Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016
Русская лирика XX века
А. А. Блок: судьба, личность, творчество. Избранные страницы творческого наследия поэта (Ветер принёс издалёка, О, весна без конца и без краю, О, я хочу безумно жить)
Цели: ввести обучащиюхся в поэтический мир Александра Блока, раскрыть сложность и драматизм жизненного и творческого пути; помочь учащимся познать Блока, поэта и человека, показать, как факты биографии отразились в его поэзии; помочь оценить глубочайшую искренность поэта и осознать важность твёрдой жизненной позиции в судьбе человека; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.
Оборудование: тексты стихотворений А. А. Блока, портрет поэта, иллюстрации к стихотворениям, раздаточный материал для работы в парах.
Тип урока: урок — «заседание литературного клуба».
Прогнозируемые результаты: учащиеся самостоятельно готовят выступления о творчестве А. А. Блока; знают своеобразие поэтического мира Блока, проявления его творчества в символизме, понятие образа- символа; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе в парах.
Жить стоит только так, чтобы предъявлять безмерные требования к жизни: всё или ничего; ждать нежданного;
верить не в «то, чего нет на свете», а в то, что должно быть на свете...
А. А. Блок
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель. «Этот мир очарований, этот мир из серебра». Мы продолжаем путешествие по миру поэзии начала ХХ в., знакомимся с новыми именами, с новыми произведениями. И сегодня — новая встреча.
(Под музыку Л. Бетховена звучит в исполнении учителя стихотворение А. А. Блока «О, я хочу безумно жить.»)
А. А. Блок — одно из ключевых имён русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего ХIХ в. и открыл поэзию века ХХ, соединив русскую классику и новое искусство.
Мы окунёмся в мир его поэзии, чтобы никогда уже не расставаться с его образами, с его мыслями, с его бессмертными творениями.
Сам поэт очень верно и точно сказал о своём жизненном и творческом пути, что это был «путь среди революций». Путь этот был сложным и трудным, исполненным резких противоречий, но, в конечном счете — прямым и неуклонным. И как замечательно, что родился Александр Александрович Блок в стенах Петербургского университета, в так называемом «ректорском доме» (дед его, А. Н. Бекетов, был в это время ректором), а будущего поэта на руки приняла его прабабка, лично знавшая ещё друзей Пушкина.
Главное, что сформировало личность и характер поэта, была атмосфера культурных давних традиций и преданий бекетовского дома. Тургенев, Достоевский,
Салтыков-Щедрин и другие прославленные представители русской литературы были здесь не только знаменитыми и почитаемыми писателями, но и просто добрыми знакомыми. Здесь помнили ещё Гоголя и дружески переписывались с Чеховым.
Лирика Блока — явление уникальное. При всём многообразии её проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих — она выступает как единое целое, как одно развёрнутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом пути. На эту особенность указывал и сам Блок. (Обращение к эпиграфу урока.)
IV. Работа над темой урока
1. Вступительное слово учителя
— Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров. Он был последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим своим творчеством поэтические изыскания всего ХIХ в. И вместе с тем его именем открывается первая, заглавная страница истории русской советской поэзии. К сегодняшнему уроку творческая группа учащихся подготовила сообщения о личности, судьбе и творчестве поэта. Послушаем их.
2. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве А. А. Блока (см. домашнее задание предыдущего урока)
(Учащиеся составляют тезисы.)
3. Аналитическая работа с текстом стихотворения А. А. Блока «Ветер принёс издалёка...»
а) Заслушивание сообщения об истории создания стихотворения
— Начальный этап творчества Александра Блока тесно связан с символизмом — культурным течением, которое проповедовало образность и яркое, нестандартное выражение мыслей. Поэтому ранние произведения поэта отличаются обилием метафор и сравнений, которые создают особую, утончённую атмосферу. В таком ключе выдержано и стихотворение «Ветер принёс издалёка...», написанное 29 января 1901 года. Это одно из ранних стихотворений, в котором отражены юношеские мечтания: «песни весенней намёк», «бездонная лазурь», «звёздные сны». В серости холодной петербургской зимы Блок сумел уловить первые признаки приближающейся оттепели, которую, как утверждает автор, «ветер принёс издалёка...». Стихотворение представляет собой яркий контраст со стихотворением, созданным 10 лет спустя, — «Как тяжело ходить среди людей...». Сопоставляя подобные стихотворения, мы видим драматическую эволюцию души А. А. Блока.
б) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся
в) Аналитическая беседа
• Как вы думаете, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?
• Что, по-вашему, послужило толчком для создания этого произведения?
• Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед вами, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?
• Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?
• Попробуйте подобрать несколько синонимов к словам, которые вам показались новыми, редко встречающимися в современном языке.
• Перечислите наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
• Как вы думаете, при каких обстоятельствах вы могли бы вспомнить строки этого стихотворения?
• Какую иллюстрацию вы хотели бы сделать к этому стихотворению?
г) Комментарий учителя
— В стихотворении необычным вестником весны для поэта стал клочок голубого чистого неба, который открылся «где-то светло и глубоко». Автор подчёркивает, что в этом кусочке небесной лазури словно бы растворились все горести и печали. При его появлении «плакали зимние бури», словно бы предчувствуя, что им недолго осталось царствовать на земле.
А. А. Блок — человек огромного таланта, ему было доступно то, что для других совершенно не понятно или даже не существует. Описывая быстрый приход весны, поэт отождествляет физический весенний свет с невозможностью созерцать без каких-либо внешних раздражителей тайные глубины иных миров. Только при отвлечении от всего суетного можно уловить биение таинственных бездн, полных пророчеств. Но зима, как и ночь, рано или поздно заканчивается. Наступает утро (весна), взгляд невольно отмечает внешние перемены, поэтому и плачут «струны» поэта, плачут «робко, темно и глубоко», так как уже не могут досказать начатое. Характерна для стихов А. А. Блока неясность того, чьи «звучные песни» принёс издалёка ветер. Ускользание от прямолинейного тщательного рассмотрения каждого определения — основа той загадочности, что заложена в стихах поэта.
