Учимся писать сочинение 9 класс - Т. А. Чернова 2019
ДНЕВНИК
Задание 23. Прочитайте информационный материал, маркируя текст по ходу чтения так, чтобы сделать обобщенный вывод о разновидностях и жанровых особенностях дневниковых записей (дневника).
Дневник — повествование от первого лица в виде повседневных или периодических записей о событиях текущей жизни (личной, общественной, литературной и т. д.). Это, по сути дела, автобиографические наброски: размышления, заметки об интересных встречах, эмоциях, впечатлениях, прочитанных книгах, просмотренных кинофильмах, новостях дня и т. д. Иногда ведение дневников продиктовано желанием проследить собственное духовное развитие, дневник также служит средством самовыражения, самовоспитания и самоорганизации.
В чем особенность дневника: его ведут, когда в этом есть потребность, необходимость, личная заинтересованность сохранения переживаний, чувств, эмоций, мыслей. Записи в личном дневнике помогают их авторам сохранять в памяти и на бумаге мельчайшие подробности событий и впечатлений, размышлять наедине с собой над волнующими вопросами, анализировать и оценивать ситуации.
Дневник всегда отражает внутренний мир его автора. Личные дневниковые записи, как правило, субъективны, открыты, непосредственны, искренни, душевны, эмоциональны. Они во многом могут рассказать о владельце дневника, его характере, увлечениях, чувствах, настроении — это добавляет им особую подлинность и достоверность.
Многие писатели вели личные дневники. Так, М. М. Пришвин был убежден: если собрать все записи в один том, получилась бы книга, ради которой он и родился. По оценкам издателей писателя, рукописи его дневников втрое превышали объем собственно художественных произведений автора. Как писал сам Пришвин, «форма маленьких записей в дневник стала больше моей формой, чем всякая другая». А незадолго до смерти, в 1951 году, подводя итог своей литературной деятельности, он признался: «Наверно, это вышло по моей литературной наивности (я не литератор), что я главные силы свои писателя тратил на писание своих дневников».
Особенно близок жанр дневника был творческой индивидуальности Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, которые вели дневниковые записи в течение долгих лет жизни (Лев Толстой начал дневник 18-летним юношей-студентом и закончил 82-летним всемирно известным писателем). В них отражались непрерывная работа мысли этих художников, глубокие раздумья о жизни, поиски ответов на самые главные вопросы человечества. Такие дневники близки к исповеди, в которой их авторы с предельной откровенностью рассказывают о своих сложных нравственных и интеллектуальных поисках.
«Дневник» Корнея Ивановича Чуковского — самая откровенная и самая драматичная его книга, охватывающая почти семь десятилетий его жизни. Он запечатлел портреты Шаляпина и Репина, Куприна и Леонида Андреева, Блока и Гумилева, Горького и Короленко, Маяковского и Ахматовой, Мережковского, Замятина, Кони и Луначарского... Все они, а также многие другие известные деятели русской культуры оживают на страницах дневника писателя.
Не менее интересен дневник Ю. Олеши «Ни дня без строчки», цель которого автор определил так: «Однажды я ...прислушался к старинному изречению о том, что ни одного дня не может быть у писателя без того, чтобы не написать хоть строчку. Я решил начать придерживаться этого правила и тут же написал эту первую «строчку». Подобно Л. Н. Толстому, цель книги Олеша определил так: саморазвитие своего писательского таланта, описание текущих событий и впечатлений.
Дневники Константина Симонова, которые он вел, будучи военным корреспондентом в 1941-1945 годах, — одно из наиболее ярких свидетельств войны. Стараясь быть беспристрастным свидетелем, автор назвал воспоминания «Разные дни войны», оставив за современниками и потомками право самостоятельно вынести суждение об описываемых событиях и определить их историческую значимость.
В писательских дневниках приводятся документальные свидетельства, разговоры людей, выдержки из писем, собственные наблюдения. В отличие от бытовых дневников, авторы литературного дневника мало пишут о себе, зато отмечают все, что впоследствии может, по их мнению, представлять исторический интерес, либо отбирают отдельные факты и детали, которые в совокупности своей создают художественное единство.
