Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская лирика XX века
С. А. Есенин: судьба, личность, творчество. Тема родины в лирике поэта

    Цели: ознакомить обучающихся с основными этапами жизни и творчества С. А. Есенина; раскрыть сложность и драматизм его жизненного и творческого пути; показать, как в лирике поэта раскрывается тема Родины; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.

    Оборудование: тексты стихотворений С. А. Есенина, портрет поэта, иллюстрации к стихотворениям, раздаточный материал, репродукция картины К. С. Петрова-Водкина «Купание красного коня».

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о жизни и творчестве С. А. Есенина, об особенностях творческого метода поэта; выразительно читают и комментируют стихотворения поэта о Родине, раскрывая их художественное своеобразие; умеют определять особенности поэтики стихотворений С. А. Есенина, выявлять богатство поэтического языка как характерную особенность произведений Есенина (цветопись, сквозные образы).

Его поэзия есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души.

А. Н. Толстой

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

    1. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Литературная викторина «Вспоминая изученное...» (по стихотворениям С. А. Есенина, изученным в предыдущих классах)

    • Назовите стихотворение, в котором утверждается, что дорога может спать и мечтать, размышлять о будущем. («Нивы сжаты, рощи голы...»)

    • В этом стихотворении хвойное дерево сравнивается с пожилой женщиной. («Пороша»)

    • Как называется стихотворение о дружбе душистого кустарника и ручейка, песенки поющего? («Черёмуха»)

• В каком стихотворении нарядная крапива утром приветствует прохожих? («С добрым утром!»)

    • В каком стихотворении С. А. Есенина ракиты могут «слухать»? («Топи да болота...»)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. «Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком», — писал о поэте А. М. Горький. Действительно, природный дар поэта огромен, органична его связь с родной землей, которая во многом питала его поэзию. В поэмах и стихотворениях С. А. Есенина за строками, полными радости и грусти, нам открывается истинно русский поэт, как будто рождённый и взлелеянный самой матушкой-землёй, беззаветно влюблённый в отчую землю, в её природу. Перед нами предстаёт самобытная и интересная личность с чертами необычного характера, драматизмом переживаний, чистотой стремлений и песенностью чувствований.

Лирику Есенина нельзя не любить. Во всём, о чём бы ни писал поэт: о Родине, о природе, о переломных моментах истории, — во всём ясно слышатся искренность и теплота. Может, именно таким был и сам поэт. Он никогда не скрывал своих мыслей, чувств, тревог и надежд (обращение к эпиграфу урока).

Верный и любящий сын многомиллионной крестьянской России, Есенин жил её верой, чувствами и надеждами. И сила, и слабость русского крестьянства отразились в творчестве поэта, оказавшегося на рубеже двух эпох — старой и новой. Духовный облик поэта складывался под влиянием революции 1905 г., Февральской революции 1917 г. Сложность и противоречивость творчества Есенина могут быть объяснены только сложными обстоятельствами того исторического периода, в который он жил. Попытки понять и объяснить Есенина вне этой связи заведомо обречены на неудачу.

Есенин — чудо поэзии... И как о всяком чуде, о нём трудно говорить. Чудо нужно пережить. И надо в него верить. Чудо есенинской поэзии не только убеждает, но и всегда волнует, как проявление большого человеческого сердца. Каковы же истоки этого чуда? Каков путь поэта к истокам творчества? Мы узнаем об этом сегодня на уроке.

IV. Работа над темой урока

1. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве С. А. Есенина (см. домашнее задание предыдущего урока)

(Учащиеся составляют тезисы.)

2. Объяснение учителя (устный журнал)

— Из рассказа А. И. Солженицына «На родине Есенина»: «Я иду по деревне этой, каких много и много, где и сейчас все живущие заняты хлебом, наживой и честолюбием перед соседями, — и волнуюсь: небесный огонь опалил однажды эту окрестность, и ещё сегодня обжигает мне щёки здесь. Я выхожу на окский косогор, смотрю вдаль и дивлюсь: неужели об этой тёмной полоске хворостовского леса можно было так загадочно сказать:

На бору со звонами плачут глухари…?

И об этих луговых петлях спокойной Оки:

Скирды солнца в водах лонных.?

Какой же слиток таланта метнул Творец сюда, в эту избу, в это сердце деревенского драчливого парня, чтобы тот, потрясённый, нашёл столькое для красоты — у печи, в хлеву, на гумне, за околицей — красоты, которую тысячу лет топчут и не замечают?..»

К вершинам мировой поэзии Сергей Александрович Есенин поднялся из глубины народной жизни. Рязанская земля стала колыбелью его поэзии, русские песни, грустные и раздольные, отразились в его стихах. Тема Родины — ведущая тема в творчестве Есенина. Сам Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моём творчестве». Для него за пределами России не было ничего: ни стихов, ни жизни, ни любви, ни славы. Вне Родины Есенин просто не мыслил себя. Но тема Родины в творчестве поэта имеет свою эволюцию. Сначала она была почти неосознанной, детской, безмятежной.

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

И костёр зари, и плеск волны, и серебристый лунный свет, и шелест тростника с годами отлились в стихотворениях Есенина всей своей красотой.

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку, —

Люблю до радости и боли

Твою озёрную тоску.

В сердце Есенина с юных лет запала русская земля, её грустные и раздольные песни, светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский рязанский дух, весёлый девичий смех. Каждая есенинская строка согрета чувством безграничной любви к Родине. Он восклицает:

Но более всего любовь к родному краю

Меня томила, мучила и жгла.

