Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская лирика XX века
В. В. Маяковский: судьба, личность, творчество. Новаторство поэзии Маяковского

    Цели: ввести учащихся в поэтический мир В. В. Маяковского; раскрыть сложность и драматизм жизненного и творческого пути поэта; показать, как факты биографии отразились в его поэзии; помочь оценить глубочайшую искренность поэта и осознать важность твёрдой жизненной позиции в судьбе человека; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.

Оборудование: портрет В. В. Маяковского, тексты стихотворений.

    Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

    Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о жизни и творчестве В. В. Маяковского, об особенностях его раннего творчества; выразительно читают и комментируют ранние стихотворения поэта, объясняя своеобразие лирического героя; раскрывают способы выражения позиции Маяковского как поэта и человека; анализируют стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства.

Когда я вспоминаю Маяковского, я тотчас же вижу эти глаза — сквозь обои, сквозь листву.

Они на меня смотрят, и мне кажется, что в мире становится тихо, таинственно.

Что это за взгляд? Это был взгляд гения...

Ю. К. Олеша

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа «Вспоминая изученное...»

    • В чём, по вашему мнению, причины столь широкой популярности стихов Есенина?

    • Как вы понимаете выражение «есенинский миф»? Что за ним стоит?

    • Что роднит поэзию Есенина с русским фольклором?

    • Каковы особенности цветосветовой палитры стихов Есенина?

    • В чём заключается необычность, новаторство есенинских эпитетов, сравнений и метафор? По какому признаку их легко отличить от изобразительно-выразительных средств других поэтов?

    2. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. В. В. Маяковский — один из лучших поэтов начала XX в., века глубоких социальных перемен. Это было время ломки не только политического строя, но и этических и эстетических норм. В его лирике наиболее ярко, может быть, даже демонстративно запечатлены черты новой личности.

Многие считают, что Владимир Маяковский обладал «громким голосом» трибуна революции, был поэтом общественным по преимуществу, как он сам написал: «Себя смирял, становясь на горло собственной песне». Всё это и так, и не так. Голос был действительно громкий, рост — высокий, подбородок — мужественный, хотя совсем не такой квадратный, как на большинстве изображений поэта. Но душа у поэта всегда была нежной, ранимой, уязвимой, отзывчивой на любовь и ласку, чувствующей чужую боль, как свою. Всякое чувство другого немедленно отзывалось во всем существе поэта. Он находит родственные души там, где никому до него вообще не пришло бы в голову искать эту родственность. Весь мир вокруг него живой. (Обращение к эпиграфу урока.) Не сразу и не скоро определил Маяковский место своей поэзии в жизни современного общества. Задумываясь о кажущейся бесполезности поэта среди повседневных будничных забот людей, он задаёт вопрос:

Ведь, если звёзды зажигают —

Значит — это кому-нибудь нужно?

А поэт — это тоже звезда, которая зажигается, и её свет служит нравственным ориентиром людям. И в силе, и в слабостях он предстал человеком предельной самоотдачи. Никакой идее, никакому делу он не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя или не отдавал ничего. Он пришёл в мир для жизни, для борьбы, он перенасыщен энергией действия: «И чувствую — “я” для меня мало. Кто-то из меня вырывается упрямо».

IV. Работа над темой урока

1. Заслушивание «Литературных визиток» о жизни и творчестве В. В. Маяковского (см. домашнее задание предыдущего урока)

(Учащиеся составляют хронологическую таблицу.)

2. Объяснение учителя (лекция) «Новаторство поэзии Маяковского»

(Учащиеся составляют тезисы.)

— В. В. Маяковский вошёл в истории русской литературы ХХ в. как поэт-новатор. Он внёс много нового и в содержание, и в форму стиха. Если рассматривать содержание, то Маяковский освоил новые темы революции, гражданской войны, социалистического строительства, причём в таком аспекте, который был характерен только для него. Это выразилось в соединении лирического и сатирического взгляда на действительность.