Основу дневника писателя составляют фрагменты записных книжек, реального бытового дневника, которые сознательно организованы автором в повествование. Иногда материалы дневников используются писателями при создании художественных произведений. Таким образом, дневники писателей являются не только способом самовыражения, но и часто творческой мастерской, в которой могут так или иначе высвечиваться творческие замыслы писателя.
Писательские, или реальные, дневники часто рассматриваются как род исторических, историко-биографических или историко- культурных документов. Дневники писателей выходят за рамки бытовых фактов и представляют собой историко-литературный документ, который не только характеризует самого автора, но и воссоздает эпоху.
Дневники видных писателей, ученых, артистов, деятелей культуры и искусства выразительны, интересны, богаты мыслями, чувствами, идеями. Для исследования творчества великих писателей, поэтов их дневники значительны не менее, чем художественные произведения.
Дневник может выступать как форма художественного повествования — литературный, вымышленный дневник, представляющий собой либо само художественное произведение, либо значительную его часть («Журнал Печорина» в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Дневник лишнего человека» И. С. Тургенева, «Дневник Кости Рябцева» Н. Огнева, «Деревенский дневник» Е. Я. Дороша, «Февральский дневник» О. Берггольц).
Не менее интересны личные дневники обычных людей (частные дневники), страницы которых являются свидетелями трагических событий, выпавших на долю их владельцев. Таков дневник двенадцатилетней Тани Савичевой, кратко, словно метроном, отмеряющий даты гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Частный «Дневник Юры Рябинкина» уникален тем, что в нем нашла отражение борьба подростка за жизнь в нечеловеческих условиях блокадной зимы 1941- 1942 года. Юра Рябинкин дожил до момента возможной эвакуации, но сил, чтобы дойти до пункта сбора эвакуируемых, у него уже не было. Дневник голландской девочки Анны Франк — один из наиболее известных и впечатляющих документов о зверствах фашизма — сделал ее имя знаменитым на весь мир.
Дневниковые записи отличаются следующими признаками: завершенностью (о чем свидетельствуют дата, поставленная в начале записи, устойчивые обороты вывода, которым завершается запись); смысловым единством (сообщением о причинах, побудивших автора открыть дневник и сделать запись, впечатлением от пережитого или увиденного, размышлением над волнующим вопросом и т. д.); структурной организацией (включением в текст записи разных типов высказываний: описания, повествования, рассуждения).
Дневниковая запись также может представлять свободную форму записи: исповедь (самооценку своей деятельности), анализ событий дня, портретную зарисовку, эмоциональное самовыражение, размышления над увиденным и услышанным.
Часто дневниковые записи отрывочны, не закончены; наиболее частотны языковые средства, выражающие авторское настроение (восклицательные предложения, риторические вопросы, односоставные и безличные предложения, бессоюзные конструкции, оценочная и эмоциональная лексика). Дневник как жанр моно логичен, но монологическое слово автора дневника может быть внутренне диалогичным. Записи могут быть интересны своими развернутыми, вдумчивыми и оригинальными суждениями, умозаключениями, спорами с воображаемым собеседником.
Задание 24. Проанализируйте дневниковые записи Николая II. Как вы думаете, с какой целью царь вел дневник? Для кого предназначены эти дневниковые записи? Чем они интересны? Какие особенности жанра вы отметили?
1-го января. Воскресенье. 1917. День простоял серенький, тихий и теплый. В 10.30 поехал с дочерьми к обедне. После завтрака сделал прогулку вокруг парка. Алексей встал и тоже был на воздухе. Около 3 ч. Приехал Миша, с которым отправился в Большой дворец на прием министров, свиты, начальников частей и дипломатов. Все это кончилось в 5.10. Был в пластунской черкеске. После чая занимался и отвечал на телеграммы. Вечером читал вслух.
6-го января. Богоявление. Поехали к обедне, которую служил митр. Питирим, скоро и благолепно. После завтрака был у Кострицкого долго. Погулял с Татьяной и Марией. Было солнечно и морозно — 10°.
До чая принял А. С. Боткина, а в 6 ч. кн. Ширинского, много читал и все окончил... Вечером читал вслух.
