Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская лирика XX века
Избранные страницы творческого наследия поэтов серебряного века русской поэзии

    Цели: ознакомить обучающихся с избранными страницами творческого наследия поэтов «серебряного века»; совершенствовать навыки выразительного чтения; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.

Оборудование: тексты стихотворений поэтов «серебряного века», портреты В. Я. Брюсова, Игоря Северянина, О. Э. Мандельштама.

    Тип урока: урок — «заседание литературного клуба».

    Прогнозируемые результаты: учащиеся самостоятельно готовят выступления о творчестве поэтов «серебряного века»; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; участвуют в беседе.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Анализ контрольной работы

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Великая поэзия всегда трагическая и пророческая. Поэзия XX в., особенно его начала, переживает стремительный взлёт. Но поэтов не оставляет мучительное чувство, что что-то грядёт. И действительно. Грозовая атмосфера XX ст., небывалые потрясения войн и революций предельно обострили все процессы в стране. «Неслыханные перемены. Невиданные мятежи», — так точно и ярко охарактеризовал это время А. А. Блок. Возникла необходимость понять этот «страшный мир» (А. А. Блок). Почти каждый из поэтов чувствует трагизм собственной судьбы, приближение конца...

«Когда мир раскалывается надвое, трещина проходит через сердце поэта» (Г. Гейне). Эти слова Генриха Гейне как нельзя лучше характеризуют то, что происходило в России и в сердце каждого русского поэта XX в. Сказанное относится к жизни и творчеству великих русских поэтов «серебряного века». Именно этим поэтам мы посвящаем сегодня наш урок.

Поэзия «серебряного века» открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. А поиски поэтами «серебряного века» новых стихотворных форм, переосмысление ими роли творчества дают нам более глубокое понимание поэзии.

IV. Работа над темой урока

    1. Погружение в тему урока: выполнение интерактивного упражнения «Ассоциативный ряд»

    • «Серебряный век». Какие мысли возникают в вашем сознании, когда вы слышите эти слова? Какие ассоциации вызывает звучание этих слов? (Серебряный век — блеск, яркость, хрупкость, мгновенность, туман, тайна, волшебство, недолговечность, блики, отражение, прозрачность, свечение, сияние, дымка...)

    2. Сообщение учащегося о В. Я. Брюсове «В. Я. Брюсов — удивительный поэт, переводчик и человек»

— Поэт, прозаик, драматург, переводчик, один из основателей и крупнейших представителей русского символизма. Утверждаемое им новое искусство является, по мнению Брюсова, способом сверхчувственного, не рассудочного познания мира. Отсюда ощущение метафизического одиночества человека, которое в стихах поэта находит выражение в утверждении крайнего индивидуализма, в воспевании власти над человеком судьбы, рока. Искусство для него «философично, мистично, если хотите, религиозно», но со временем это представление сменяется другим, появляется внимание к реальности, к житейским переживаниям и даже к злобе дня. Круг интересов, поисков в самых разных областях знаний Брюсова необычайно широк: человек энциклопедически образованный, отличавшийся удивительным трудолюбием и целеустремленностью, он осваивает опыт всей мировой литературы, вместе с тем выступая в роли дерзкого новатора, прокладывающего в русской поэзии новые пути.

    3. Чтение учащимся наизусть сонета В. Я. Брюсова «Отточенный булат — луч рдяного заката!»

Учитель. Высочайшей виртуозности достигает В. Я. Брюсов в своих сонетах. В стихе для него не было технических трудностей, которых он бы не смог преодолеть. Послушайте один из сонетов В. Я. Брюсова. Цель этого выбора — удивить вас виртуозностью формы, показать, до каких высот искусства слова, совершенства художественной формы может подняться человек. Если мысленно «разрезать» этот сонет по вертикали, там, где почти в каждом стихе стоит тире, то получится ещё два сонета — левый и правый, которые сохраняют все особенности строгой сонетной формы: две пары рифм в катренах и французский вариант терцетов. Действительно, поиск внутренних рифм помогает разгадать загадку, путь к разгадке даёт сам В. Я. Брюсов.

Беседа

    • Подумайте, в чём загадка и уникальность этого текста.

    • Может быть, вам удастся найти в нём сразу три сонета?

    • Найдите в сонете внутренние рифмы.

    • Какая строка сонета помогает разгадать загадку?

    • Какой смысл имеет пауза в середине каждой строки?