Особенно ярко его новаторство проявилось в форме. Поэт создавал новые слова, смело вводил их в свои стихи. Неологизмы усиливали экспрессивность поэзии: «змея двухметроворостая», «планов громадьё», «краснокожая паспортина» и т. п., поэтому их называют экспрессивно-оценочными авторскими неологизмами.

Маяковский использовал приёмы ораторской и разговорной речи: «Читайте, завидуйте — я гражданин Советского Союза!».

Особое значение в его поэзии имеют ритм и интонация, которые легли в основу системы его стиха. Сам поэт в статье «Как делать стихи» объяснил особенности своей системы. Для него важными в стихе являются ритм, интонация, паузы. Стих Маяковского так и называется — интонационно-тонический. Поэт ставил самое важное в смысловом отношении слово в конец строки и обязательно подбирал к нему рифму. Это слово, таким образом, выделялось дважды — интонацией, логически и созвучием с другим важным словом, то есть смысловым ударением. Чтобы дать возможность читателю почувствовать собственную интонацию, Маяковский графически стал разделять строки паузами. Так и образовалась известная «лесенка».

Новаторство Маяковского связано не только с системой стиха. Особое значение имеет характер образности поэзии Маяковского.

Я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочёл я зовы новых губ.

Существенной особенностью является резкая социальная окрашенность. Чаще всего социальная заострённость поэтического образа проявляется в отдельном тропе — метафоре, олицетворении, сравнении.

Сверху

взгляд

на Россию брось —

рассинелась речками,

словно

разгулялась

тысяча розг, словно

плетью исполосовала...

При образно-социальном восприятии пейзажа явления природы наделяются приметами общественных отношений. Очень распространённым приёмом в поэтике Маяковского является гипербола. Острый взгляд на действительность и приводил Маяковского к гиперболизму. Через ряд произведений проходят образы пролетариата-громады, планов громадьё и т. п.

Метафора Маяковского всегда приметна. Поэт обращается к явлениям, окружающим человека в повседневной жизни, широко вводит ассоциации с предметами быта: «Море блестящей, чем ручка дверная». Поэзия Маяковского стала основой для возникновения традиции интонационно-тонического стиха, которую продолжили Н. Н. Асеев, А. А. Вознесенский, Я. В. Смеляков.

Корни новаторства Маяковского можно обнаружить и в смежных областях искусства, например, в кинематографе. Он любил делать свои стихи методом монтажа, работая со словом, как с кинолентой. Также новаторский поиск новой формы в большой степени предопределила революция. Этой новой реальности должна была, по убеждению Маяковского, соответствовать и поэзия. Естественно, в его стихах появились новые интонации, агрессивные нотки.

Поэт повышенное внимание уделял слову, поэтому в его произведениях встречаем множество авторских неологизмов — слов, придуманных самим поэтом, они наиболее полно раскрывают суть поэтического замысла, передают оттенки авторской речи. В стихотворении «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» много авторских неологизмов: «златолобо», «ясь», «трезвонится», «вспоём». Поэт играет со словами и рифмами, поэтому, например, в данном стихотворении есть омонимы: «Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье!», синонимы: «солнце», «златолобо», «светило». Поэтическая лексика В. В. Маяковского всегда необычна, и читатель открывает новые значения традиционных слов и форм.

3. Аналитическая работа с текстом стихотворения «А вы могли бы?»

    а) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

б) Беседа

    • Что можно сказать, прослушав стихотворение, о поэте, личности, мировосприятии?

    • Какие образы возникают при чтении этого стихотворения?

    • Как понимаете выражение «карта будня»? Что такое карта? (Пять значений: чертёж поверхности земли, лист колоды, игра, бланк, картон с текстом)

    • Про какую карту сказано в стихотворении?

    • Что образует выплеснутая краска на карте? (Неведомый материк)

    • Какое противопоставление (противоборство) наблюдаем? (Ярким пятном лирический герой врывается в серость мира.)

    • Какой метафорический образ создаётся в стихотворении?

    • Как понимаете выражение «косые скулы океана»?

    • Какие ассоциации возникают с метафорой «косые скулы океана»?