5 июня. Вторник. 1918 год. Дорогой Анастасии минуло 17 лет. Жара и снаружи и внутри была великая. Продолжаю чтение Салтыкова 3 тома — занимательно и умно. Гуляли всей семьей перед чаем. Со вчерашнего Харитонов готовит нам еду, провизию приносят раз в два дня. Дочери учатся у него готовить и по вечерам месят муку, а по утрам пекут и хлеб. Недурно!
Задание 25. Прочитайте страницы из дневников А. С. Пушкина. Интересны ли они вам? Можно ли по этим записям сделать вывод о личности автора? Укажите особенности жанра дневника.
Из лицейского дневника А. С. Пушкина
10 декабря. Вчера написал я третью главу. Читал ее С. С., и вечером с товарищами тушили свечки и лампы в зале. Прекрасное занятие для философа. Поутру читал жизнь Вольтера.
12 декабря. Вчера не тушили свечек: зато пели куплеты на голос.
Из Михайловского дневника
1824, ноябрь 19. Михайловское. Вышед из Лицея, я почти тотчас уехал в псковскую деревню моей матери. Очень обрадовался сельской жизни: русской бане, клубнике и крыжовнику.
Из дневника
6 мая 1830 г. Участь моя решена. Я женюсь, т. е. жертвую независимостью, моей беспечной, прихотливой независимостью, моими роскошными привычками, уединением, непостоянством.
1815 г. Я счастлив был!.. Нет, я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу — ее не видно было! Наконец потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице, — сладкая минута!..
...Как она была мила! Как черное платье пристало милой Бакуниной!
Но я не видел ее с 18 часов — ах! Какое положенье, какая мука!
...Но я был счастлив 5 минут!
17 декабря. Вчера провел вечер с Икон. Хотите ли видеть странного человека, чудака, — посмотрите на Иконникова. Поступки его — поступки сумасшедшего: вы входите в комнату, видите высокого, худого человека, в черном сюртуке, с шеей, окутанной черным изорванным платком. Лицо бледное, волосы не острижены, не расчесаны; он стоит задумавшись... он дико смотрит на вас — вы ему близкий знакомый, вы ему родственник или друг — он вас не узнает... Он беден, горд и дерзок, в благодареньях за ничтожную услугу или простую учтивость, неблагодарен или даже сердится на благодеяние, ему оказанное, легкомыслен до чрезвычайности, мнителен, чувствителен, честолюбив.
Проанализируйте события сегодняшнего или вчерашнего дня. Чем он был для вас интересен, удивителен, над чем заставил задуматься? Какие события вы бы хотели обсудить с друзьями? Почему? Попробуйте написать об этом в виде краткой дневниковой записи.
Задание 26. Прочитайте фрагменты из дневниковых записей Л. Н. Толстого. Согласны ли вы с тем, что этот дневник — живое свидетельство творческих поисков писателя, ежедневной работы души, творческая лаборатория, «литературный труд»? Определите цели и задачи его заметок. Какие правила жизни сформулировал писатель в них? Сформулируйте их в виде тезиса. Как это характеризует писателя? Актуальны ли эти правила в наше время?
Я никогда не имел дневника, потому что не видел никакой пользы от него. Теперь же, когда я занимаюсь развитием своих способностей, я буду судить о ходе этого развития. В дневнике должна находиться таблица правил, и в дневнике должны быть определены мои будущие деяния... (7 апреля 1847).
Правила
1853, 15 октября
1. Иметь при себе всегда карандаш и тетрадку, в которой записывать все замечательные сведения, наблюдения и правила, которые приходится приобретать во время чтения, разговора или размышления, и вечером записывать их по отделам в особой книге.
2. Не начинать не только нового сочинения, совершенно не окончив старого, но даже чтения, не окончив начатого.
16 октября
3. Позволять себе физический труд (охоту, гимнастику) с целью дать отдых уму только тогда, когда ум действительно много работал. А то апатию, леность ума, которые уничтожить лучшее средство состоит в том, чтобы работать, чувство принимаешь за усталость. Усталость может быть только без труда, а трудом можно назвать только то, что выразилось внешне.
4. Перечитывая и поправляя сочинения, не думать о том, что нужно прибавить (как бы хороши ни были проходящие мысли), если только не видишь неясности или недосказанности главной мысли, а думать о том, как бы выкинуть из него как можно больше, не нарушая мысли сочинения (как бы ни хороши были эти лишние места).