Пейзажная лирика Есенина отличается потрясающим, неповторимым мастерством («Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком...», «Клён ты мой опавший, клён заледенелый...», «Край ты мой заброшенный...», «Вот уж вечер...» и др.). И снова — выражение глубокой любви к Родине («Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла», «Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий»).

3. Коллективная работа по составлению таблицы «Тема Родины в лирике С. А. Есенина» (на основе ранее полученных знаний, прослушанных сообщений и рассказа учителя)

Тема Родины в лирике С. А. Есенина

Поэт о своём отношении к Родине

«Моя лирика жива одной большой любовью — любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моем творчестве»


«Всё моё творчество — о России, Россия — главная тема моих стихов. Без этой темы я не был бы поэтом»

«Родина — это то, что просто и весомо, ясно; это то, что может устоять против любого урагана»


«У собратьев моих нет чувства родины во всем широком смысле этого слова, поэтому у них так и несогласованно всё»


«Если сегодня держат курс на Америку, то я готов тогда предпочесть наше серое небо и наш пейзаж: изба, немного вросла в землю, прясло, из прясла торчит огромная жердь, вдалеке машет хвостом на ветру лошадёнка. Это не то, что небоскрёб, зато это то самое, что растило у нас: Толстого, Достоевского, Пушкина, Лермонтова...»

4. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Вот уж вечер...»

    а) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

б) Заслушивание сообщения об истории создания стихотворения

в) Аналитическая беседа

    • Скажите, что свойственно поэтическому языку автора?

    • Какие языковые средства помогают поэту показать своё отношение к тому, что он описывает в стихотворении?

    • К какому роду литературы относится это стихотворение? (Пейзажная лирика)

    • Каким настроением оно проникнуто?

     5. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Разбуди меня завтра рано...»

    а) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

б) Заслушивание сообщения об истории создания стихотворения

в) Аналитическая беседа

    • Какова интонация этого стихотворения?

    • Можно ли нарисовать портрет «дорогого гостя», которого ожидает лирический герой?

    • Почему гость дорог лирическому герою?

    • Каково значение образа кобылицы с красным хвостом в стихотворении С. А. Есенина?

    • С помощью каких средств изобразительности поэту удаётся передать настроение?

    • Что такое эпитет? Найдите эпитеты в стихотворении.

    • Вспомните, что такое метафора. Найдите метафоры в стихотворении. Какие образы поэт использует в метафорах?

    г) «Под сенью дружных муз...»: сообщение учителя о картине К. С. Петрова-Водкина «Купание красного коня»

— Знаменитая картина К. С. Петрова-Водкина «Купание красного коня» (1912) — многозначное произведение, одно из самых спорных. Это было этапное

произведение в творчестве художника. Написанное в 1912 г., оно было представлено на выставке «Мир искусства», причём устроители выставки повесили картину не в общей экспозиции, а над входной дверью — поверх всей выставки, «как знамя, вокруг которого можно объединиться». Но если одни воспринимали «Купание красного коня» как программный манифест, как знамя, для других это полотно было мишенью.

И действительно, произведение это воспринималось современниками как своего рода знамение, метафорическое выражение послереволюционной (1905) и предреволюционной (1917) эпохи, как своеобразное предвидение и предчувствие грядущих событий. Но если современники только чувствовали пророческий характер «Купания красного коня», то потомки уже уверенно и убеждённо заявляли о значении картины, объявив её «буревестником революции в живописи».

Картина К. С. Петрова-Водкина поразила и юного Сергея Есенина, который в 1919 г. написал своего «Пантократора» под двойным впечатлением — и от картины, и от стихов Рюрика Ивнева. А ещё через несколько лет он вспомнит:

Я теперь скупее стал в желаньях.

Жизнь моя! иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

     6. Самостоятельная аналитическая работа с текстом стихотворения «Край ты мой заброшенный...» по предложенному учителем плану (в парах; с раздаточым материалом)

    (План анализа стихотворения см. в уроке № 81.)

    Презентация результатов работы

    7. «Практикум начинающего литературоведа»: исследовательская работа (в группах)

    • 1-я группа. Исследователь А. А. Козловский пишет: «Ранние стихи Есенина полны звуков, запахов и красок...». Согласны ли вы с этим? Обоснуйте свой ответ примерами из изученных стихотворений.

    • 2-я группа. Найдите и выделите в текстах стихотворений, анализируемых сегодня на уроке, примеры звукописи.

    • 3-я группа. Найдите в текстах стихотворений, анализируемых сегодня на уроке, примеры цветового изображения. Сделайте вывод о том, какие цвета преобладают в стихах Есенина.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

    Обобщающее слово учителя

— Итак, поэзия С. А. Есенина отличается необыкновенной целостностью, ибо все в ней — о России. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моём творчестве». В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная.» (1914) С. А. Есенин утверждал:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою»,

    но и спустя 10 лет в «Руси Советской» он стоит на своём:

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Сегодня Есенин занимает своё полноправное место в русской поэзии XX в. и в читательских сердцах. Его творчество — одна из ярких, сильно волнующих страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле.

VI. Домашнее задание

    1. Творческое задание. Выписать из разных стихотворений С. А. Есенина цитаты о любви к Родине. Подумать над проблемным вопросом: «Почему в разных стихотворениях С. А. Есенин пишет о любви к Родине по-разному?».

    2. Индивидуальные опережающие задания. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений С. А. Есенина «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...».