Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская лирика XX века
С. А. Есенин: Всю душу выплесну в слова. Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике поэта

    Цели: показать учащимся, как в лирике С. А. Есенина раскрываются размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека; анализируя стихотворения, попытаться понять художественный мир поэта; совершенствовать навыки комплексного анализа лирического произведения, выразительного чтения поэтического текста; развивать коммуникативные, исследовательские способности; содействовать воспитанию эстетического вкуса, неравнодушного отношения к поэтическому слову, любви к Родине.

    Оборудование: портрет С. А. Есенина, тексты стихотворений, аудиозапись романсов «Отговорила роща золотая...», «Не жалею, не зову, не плачу...» (на стихи С. А. Есенина)

     Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают, как в лирике С. А. Есенина раскрываются размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека; выразительно читают стихотворения; определяют основные темы и мотивы лирики Есенина; отмечают богатство лирического содержания и национальный колорит стихотворений, своеобразие художественных приёмов в поэзии поэта.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа «Вспоминая изученное...»

    • Расскажите о детских и юношеских годах С. А. Есенина. Как эти периоды жизни повлияли на его творчество и как отобразились в нём?

    • Можно ли по стихотворениям С. А. Есенина догадаться о его крестьянском происхождении?

    • Что для поэта означало любить Родину?

    • На примере нескольких стихотворений С. А. Есенина докажите, что его творчество действительно не укладывается в рамки только крестьянской поэзии.

    2. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Сергей Александрович Есенин — великий русский поэт, задушевный и искренний. Прожив короткую и полную противоречий жизнь, безвременно покинул землю. «Пел не голосом, а кровью сердца», — скажут о Сергее Есенине современники. Есенин подтвердит это:

Быть поэтом — это значит то же,

Если правды жизни не нарушить,

Рубцевать себя по нежной коже,

Кровью чувств ласкать чужие души.

Есенинская поэзия очень мелодична, поэтому рассказ о ней начнём с романса. (Звучит аудиозапись романса «Не жалею, не зову, не плачу...» (1921) на стихи С. А. Есенина.)

Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в русскую литературу и пользуется огромным успехом у многочисленных читателей. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, «неисчерпаемую

печаль» которых умел он так эмоционально и так звонко передать. Именно в лирике выражены полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в «узком промежутке» старых чувств и воззрений.

А. М. Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире милосердия, которое более всего иного заслужено человеком».

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

— В памяти вспыхивает множество стихотворных строк Есенина, и все они были пророческими, душевными, пронзительными. «Все мы, все мы в этом мире тленны...» — какая горечь всезнания, какой упрёк дорогим ему людям! «Я пришёл на эту землю, чтоб быстрей её покинуть», — вот истинно лермонтовское, горькое понимание мгновения земной жизни.

«Всю душу выплещу в слова...», — вот это он и сделал. Именно всю, именно выплескал. «Много любил я и много страдал», — какая точность в том, что вначале любил, а потом страдал. Многие ли понимают, что следствие любви — страдание, и что страдание — жизнь ДУШИ. «Я давно ищу в судьбе покоя», — вот признание, родственное пушкинскому «давно, усталый раб, замыслил я побег в обитель дальнюю...». Но не суждено русским поэтам уединение, уж если Россия живёт на семи ветрах, то её поэты и подавно. Можно ещё много-много строк Есенина выписывать, и любая из них годится к объяснению его судьбы.

2. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Письмо к женщине»

а) Беседа

    • Какова основная тема этого произведения?

    • Каким же мы видим лирического героя в этом произведении?

• Что искал в буре событий лирический герой?

б) Обобщение учителя

В письме от 20 декабря 1924 года С. А. Есенин спрашивал Г. А. Бениславскую: «Как Вам нравится “Письмо к женщине?”» Её ответ содержался в письме от 25 декабря: «“Письмо к женщине” — я с ума сошла от него. И до сих пор брежу им — до чего хорошее оно!».

Стихотворение «Письмо к женщине» посвящено З. Н. Райх. По жанру это стихотворение можно отнести к посланию, письму. Используя приём троекратного повтора, поэт трижды (как в произведениях фольклора, например, любовных песнях) обращается к адресату письма: «Любимая!». В последних строках автор подписывается собственным именем, выступая в качестве лирического героя, и в этом проявляется его лирическое «я». Нужно отметить ещё одну особенность: автор динамичен, в то время как героиня, женщина, которой посвящено письмо, остаётся статичным персонажем.

Совершенно неожиданно после элегического начала Есенин отходит от темы любви. Используя столь необычные для любовного послания сравнение и эпитеты, поэт ярко и точно рисует состояние своего героя. Перед нами его философские размышления, попытка разобраться в происходящем и осмыслить его.

3. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу.»

а) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

б) Аналитическая беседа

    • Определите тему и идею стихотворения.

    • Докажите, что в стихотворении выделяются две традиции — фольклорная и литературная.

    • Как в стихотворении сочетаются преемственность и самобытность?

    • В чём особенность построения стихотворения?

    • Определите лирическое движение сюжета.

    • Найдите в стихотворении символы и объясните их значение.

    • Докажите, что жанр стихотворения — элегия. Понаблюдайте за особенностью развития лирической темы.

    • Раскройте смысл заключительных строк стихотворения.