18 октября
5. Из ложного стыда или деликатности не переставать спрашивать о незнакомом предмете до тех пор, пока явно не увидишь, что человек, которого ты спрашиваешь, сам не знает его, или до тех пор, пока не
поймешь его с такой ясностью, что в состоянии сам объяснить его другому.
6. Не составлять себе мнения о человеке до тех пор, пока твой первый взгляд на него не изменится.
7. На всякое свое сочинение, критикуя его, не забывать смотреть с точки зрения самого ограниченного читателя, ищущего в книге только занимательности.
Как вы думаете, почему Л. Н. Толстой называл свой дневник «верным помощником» в нелегком писательском труде, «постоянным спутником жизни» и считал, что его «путь в большую литературу начался с постижения мира собственной души через дневник»? Кратко напишите об этом. Вы можете включить в текст сочинения другие дневниковые записи писателя, например, «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать... А спокойствие — душевная подлость», «Моя главная цель в жизни есть добро ближнего».
Задание 27. Прочитайте фрагменты дневниковых записей М. Пришвина. Отражают ли они настроение писателя? Как вы думаете, зачем так подробно автор описывает увиденное? Почему и чем интересен ему наступающий день?
1. 15 февраля. Тихо, мягко. Долго луна остается как солнце, но среди дня показывалось и настоящее солнце, к вечеру нависло. И все было тихо. Я ходил с Соловьем по лисьему следу, но мне было не до охоты. Белая пустыня — запомни! — холмы, как волны, не знаешь, куда ухнешь, если пустишь лыжу, глубину не видно, а высота остается позади в пересечении с небом. Овраг с кустарником — спасение, есть мыслью за что уцепиться. Как в море надо быть хорошим пловцом, чтобы сколько-то времени держаться на воде, но все равно, хороший или плохой с голыми руками ничего не сделаешь, и непременно потонешь, точно так же в снегах этих один недолго продержишь мысль в ее полезной работе — мысль расплывается, и сам тонешь. Белый ужас.
2. 27 февраля. В течение дня расчистилось небо, и после обеда солнце и к вечеру стало хорошо подсушивать, в воздухе морозно. Везде кричат вороны: массовый ток и огромные стаи на березах. У белки мордочка, лапки желтенькие и на серых боках желтые пятна.
3. 12 марта. В предрассветный час было хмуро и тепловато, но восход быстро разогнал облака, солнце вставало победно, подморозило, и засверкал наст. После восхода около нашего дома прошла лисица. Я закричал своим: лисица, лисица! Залаяли собаки; она удалилась к воротам, но через десять минут опять пришла назад своим следом и долго возилась на глазах под елкой, подлавливая мышку.
4. 31 марта. На деревьях был полный тесный рождественский иней и почти до полудня слетел со всей прелестью. Солнце в тишине сияло и грело жарко, как будто над снегом горел огромный костер. Но мало было этого огня такой громаде снегов, и день прошел бы для них до вечернего мороза почти незаметно. После обеда подул южный ветер, все небо ровно закрылось серыми тучками, пошел мокроватый снег. Вернее всего, этим роскошным инеем кончилась сегодня весна света и завтра начнется, наконец, весна воды.
5. 10 апреля. На восходе ни малейшего движения воздуха, так что за озером в лесах показались высокие дымы и открыли мне существование неизвестных мне деревень. Пахло так особенно морозом на весеннем солнце, я унес этот запах с крымских гор во время той весны, и когда у нас так же: мороз, великое солнце, голубое небо, — то я говорю: пахнет Крымом.
Понимал ли я в детстве природу? Нисколько. Я страстно любил яблоки, и меня тянуло из города в сад за яблоками и грушами. Потом,
когда стали из деревни присылать яблоки, переложенные соломой, то солома стала нравиться. Первое понимание художеств в природе у меня явилось в студенческие годы после поездки на Кавказ: там я не приходил в восторг и мало понимал красоту, но я увез оттуда нечто, отчего, прикидывая, как мерку на свое родное, стал узнавать это как красоту, стал любоваться. Значит, вся моя страстная любовь к природе вышла из яблоков и открылась через Кавказ, а потом через любовь.