4. Аналитическая работа с текстом стихотворения А. А. Блока «О, весна без конца и без краю...»
а) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся
б) Аналитическая беседа
• Как вы думаете, о чём стихотворение А. А. Блока «О, весна без конца и без краю...»?
• Почему это достойно благодарения и достойно ли?
• Герой открыт жизни, принимает её, приветствует... «звоном щита»! Какие ассоциации рождает у вас слово «щит»?
• Что открывается поэту в новой жизни?
• Какой ответ даёт лирический герой всему этому, именуемому жизнью?
в) Комментарий учителя
— Стихотворение А. А. Блока «О, весна без конца и без краю...» было написано 24 октября 1907 года, оно входит в цикл «Заклятие огнём и мраком». Стихотворение наполнено оптимизмом, имеет символическое значение, знаменующее наступление нового этапа, периода в истории России. Восприятие жизни, мира у Блока оптимистическое, несмотря на противоречивость:
...За мученья, за гибель — я знаю —
Всё равно: принимаю тебя!
Лирический герой обретает доспехи во «враждующей встрече» с жизнью, приближающей к заветной мечте. Сама жизнь предстаёт в женском образе «с буйным ветром в змеиных кудрях». Вся сложность и противоречивость жизни изображаются Блоком в виде целой системы её взаимоисключающих друг друга сторон, противоположных эмоций: неудача — удача, ненависть — любовь, плач — смех и т. д.
В стихотворении можно проследить так называемые ключевые слова, опорные точки композиции. Таким элементом является глагольная форма «принимаю», которая неоднократно повторяется. Мысли и чувства лирического героя, его нравственная позиция получают оценку в образе автора. Индивидуальный авторский стиль, совокупность средств и приёмов делают это стихотворение Блока произведением яркой художественной выразительности. Произведение А. А. Блока нельзя усвоить «с ходу», не напрягая своего разума и души. Стихи Блока не читаются легко и потому, что в них воплощено немало трудных, даже тяжёлых переживаний.
5. Аналитическая работа с текстом стихотворения А. А. Блока «О, я хочу безумно жить.»
а) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся
б) Аналитическая работа с текстом стихотворения по предложенному учителем плану (в парах; с раздаточным материалом)
Идейное содержание стихотворения
1) Ведущая тема (о чём?).
2) Основная мысль / идея (что хотел сказать поэт?).
3) Эмоциональная окраска чувств, выраженных в стихотворении в их динамике или статике.
4) Внешнее впечатление и внутренняя реакция на него.
5) Преобладание личных или общественных интонаций.
Презентация результатов работы
в) Комментарий учителя
— Это стихотворение, написанное в 1914 г., открывает цикл «Ямбы» (19071914), который автор причислил к лучшим своим стихам. Эпиграфом к циклу стала цитата из произведений античного поэта Ювенала «Сатиры»: «Негодование рождает стих». Негодование Блока обращено на «непроглядный ужас жизни». В стихотворении «О, я хочу безумно жить...» лирический герой провозглашает цель своего творчества:
Всё сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
Стихотворение проникнуто доверием к жизни («хочу безумно жить»), стремлением в её оценке подняться над временным и личным:
Пусть душит жизни сон тяжёлый,
Пусть задыхаюсь в этом сне...
Понятие «жизнь» двойственно — это реальность, в которой «задыхается» лирический герой, и высший смысл бытия, становящийся доступным ему благодаря творческому дару, способности «воплотить» лишённое плоти, «увековечить» мгновенное, вдохнуть душу в «безличное». Лирический герой стихотворения предстаёт новым пророком, продолжающим пушкинскую и лермонтовскую традицию.
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа
• Можно ли утверждать, что в своём раннем творчестве А. А. Блок продолжает традиции поэзии XIX в. (мироощущение лирического героя, интонация, ритмика, размеры стиха)? Приведите для сравнения поэтические произведения.
• Кто из поэтов XIX в. оказал наибольшее влияние на Блока, особенно в ранний период его творчества?
• Почему произведения раннего периода творчества поэта можно назвать «романом в стихах»?
2. Заключительное слово учителя
— Итак, сегодняшний урок, надеюсь, убедил вас в том, что творчество Александра Блока, великого поэта начала XX в., — одно из самых примечательных явлений русской поэзии. По силе дарования, страстности отстаивания своих воззрений и позиций, по глубине проникновения в жизнь, стремлению ответить на самые большие и насущные вопросы современности, по значительности новаторских открытий, ставших неоценимым достоянием русской поэзии, Блок является одним из тех деятелей нашего искусства, которые составляют его гордость и славу.
Эпоха, которую переживает современность, может быть названа эпохой возврата к прошлому, но черпающей в этом прошлом свежие соки для расцвета будущего. Среди звёзд нашей поэзии звезда Александра Блока если не самая яркая, то, бесспорно, самая красивая, струящая мягкий, нежно-матовый, в аккордах неземных звуков, мистический свет. Главное, что опьяняет в его стихах, что делает его поэтом будущего, — это безумная влюблённость в бездонный образ Вечности, которая голубым сиянием озаряет его облик.
VI. Домашнее задание
1. Творческое задание. Письменно ответить на вопрос: «Каковы ваши впечатления от первой встречи с поэтом и человеком Александром Блоком?».
2. Индивидуальные опережающие задания (4 — 5 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве С. А. Есенина, выразительное чтение наизусть стихотворений «Вот уж вечер...», «Разбуди меня завтра рано...».