Литература 9 класс - Планы-конспекты для 105 уроков - Галина Фефилова 2016

Русская лирика XX века
В. В. Маяковский. Художественный мир, характер ранней лирики. Своеобразие стиха, ритма, интонации

Цели: исследовать с учащимися особенности раннего творчества В. В. Маяковского, проследить связь творчества с футуризмом; раскрыть своеобразие его стиха, ритма, интонации; формировать самостоятельное мышление; активизировать познавательную деятельность; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.

    Оборудование: портрет В. В. Маяковского, тексты стихотворений.

Тип урока: урок — анализ лирических произведений с элементами беседы.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают об особенностях раннего творчества В. В. Маяковского, его связи с футуризмом; выразительно читают и комментируют ранние стихотворения поэта, объясняя своеобразие лирического героя; раскрывают способы выражения позиции Маяковского как поэта и человека; анализируют стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа «Вспоминая изученное...»

    • Каковы основные особенности духовного мира поэта, как отражаются они в его творчестве?

    • Чем объяснялось в раннем творчестве поэта желание скандальной славы?

    • Как сочетаются в ранней поэзии Маяковского экстравагантность, бравада, эпатаж с ощущением одиночества, нотами отчаяния и трагической безысходности?

    • В каких стихотворениях раннего Маяковского особенно ярко, на ваш взгляд, проявилась противоречивость натуры лирического героя?

    2. Заслушивание нескольких творческих работ (см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Владимир Маяковский был необычной личностью. Уже с детства он многое повидал и многое возненавидел. В 13-летнем возрасте он потерял отца. Возможно, именно поэтому стал более эмоциональным и решительным. Большую часть своей жизни он отдал партии и революции и искренне считал революционный путь единственным ведущим к светлому будущему. Но он понимал, что революция — это не тихая и незаметная смена одного правительства другим, а борьба, порой жестокая и кровавая. Он активно включается в строительство нового общества, и для него всё, что олицетворяло обновлённое государство, было предметом гордости.

Творчество Маяковского всегда было объектом острых споров. Споры эти носят не только узколитературный характер — речь идёт о взаимоотношениях искусства и действительности, о месте поэта в жизни. Жизнь Маяковского была сложной, но он никогда не избегал трудностей, с юности творил и переделывал свою судьбу. Умея идти напролом, обладая ясными и осознанными целями, Маяковский был человеком легкоранимым, подчёркнутой грубоватостью прикрывал душевную незащищённость. Это был страстный лирик, «грубый гунн», несомненно, очень талантливый человек, одно из ярчайших имён в литературе XX в.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

— Первые поэтические опыты Владимира Маяковского относятся к его пребыванию в Бутырской тюрьме, где он отбыл полгода за революционную пропагандистскую деятельность (поэт ещё в школе увлёкся марксизмом). Там, по его словам, он «исписал... целую тетрадку», после чего решил оставить партийную деятельность, чтобы «делать социалистическое искусство». Но из-за первых неудач в поэтическом деле Маяковский начинает учиться живописи в Училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Д. Д. Бурлюком, Велимиром Хлебниковым, А. Е. Кручёных — основоположниками футуризма в России. Черты этого направления ярко проявились в поэтическом творчестве Маяковского. Лирическим героем раннего Маяковского стало «я». В соответствии с этим его произведения несут в себе эгоистическую ноту.

2. Аналитическая работа с текстом стихотворения «Послушайте!»

    а) Выразительное чтение стихотворения наизусть заранее подготовленным учащимся

б) Беседа

    • Какова форма этого стихотворения? Обратите внимание на название стихотворения. (Это обращение, призыв, побуждение.)

    • Есть ли в стихотворении другие лирические персонажи?

    • Определите основную тему и идею стихотворения.

    • Стихотворение начинается с призыва ко всем «Послушайте!». Что звучит в этом восклицании?

    • Почему автор неоднократно обращает внимание читателя на глагольную форму «послушайте»?

в) Коллективная работа над составлением опорной схемы-конспекта

г) Продолжение аналитической беседы

    • Подумайте над тем, как строится стихотворение, на какие части его условно можно разделить.

    • Какая фраза определяет состояние лирического героя?

    • Почему возник этот вопрос в душе лирического героя?

    • Рифма и ритмика. Можно ли определить размер, которым написано стихотворение? Что такое тонический стих?

    • Зачем же нужны этому кому-то звёзды, почему они необходимы? Отвечает ли поэт на этот вопрос?

Литературоведческий глоссарий

Рифма — созвучие концов стихотворных строк, создающее ощущение их единства и родства; одно из наиболее ярких и характерных выразительных средств поэзии. Маяковский отмечал её смысловое значение: «она возвращает вас к предыдущей строке, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держаться вместе».

Ритмика (ритм) — повторяемость элементов, это основа основ стихосложения. Все системы стихосложения у всех народов основаны на ритме. Стихи — это ритмически организованная речь. В. В. Маяковский считал, что «ритм — это основная сила, основная энергия стиха» («Как делать стихи»).

Тонический стих — простейшая форма акцентной системы стиха. В тоническом стихе соизмеримость строк (иначе говоря, ритмических единиц) основана на более или менее постоянном числе ударений в каждой строке. При этом число безударных слогов может быть любым, как в строке в целом, так и между ударными слогами. На практике количество ударений в каждой строке может не соблюдаться с абсолютной точностью. Главное — сохранение основного характера ритма. «Лесенка», как у В. В. Маяковского, не обязательное условие тонического стиха. Это типографский приём, помогающий быстро и чётко схватить ритм стиха при чтении глазами.