Напишите несколько строк о сегодняшней погоде. Повлияла ли она на ваше настроение? Какие чувства и эмоции вызвала? Чем взволновала? Попробуйте передать в жанре дневниковой записи состояние своей души.
Задание 28. Выполните письменно один из вариантов творческого задания, опираясь на отрывки из дневников М. Пришвина, приведенные ниже: 1) почему важно научиться понимать природу не только умом, но и чувством? 2) что важнее: ставить вопросы или находить ответы на них? 3) какие вопросы волнуют каждого мыслящего человека?
1. ...Никакая книга, никакой мудрец, никакая среда не прибавят тебе ничего, если внутри тебя не поставлен вопрос — убеждение, что на всяком месте можешь ты найти ответ. Так мало-помалу я стал вместо библиотеки посещать поле и лес, и оказалось — там читать можно так же, как и в библиотеке.
Одну книжку, однако, я с собой всегда беру, но отношусь к ней особенно: я читаю ее все лето. В нынешнем году такая книга у меня «Биосфера» Вернадского. В ней говорится такое, о чем все мы, обладающие чувством природы и поэзии, знаем, и до нас знали египтяне, и до них тоже, наверно, это знание сопровождало всех и всегда. Это знание до того много раз повторялось, что перестало нас дивить, мы встречаем его как азбучную истину, и сами не думаем.
Это знание состоит в том, что мы — дети солнца... Благодаря этому непривычному подходу избитое в поэзии место становится новым: чувство новым бурным потоком мчится в берегах, созданных знанием.
2. Надо признать, что творчество природы определяет творчество человека: новый мир является актом воскрешения старого посредством мертвой воды — науки (анализа) и живой воды — искусства (синтеза).
3. Быт и книги в моем познании — это ответы, а ценное — это рождающиеся в себе вопросы, большие, с которыми постоянно живешь, и бесчисленные малые...
4. У нас существуют методы изучения природы умом, и никто еще не дал нам методов изучения любовью (родственным вниманием, как я называю), свое чувствование или личная привязанность то же самое, что открываемая во всяком существе его личность...
5. Родина — это участок моего личного труда в общем деле.
Как вы понимаете значение словосочетания «родная природа»? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Приведите 1 — 2 примера-аргумента из жизненного опыта, подтверждающих ваши рассуждения.
Задание 29. Ольга Берггольц — поэтесса, в годы Великой Отечественной войны оставалась в осажденном Ленинграде, работая на радио, ежедневно обращалась к мужеству жителей города. В это время Ольга Берггольц создала одно из своих лучших произведений — «Февральский дневник» (1942 г.), посвященный защитникам Ленинграда. Прочитайте фрагмент из него. В чем его особенность? Как поэтическое воплощение блокадных событий соотносится с жанровыми характеристиками?
1
Был день как день.
Ко мне пришла подруга,
Не плача, рассказала, что вчера
Единственного схоронила друга,
И мы молчали с нею до утра.
Какие ж я могла найти слова?
Я тоже — ленинградская вдова.
Мы съели хлеб,
Что был отложен на день,
В один платок закутались вдвоем,
И тихо-тихо стало в Ленинграде.
Один, стуча, трудился метроном...
И стыли ноги, и томилась свечка.
Вокруг ее слепого огонька
Образовалось лунное колечко,
Похожее на радугу слегка.
Когда немного посветлело небо,
Мы вместе вышли за водой и хлебом
И услыхали дальней канонады
Рыдающий, тяжелый, мерный гул:
То Армия рвала кольцо блокады,
Вела огонь по нашему врагу.
2
А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина...
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных...
Так с декабря кочуют горожане
За много верст, в густой туманной мгле,
В глуши слепых, обледеневших зданий
Отыскивая угол потеплей.
Вот женщина ведет куда-то мужа.
Седая полумаска на лице.
В руках бидончик — это суп на ужин.
Свистят снаряды, свирепеет стужа...
— Товарищи, мы в огненном кольце...
А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяло тело
На Охтенское кладбище везет.
Везет, качаясь, — к вечеру добраться б...
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин!