Литературоведческий глоссарий

Элегия — жанр лирики, посвящённый раздумьям. Возник в античной поэзии; первоначально так называли плач над умершим. Элегия основывалась на жизненном идеале древних греков, в основе которого лежали гармония мира, соразмерность и уравновешенность бытия, неполные без грусти и созерцательности; эти категории и перешли в современную элегию. Элегия может воплощать как жизнеутверждающие идеи, так и разочарование. Поэзия XIX в. ещё продолжала развивать элегию в чистом виде, в лирике ХХ в. элегия встречается скорее, как жанровая традиция, как особое настроение. В современной поэзии элегия — это бессюжетное стихотворение созерцательного, философского и пейзажного характера.

    в) «Умники и умницы»: постановка и решение проблемного вопроса (работа в парах)

    • Некоторые литературоведы называют это стихотворение горькой жалобой на быстротечность жизни, на мимолётность юности и неизбежность быстрого увядания человека. Согласны ли вы с этим мнением?

    г) «Практикум начинающего литературоведа»: сопоставительная работа (в парах)

    • Сопоставьте стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу...» с пушкинскими стихотворениями «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» и «Вновь я посетил...». Что общего в настроениях лирического героя Пушкина и Есенина?

    4. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Отговорила роща золотая...»

    а) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

б) Аналитическая беседа

    • О чём стихотворение?

    • Какой мир природы создаёт поэт? Какими картинами восхищается герой?

    • Главное в стихотворении — только пейзаж? Или настроение героя, навеянное природой?

    • Найдите строки о герое: «стою один», «я полон дум», «ничего в прошедшем мне не жаль». О каком настроении души лирического героя говорят эти строки?

    • А какова связь настроения героя с временем года?

    • В этом стихотворении Есенин предстаёт как поэт-философ. О какой проблеме он задумывается?

    • Какие художественные средства использует автор для раскрытия содержания стихотворения?

    в) Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм» (работа в мини-группах)

    • Природа в стихах С. А. Есенина неотделима от переживаний лирического героя. Докажите это на примере стихотворения «Отговорила роща золотая...».

Презентация результатов работы

г) Коллективная работа: запись на доске и в тетрадях

    • Заполните таблицу примерами тропов из стихотворений «Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...».

5. «Учимся грамотно дискутировать»: мини-дискуссия

    • Является ли творчество С. А. Есенина актуальным и притягательным сегодня?

    • Какие цвета и звуки использует Есенин в своём творчестве для создания поэтических образов? Является ли цвет отражением психологического состояния автора? Какого цвета звуки в стихотворениях С. А. Есенина?

    • В чём состоит величие личности Есенина, неординарной, наделённой истинным поэтическим даром?

    6. «Под сенью дружных муз...»: сообщение учителя с прослушиванием аудиозаписи романсов на стихи С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...».

Учитель. «Лёгкой походкой» прошёл Есенин по русской поэтической стране, по «стране берёзового ситца», и оставил после себя удивительно свежие и трогательные стихи. И совсем неудивительно, что поэзия Есенина не перестаёт вдохновлять композиторов на создание музыкальных произведений. Их покоряет есенинское «буйство глаз и половодье чувств», его страстная любовь к Родине, к жизни, к природе, к своему народу и его песням.

Вся поэзия Есенина — музыка. В ней — плач флейты, хохот бубенцов, задорный напев тальянки, гитарный перебор с цыганским надрывом, песня соловья, шум деревьев, говор речушки и перезвон колоколов!

В стихотворениях Есенина происходит удивительная вещь, почти чудо: звук и цвет словно меняются местами — мелодия приобретает цвет, а цвет начинает звучать. Нельзя рассказать о музыке, что слышится в есенинских стихах, но вы можете услышать её. Весь рассказ будет наполнен звуками стихов. Вслушайтесь!

    • Какие чувства возникают, когда слушаете эту музыку?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

    1. Обобщающая беседа

    • Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите имя «Сергей Есенин»?

    • В чём видел Есенин истоки своей поэзии?

    • Какие тайные силы помогали ему творить шедевры?

    • Как давались поэту лёгкость и простота его творений? И не скрывался ли за этой лёгкостью напряжённый труд?

    2. Заключительное слово учителя

— Чем крупнее художник, масштабнее его творчество, самобытнее талант, тем труднее современникам оценить его вклад в духовную жизнь нации, глубоко и всесторонне раскрыть все грани его дарования.

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстояньи, —

    справедливо заметил как-то поэт, и, наверное, более всего эта истина самого поэта и касается. Чем больше проходит лет, тем явственнее прозревает читатель: кто из поэтов призван был прийти в этот мир на время, за пределы которого не вышел, а кто — чтобы сквозь время пройти, став частью не только нашей жизни, но и нашей души. И какой русский человек не откликнется на чистые и светлые слова Сергея Есенина!

Есенин — один из самых лиричных поэтов. Он «всю душу выплеснул в слова» — все свои чувства, все свои душевные переживания. Есенин-человек и Есенин-поэт — одно и то же лицо. Лирический герой Есенина — это он сам, Сергей Александрович Есенин, поэт по призванию.

Много лет спустя появится в русской литературе ещё один поэт, стихотворения которого будут созвучны стихотворениям Есенина, жизнь тоже коротка, смерть так же трагична. Это Николай Михайлович Рубцов.

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

VI. Домашнее задание

    1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на тему «“Отговорила роща золотая...” Как я воспринимаю судьбу С. А. Есенина и его поэзию».

    2. Индивидуальные опережающие задания (2 — 3 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве В. В. Маяковского, выразительное чтение наизусть стихотворения «А вы могли бы?».