “лампочки Ильича”, а мужики, глаза тараща, говорили: “Царь Огонь!”»? (Цитирование)

    • Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его жилища: «Комнаты мы не делили» и далее. (Интерьер)

    • Напишите название любимого растения героини. (Фикусы)

    • Каким эпитетом характеризуется кошка Матрёны? (Колченога)

Творческое задание

Известный писатель и переводчик С. Я. Маршак утверждал, что «у каждой книги своя судьба, своя долгота века. Есть книжки-однодневки, и есть, которые переходят от поколения к поколению». Какие из прочитанных в курсе «Литература второй половины XIX, XX веков» произведений вы порекомендуете прочитать последующим поколениям? Обоснуйте свой выбор.

II вариант

1-й уровень

    1. В новелле И. А. Бунина «Тёмные аллеи» главные герои встречаются:

а) после 20 лет разлуки, вызванной её замужеством;

б) после многих лет, проведённых им на дипломатической службе;

в) более чем через 30 лет после того, как он её бросил.

    2. Назовите основную тему цикла «Тёмные аллеи»:

а) тема свободы;

б) тема любви;

в) тема смысла жизни.

    3. Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» имеет подзаголовок:

а) чудовищная история;

б) фантастическая история;

в) необыкновенные приключения доктора.

    4. С точки зрения автора, эксперимент, на который пошёл профессор (повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце»):

а) подтвердил гениальность и талант врача;

б) укрепил уверенность профессора в значимости своего дела;

в) не удался.

    5. Композиция рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»:

а) рассказ в рассказе (рамочная);

б) кольцевая;

в) последовательная.

    6. Определите, какая фраза принадлежат Андрею Соколову:

а) Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом;

б) Два осиротевших человека, две песчинки;

в) Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать.

    7. Как в литературоведении называют тип описания, изображающий природу или какую-либо местность, например, приведённые строки из произведения М. А. Шолохова «Судьба человека»?

«Первая послевоенная весна была на Верхнем Дону на редкость дружная и напористая. В конце марта из Приазовья подули тёплые ветры, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом лога и балки, взломав лёд, бешено взыграли степные речки, и дороги стали почти совсем непроездны». (Пейзаж)

    8. Как называют средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности? (Например, в приведённых строках рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор»).

«Высокий чёрный старик, сняв на колени шапку, сидел на стуле, который Матрёна выставила ему на середину комнаты, к печке-“голландке”. Всё лицо его облегали густые чёрные волосы, почти не тронутые сединой: с чёрной окладистой бородой, сливались усы густые, чёрные, так что рот был виден едва; и непрерывные бакены чёрные, едва выказывая уши, поднимались к чёрным космам, свисавшим с темени; и ещё широкие чёрные брови мостами были брошены друг другу навстречу. И только лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку. Во всем облике старика показалось мне многознание и достойность. Он сидел ровно, сложив руки на посохе, посох же отвесно уперев в пол, — сидел в положении терпеливого ожидания и, видно, мало разговаривал с Матрёной, возившейся за перегородкой». (Портрет)

2-й уровень

    9. Дайте развёрнутый ответ на вопрос.

    Как повлияла на мироощущение А. П. Чехова эпоха 80-х гг. ХIХ в.? Каковы существенные особенности чеховского реализма?

    10. К каким открытиям в особенностях душевной жизни человека пришёл Л. Н. Толстой в повести «Детство»? В чём видит писатель преимущество детского мировосприятия?

    11. В чём состоит своеобразие процесса переоценки духовных ценностей в России рубежа XIX — XX вв.?

    12. Прочитайте текст и выполните задания.

Вообще, приглядываясь к Матрёне, я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое-нибудь другое немалое дело, закономерный порядок этих дел она держала в голове и, проснувшись поутру, всегда знала, чем сегодня день её будет занят. Кроме торфа, кроме сбора старых пеньков, вывороченных трактором на болоте, кроме брусники, намачиваемой на зиму в четвёртях («Поточи зубки, Игнатич», — угощала меня), кроме копки картошки, кроме беготни по пенсионному делу, она должна была ещё где-то раздобывать сенца для единственной своей грязно-белой козы.

— А почему вы коровы не держите, Матрёна Васильевна?

— Э-эх, Игнатич, — разъясняла Матрёна, стоя в нечистом фартуке в кухонном дверном вырезе и оборотясь к моему столу. — Мне молока и от козы хватит. А корову заведи, так она меня самою с ногами съест. У полотна не скоси — там свои хозява, и в лесу косить нету — лесничество хозяин, и в колхозе мне не велят — не колхозница, мол, теперь. Да они и колхозницы до самых белых мух всё в колхоз, а себе уж из-под снегу — что за трава? ... По-бывалошному кипели с сеном в межень, с Петрова до Ильина. Считалась трава — медовая.

Так, одной утельной козе собрать было сена для Матрёны — труд великий. Брала она с утра мешок и серп и уходила в места, которые помнила, где трава росла по обмежкам, по задороге, по островкам среди болота. Набив мешок свежей тяжелой травой, она тащила её домой и во дворике у себя раскладывала пластом. С мешка травы получалось подсохшего сена — навильник.

    • Какое художественное изобразительно-выразительное средство помогает автору описать героиню и выразить своё отношение к ней: «великий», «тяжелой», «медовая»? (Эпитет)

    • Назовите средство создания образа героя, строящееся на описание его действий (со слов: «Кроме торфа.»). (Поступок)

    • Из реплики Матрёны выпишите предложение, которое объясняет, почему она не держала коровы. («А корову заведи...»)

    • Какое художественное изобразительно-выразительное средство использует автор со второго абзаца? (Диалог)

    • В абзаце, начинающемся со слов: «Так, одной утельной козе.» найдите слово, которое определяет, сколько сена получалось из мешка свежескошенной травы. (Навильник)

Творческое задание

Согласны ли вы с утверждением аргентинского писателя Хорхе Луиса Борхеса о том, что «книга — это диалог, завязанный с читателем. Этому диалогу нет конца...»? На примере изученных произведений расскажите, в какой диалог с книгами вы вступили в этом учебном году.

VI. Домашнее задание

Индивидуальные опережающие задания (3 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве поэтов «серебряного века» (с выразительным чтением стихотворений наизусть) на темы:

    • «В. Я. Брюсов — удивительный поэт, переводчик и человек»;

    • «Поэтическая судьба Игоря Северянина»;

    • «“Я научился вам, блаженные слова!” (Поэзия О. Э. Мандельштама)».