Провозят ленинградца,
Погибшего на боевом посту.
Скрипят полозья в городе, скрипят...
Как многих нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев.
Нет, мы не плачем. Слез для сердца мало.
Нам ненависть заплакать не дает.
Нам ненависть залогом жизни стала:
Объединяет, греет и ведет.
3
Как мы в ту ночь молчали, как молчали...
Но я должна, мне надо говорить
С тобой, сестра по гневу и печали:
Прозрачны мысли, и душа горит.
Уже страданьям нашим не найти
Ни меры, ни названья, ни сравненья.
Но мы в конце тернистого пути
И знаем — близок день освобожденья.
Наверно, будет грозный этот день
Давно забытой радостью отмечен;
Наверное, огонь дадут везде,
Во все дома дадут, на целый вечер.
Двойною жизнью мы сейчас живем:
В кольце, во мраке, в голоде, в печали
Мы дышим завтрашним,
Свободным, щедрым днем, —
Мы этот день уже завоевали.
Задание 30. Прочитайте отрывки из дневниковых записей композитора Георгия Свиридова. Запишите, используя приемы цитирования, те высказывания композитора, которые для вас особенно интересны. Прокомментируйте, раскрывая их смысл.
1. Художник призван по мере своих сил служить раскрытию истины... Истина может быть заключена в синтезе Слова и Музыки. Для меня это — так! Музыка сама по себе — искусство бессознательное. На своих волнах она несет Слово и раскрывает его сокровенный смысл. Слово же несет в себе Мысль о Мире. Музыка же несет Чувство, Ощущение, Душу этого мира. Вместе они выражают Истину Мира.
2. ...Духовное искусство является наиболее высокой формой искусства, ибо оно включает в себя эпическое, народное и индивидуальное (личность).
Уход от индивидуализма к высшей идее осуществляется по следующему пути: одинокая личность — народ — Бог — личность в новом понимании. На этом пути абсолютно нет места цинизму, гротеску, сатире, ничему мелкому, низменному. Это — только возвышенное искусство.
3. Романсы Глинки, наряду с симфоническими миниатюрами, — область наивысшего художественного совершенства композитора.
Здесь — все поэзия, точна и нужна каждая нота, и ни одной лишней. Здесь чувствуется еще близость эпохи Моцарта, Пушкина... высшее совершенство, гармония, когда дальше некуда идти по линии совершенствования...
4. Ценна простота вдохновения, простота — как откровение, озарение... Ее трудно анализировать, и ей нельзя научить. Подобная божественная простота Глинки, Моцарта, Шопена, Пушкина обычно соединена с душевной глубиной.
Такая простота часто произносится с эпитетом «божественная», «необъяснимая», «удивительная», «вдохновенная», «вызывающая восхищение». Только такая простота ценна в искусстве. Вымышленная простота, то есть нарочитый примитивизм, — такая же манерность, как нарочитая сложность.
5. Творчество — совсем не есть умышленное изобретение новых слов, «систем», «средств» ...
Поэзия истинная состоит, как правило, из известных слов, знакомых, если угодно, даже привычных, на которые душа воспринимающего искусство вибрирует сильно. Люди любят слушать знакомую музыку. Это не потому, что они не хотят нового. Человек, слушающий знакомую ему мазурку Шопена, так же, как перечитывающий знако-
мое стихотворение, ждет, когда наступит особенно яркий поворот мелодии, чтобы ощутить трепет сердца. Вот в чем дело!
6. Традиция есть живой, бесконечно меняющийся организм. Она подобна цельному ядру, излучающему грандиозную энергию.
Это ядро — суть нравственная, идея жизни нации, смысл ее существования. Оно и порождает художественную традицию, желание нации запечатлеть себя в вечности посредством искусства, ибо оно единое бессмертно в делах человеческих.
Однако традиция есть то же, что и жизнь... Она должна постоянно обновляться, обогащаться, двигаться вместе с жизнью, постоянно на нее откликаясь...
Подтвердите письменно справедливость суждения: «Люди любят слушать знакомую музыку, перечитывать знакомое стихотворение».