д) «Под сенью дружных муз..»: сообщение учителя

— Елена Камбурова создала на эстраде свой стиль, возвела отечественный песенный жанр на высокую ступень. Её пение — это искусство, представляющее синтез музыки, поэтического слова и актёрской работы, где непременно присутствуют ещё два момента: авторская сопричастность и импровизация. Композиторы стали писать специально для неё, в её жанре, с учетом её индивидуальности, можно сказать, певица становилась соавтором этих произведений. Так, вместе с композитором Владимиром Дашкевичем Елена Камбурова создала яркие музыкально-драматические интерпретации шедевров русской поэзии первой половины ХХ в. Среди них — цикл песен на стихи Владимира Маяковского, циклы песен на стихи Александра Блока, стихи Марины Цветаевой, две сюиты для голоса и оркестра — одна из них написана на цикл стихотворений Анны Ахматовой «Реквием», а другая — «Сохрани мою речь» — на стихи Осипа Мандельштама.

    • Прослушайте музыкальное произведение, написанное на стихи Маяковского «Послушайте!».

    • Близко ли к вашему восприятию стихотворения это произведение?

Прослушивание аудиозаписи песни «Послушайте!» (муз. В. С. Дашкевича, сл. В. В. Маяковского) в исполнении Е. Камбуровой

ж) «Учимся грамотно дискутировать»: мини-дискуссия

    • Согласны ли вы с высказыванием А. Михайлова: «Мир не раскрывает перед

поэтом свои тайны, и он недоумённо вопрошает:

Послушайте!

Ведь, если звёзды

зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!»

з) Обобщение учителя

— Лирика Маяковского сложна для понимания, так как далеко не каждому удаётся рассмотреть за нарочитой грубостью слога удивительно чувствительную и ранимую душу автора. Тем не менее Владимир Маяковский неоднократно предпринимал попытки достучаться до людей и донести до них своё творчество, лишённое сантиментов, фальши и светской изысканности. Одной из таких попыток является стихотворение «Послушайте!», созданное в 1914 г. и ставшее, по сути, одним из ключевых произведений в творчестве поэта, своеобразным рифмованным уставом автора, в котором он сформулировал основной постулат своей поэзии.

По мнению Маяковского, «если звёзды зажигают — значит, это кому-нибудь нужно». В данном случае речь идёт не столько о небесных светилах, сколько о звёздах поэзии, которые в первой половине ХХ в. в изобилии появились на русском литературном небосклоне.

Рассуждая на тему жизненного предназначения людей, Маяковский сравнивает их со звёздами, каждой из которых уготована своя судьба. Между рождением и смертью — всего лишь один миг по меркам вселенной, в который и укладывается человеческая жизнь. Лиризм и трагизм стихотворения «Послушайте!» переплетены в тесный клубок, который обнажает уязвимую душу поэта, в которую «плюнуть может каждый». И осознание этого заставляет Маяковского сомневаться в правильности своего решения посвятить жизнь творчеству.

Тема одиночества и непризнанности красной линией проходит через всё творчество Владимира Маяковского. Однако стихотворение «Послушайте!» является одной из первых попыток автора определить свою роль в современной литературе и понять, будет его творчество востребовано спустя годы или же стихам уготована участь безымянных звёзд, бесславно погасших на небосклоне. Это стихотворение, несомненно, философское, в нём раскрываются вопросы смысла жизни и назначения творчества. И хотя написано оно в 1914 г., стремление нести людям свет своим творчеством Маяковский пронёс через всю жизнь.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа

    • Каким, по мнению В. В. Маяковского, должен быть поэт? При ответе на этот вопрос опирайтесь на раннюю лирику поэта.

    • Какие тропы наиболее часто употребляет Маяковский? С какими целями? Приведите примеры из рассмотренных на уроке стихотворений.

    • Объясните, почему большинство стихотворений В. В. Маяковского написано характерной «лесенкой».

    2. Заключительное слово учителя В 1920 г. В. В. Маяковский писал:

Светить всегда.

Светить везде.

До дней последних донца.

Светить —

И никаких гвоздей!

Вот лозунг мой —

И солнца!

Разве не близок здесь Маяковский Пушкину, призывавшему поэта «глаголом жечь сердца людей»? Разве не ощущаются в этих строчках стремление помочь людям, внутренняя тревога за них, что отражено и в позиции Есенина: «Быть поэтом — это значит кровью чувств ласкать чужие души»? И разве не о гуманистической роли искусства скажет А. Т. Твардовский, утверждая необходимость деятельности поэта, чтоб «чью-то душу отпустила боль»?

Мы видим, что в творчестве поэта сохранились и продолжились традиции русской литературы, отразились темы и идеи, которые всегда были свойственны русским писателям и поэтам: тема противостояния поэта и толпы, трагического одиночества поэта, высокого назначения поэзии, смысла жизни. Но что же делает стихи Маяковского столь своеобразными, не похожими ни на какие другие, в чём секрет самобытности его творчества?

Этот секрет — в уникальной откровенности авторского «я», в новаторском подходе к поэзии, в создании им оригинальной стихотворной системы, оказавшей заметное воздействие на развитие поэзии ХХ в.

VI. Домашнее задание

    1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на тему «Мои любимые строки поэзии В. В. Маяковского».

    2. Индивидуальные опережающие задания (3 — 4 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве М. И. Цветаевой, выразительное чтение наизусть стихотворений «Идёшь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится...».