    • Что означает метафора «жестяная рыба»? (Холодный, жестокий, механический мир)

• Как и из-за чего зарождается чувство надежды?

    • Как в содержании стихотворения лирический герой («я») противопоставлен всем остальным?

    • Как вы думаете, какой человек мог позволить выплеснуть краску на карту, увидеть скулы океана на студне, а на жестяной рыбе зовы губ?

    • Какой человек мог увидеть в водосточной трубе флейту? И не просто увидеть, но и сыграть на ней ноктюрн?

    • С какой интонацией можно прочитать последнюю фразу?

    • Пронаблюдайте за местоимением «я». Сколько раз оно употребляется?

    • Обратите внимание на местоимение «вы». Что вы заметили?

    • Почему же стихотворение называется «А вы могли бы?»? Объясните смысл названия.

в) Обобщение учителя

— В стихотворении «А вы могли бы?» (1913) заявлена чрезвычайно важная для Маяковского тема поэта и поэзии. Поэтическое «я» противопоставлено тем, кто никогда не поймёт поэта и навсегда останется в плену пошлости жизни, кто никогда не увидит «на блюде студня» «косые скулы океана», для кого водосточные трубы не запоют подобно флейте. В стихотворении «А вы могли бы?» противопоставление поэта и толпы ещё только намечено. Размежевание между поэтом и окружающими определяется пока только степенью живописной зоркости и эмоциональной полноты при взгляде на будничные вещи:

А вы

Ноктюрн сыграть

Могли бы

На флейте водосточных труб?

Лирический герой стихотворения одинок, он страдает от непонимания окружающих его людей, тоскует по другой живой человеческой душе, его удручают однообразие, обыденность мысли. Лишь поэту в любой вещи, в любой житейской мелочи видится необычное: водосток кажется похожим на флейту, мир — на старую жестяную рыбу или на студень. В отличие от очень многих, поэт слышит «зовы новых губ», то есть новые идеи, новых людей. «И только в великой тоске, будучи лишённым не только океана и любимых уст, но и других, более необходимых вещей, можно заменить океан — для себя и читателей — видом дрожащего студня...» — писал А. П. Платонов.

Лирический герой Маяковского — бунтарь. Он бросает вызов миру, и ему многое удаётся изменить: «Я сразу смазал карту будня». На этой карте пятно выплеснутой краски как бы образует новый, неведомый материк. Вместе с тем целый ряд образов стихотворения «А вы могли бы?» («из стакана» — «на блюде студня» — «на чешуе жестяной рыбы») актуализирует в сознании читателя то значение существительного «карта», которое в словаре В. И. Даля приводится после карты географической и перед картой игральной: «Список кушаньям, роспись блюдам. Обед по карте». Замечательно, что герой стихотворения воспринимает себя равновеликим целому миру, недаром стихотворение открывается лирическим «я» поэта, а слова, находящиеся в начале или в конце строки, уже в силу своего положения звучат по-особому.

И вот уже герой не ощущает себя одиноким. Зарождаются чувство единства и, главное, надежда. Надежда на то, что на зов поэта откликнется родственная душа, что в душе обычного человека зазвучат лирические струны. Теоретически при прочтении последней фразы «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» возможна двоякая интонация: интонация вопросительная, с упреком другим, с акцентированием своего собственного превосходства над другими, и интонация вопросительная — с надеждой на то, что и другие смогут сыграть ноктюрн на водосточной трубе. Однако название стихотворения подчёркивает, что стихотворение написано именно как обращение к другим с мечтой, мольбой об отклике, о понимании.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа

    • Что в биографии В. В. Маяковского вас заинтересовало, что потрясло?

    • Как на жизнь и творчество В. В. Маяковского повлияли политические события, произошедшие в России?

    • Расскажите о новаторстве Маяковского-поэта. Чем интересны образы его стихотворений?

VI. Домашнее задание

    1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на тему «Лирический герой раннего Маяковского».

    2. Индивидуальное опережающее задание (1 — 2 учащихся). Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения В. В. Маяковского «Послушайте!».