    4. Чтение учащимся наизусть стихотворения В. Я. Брюсова «Сумерки»

    Беседа

    • В чём своеобразие нарисованной поэтом картины современного города?

    • Выделите стилевые средства, с помощью которых реальные детали переводятся в иной, символический план.

    • Выпишите встречающиеся здесь эпитеты. В чём их специфичность? Какова их роль в реализации смысла стихотворения?

Учитель. «Луна, стебли, струны, да ещё в незримых и нежных руках — что может быть традиционнее? Всё дело в том, что эти романсные образы перенесены в другую среду, изъяты из своих привычных связей, чтобы служить метафоризации городского пейзажа. Луны (уже множественное число разрушает привычный образ) оказываются электрическими, струны — телеграфными. Волшебно зажигаются не звёзды, а циферблаты, прохладный покой коснулся не жаждущей земли, а жаждущих тротуарных плит», — пишет Л. Я. Гинзбург.

«В целом ряде стихотворений Брюсов развивает тему города, стремясь к тому, чтобы наметить общий “музыкальный” фон городского пейзажа, импрессионистически передать его эмоциональную атмосферу. Город обёртывается тогда своим ускользающим, призрачным, таинственным лицом. И Брюсов в пределах городской темы получает способность интимно приближаться к вещам и явлениям городской жизни, улавливать их неповторимый лирический “запах”, различать их оттенки и полутона», — считает Д. Е. Максимов.

5. Сообщение учащегося «Поэтическая судьба Игоря Северянина»

— Игорь Северянин... Истинный поэт и глава петербургских эго-футуристов. Он первым из русских поэтов использовал слово «футуризм», вернее «эго-футуризм», выпустив в 1911 г. сборник «Пролог. Эгофутуризм». В 1909 г. стихотворения поэта, к этому времени за свой счёт издавшего более 30 тоненьких стихотворных брошюрок, были замечены Л. Н. Толстым, который пришёл в негодование. С той поры, по словам самого поэта, его «стали бранить все, кому было не лень». Самоутверждался поэт с редкой отвагой; по словам критика А. А. Измайлова, «курьёзы нанизывались один за другим на имя Северянина, и имя запоминалось и становилось чудаческим». Однако скоро, после выхода в свет книги стихов «Громокипящий кубок» (1913), которая предварялась восторженным предисловием Ф. К. Сологуба («явление его — воистину нечаянная радость в серой мгле северного дня»), к Северянину пришла настоящая слава. Она всегда была несколько двусмысленной. Невзыскательный читатель восторженно принял манерно-изысканные «поэзы», где всё было так красиво: ананасы в шампанском, мороженое в сирени, страна голубых антилоп, феи и королевы в праздничных одеждах, лилии, орхидеи, хризантемы... Недаром в феврале 1918 г. в зале Политехнического музея он, опередив Маяковского, Бальмонта и других поэтов, был коронован званием «короля поэтов». В то же время для строгого читателя оказывались неприемлемыми настойчиво декларируемая позиция гения, граничащая с вульгарностью пошлость, отсутствие элементарного вкуса, настойчивое щеголяние искусственно изобретёнными словами. И то и другое мнение не лишёно основания. Стоит, однако, напомнить, что Блок, отказавшись от ранее весьма суровой оценки стихов Северянина, назвал его талант «настоящим, свежим, детским». По мнению другого авторитетного знатока поэзии, Н. С. Гумилёва, «Игорь Северянин — действительно поэт, к тому же поэт новый. Что он поэт — доказывает богатство его ритмов, обилие образов, устойчивость композиции, свои и остро пережитые темы...». Стихи Северянина, несмотря на справедливость многих адресованных поэту упрёков, продолжают привлекать внимание читателя непосредственностью, свежестью восприятия мира, редкостной музыкальностью.

6. Чтение учащимся наизусть стихотворения Игоря Северянина «Град»

Учитель. Стихотворение описывает летний град — то есть момент проникновения зимы в летнюю жару, момент соединения несоединимого. Для Северянина этот момент подобен моменту творчества, вдохновения, также сопрягающего в единое целое то, что казалось несоединимым. Град в воде напоминает виноград — и вот уже он тает не в воде, а в вине, серебристая зима проникает в душу лета, невозможное становится возможным.

7. Чтение учащимся наизусть стихотворения Игоря Северянина «Ананасы в шампанском».

Анализ учителем

Учитель. Начало второй строфы — звукопись времени с ворвавшимися в быт новыми, тогда магически звучавшими словами: аэроплан, экспресс, автомобиль. В нервном ритме стихотворения — ритм начала века. «Ананасы в шампанском» — ведь это символ времени, его неожиданность и острота, его открытия, его извивы и изыски, эксцентрическое соединение прежде несовместимого. Как сжато, как ярко и выразительно — гениально!

8. Сообщение учащегося «“Я научился вам, блаженные слова!” (Поэзия О. Э. Мандельштама)»

— Творчество Осипа Эмильевича Мандельштама — замечательное явление в русской и в мировой поэзии ХХ в. Анна Ахматова говорила, что стихи Мандельштама появились как будто бы из ничего, не имея прямых литературных предшественников. Мандельштам — поэт философского склада, с обострённым интересом к истории. Влюблённый в Элладу, он глубоко ощущал связи русской культуры с эллинизмом, полагая, что благодаря этой преемственности «русский язык стал именно звучащей и горящей плотью». В стихотворениях Мандельштама звучит торжественное, чуть архаичное, полновесное слово. Это поэт большой изобразительной точности; его стих краток, отчётлив и ясен, изыскан по ритмам; он очень выразителен и красив по звучанию. Насыщенный литературно-историческими ассоциациями, строгий по архитектонике, он требует пристального и внимательного чтения. Для Мандельштама «нет лирики без диалога», а такой диалог возможен лишь при условии активности читателя, к которому обращается поэт.

Для раннего Мандельштама характерно уподобление поэта зодчему, который строит, имея дело с тяжестью камня, — это слово стало названием появившейся в 1913 г. первой книги стихов поэта. Но камень для него не только символ прочности возводимого поэтом здания. «Строить, — писал он, — значит бороться с пустотой, гипнотизировать пространство. Хорошая стрела готической колокольни — злая, потому что весь её смысл — уколоть небо, попрекнуть его тем, что оно пусто» («Утро акмеизма»). В программном для поэта стихотворении «Notre Dame» (1912) Мандельштам убеждённо заявлял: «...Из тяжести недоброй // И я когда-нибудь прекрасное создам».

Мандельштам одним из первых стал писать стихи на гражданские темы. Революция была для него огромным событием, и слово «народ» не случайно фигурирует в его стихах. Поэт стал мифом, а его творческая биография — одним из центральных историко-культурных символов XX в., воплощением искусства, противостоящего тирании, умерщвлённого физически, но победившего духовно, вопреки всему воскресающего в чудом сохранившихся стихах, романах, картинах, симфониях.

    9. Чтение учащимся наизусть стихотворения О. Э. Мандельштама «Сумерки свободы»

Беседа

    • Сумерками, как известно, называют время перед рассветом или после заката. Какой из этих вариантов используется здесь и как, исходя из этого, понимается вами смысл названия стихотворения?

    • По-разному, как видно из приведённых выше суждений, истолковываются образ связанных в легионы ласточек и образ вождя. Какое мнение кажется вам более убедительным? Подтвердите его анализом текста.

    • Почему, говоря о сумрачном времени и столь же сумрачном бремени власти, поэт употребляет по отношению к ним слово «прославим»?

    • Корабль времени в стихотворении «ко дну идёт», тогда как земля не тонет, но — «плывёт». В чём смысл такого сопоставления (или противопоставления)?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя

— Поэзия «серебряного века» — знаменитая «Серебряная плеяда», закрывавшая своим творчеством занавес удивительной, самобытной страны с напевным именем — Россия.

Нам, живущим в XXI в., досталось изумительное по красоте поэтическое наследие в виде чудеснейших образов, метафор, подходов к раскрытию тем, захватывающей ритмики стихотворений, богатства языка и, я бы сказал(а), высочайшей самоотверженности и ответственности последних поэтов той России, за каждую поэтическую строчку, за каждое написанное стихотворение! У «серебряного века» есть чему поучиться, и можно считать за честь — право и возможность равняться на заданную им тональность в отношении к Поэзии.

VI. Домашнее задание

    1. Индивидуальные опережающие задания. Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А. А. Блока (с выразительным чтением стихотворений (2 — 3 учащихся)).

    2. Подготовить выразительное чтение стихотворений А. А. Блока «Ветер принёс издалёка.», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...» (3 учащихся).

    3. Подготовить сообщения об истории создания стихотворений А. А. Блока «Ветер принёс издалёка...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...» (3 учащихся).