Задание 31. Прочитайте литературную запись одной из выдающихся исполнительниц музыки французского композитора Клода Дебюсси. Как вы думаете, можно ли эту запись назвать дневниковой? Почему? Какие чувства вызывает у автора музыка великого музыканта? Каким человеком предстает пианистка перед читателем?
...Снова и снова обращаюсь к записанным мною когда-то словам: «Дебюсси существовал до Дебюсси. Это — архитектура, которая, отражаясь, колышется в воде, облака, которые нагромождаются и распадаются, засыпающие ветви, дождь на листьях, сливы, которые падают, истекая золотом. И все это бормотало, лепетало, не могло обрести человеческого голоса, чтобы высказаться. Тысячи неуловимых чудес природы нашли наконец того, кто смог их выразить».
Как точно выражена суть прозрачной музыки! Но как много еще хочется сказать, и не словами, а клавишами, которые словно рвутся из-под пальцев водопадом звуков, нежно трепещут, подрагивают тонкими звуковым нюансами! Муки, муки, муки... Сомнения... Донесу ли слушателю все те бури и милые грезы, что вызывают в моей душе его творения?..
Послушайте музыкальную «акварель» Клода Дебюсси «Сады под дождем». Запишите свои эмоции, ощущения, впечатления, ассоциации в виде дневниковой записи.
Как вы понимаете значение словосочетаний «настоящее искусство», «истинная поэзия», «великая музыка»? Сформулируйте и прокомментируйте данные вами определения. Приведите 1 — 2 примера-аргумента из жизненного опыта, подтверждающие ваши рассуждения.
Задание 32. Дневник может иметь также форму журнала. С дневниковыми записями литературного персонажа вы познакомились при чтении романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Что вы можете сказать о содержании журнала Печорина, композиции, приемах раскрытия внутреннего мира героя? Прочитайте фрагмент из дневниковых записей героя и ответьте на вопросы: как оценивает Печорин свое поведение? какие слова выражают эту оценку? как этот фрагмент записи помогает понять внутреннее состояние души Печорина?
...Мне грустно. Неужели мое единственное назначение на земле — разрушать чужие надежды?.. Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни я упадал на голову обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления. Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил... И, может быть, я завтра умру!., и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни почитают меня хуже, другие лучше, чем я в самом деле... После этого стоит ли труда жить? А все живешь — из любопытства: ожидаешь чего-то нового... Смешно и досадно!
Задание 33. Прочитайте отрывки и проанализируйте их: какие из них относятся к жанру дневниковых записей? Аргументируйте свой ответ.
1. Я, Ася, дочь русского помещика и горничной, познакомилась на студенческом концерте с господином Н. Н. Он сразу привлек мое внимание красивой внешностью, улыбкой. Мой брат как-то быстрее с ним сошелся и даже пригласил в гости. Я по натуре стеснительна и приглашение это считала не совсем удобным. И чтобы скрыть свое смущение, я прыгала, веселилась, убегала в дом, опять прыгала, напевая любимую мелодию.
2. Одно слово... Это слово... я со слезами повторял накануне, я расточал его на ветер, я твердил его среди пустых полей... но не сказал ей, что люблю ее. Да и не мог произнести это слово. (По повести И. С. Тургенева «Ася»).
3. Гринев приехал в Белогорскую крепость. Он увидел меня на полу в крестьянском платье, бледную, худую, с растрепанными волосами. Передо мной стоял кувшин с водой, накрытый ломтем хлеба. Петр Андреевич был не один, а с Пугачевым. Я быстро взглянула на него и догадалась, что передо мной стоит убийца моих родителей. Я упала без чувств. Швабрин закричал, что я дочь капитана Миронова. Но суровая душа Пугачева была тронута. Он велел нам выдать пропуск на все заставы и крепости.
4. 17 марта 1774 года. Я была принята родителями Петра Андреевича с искренним радушием. Они видели благодать Божию в том, что имели случай приютить и обласкать меня, бедную сироту. (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»).
Задание 34. Дневник, написанный от лица литературного героя, — это дневник-стилизация, который предполагает хорошее знание текста, психологии героя, умение передать речь персонажа. Если дневник человека — это «инобытие личности» (Ю. М. Лотман), то на время написания дневника вам надо стать персонажем художественного произведения. Прочитайте сочинение в жанре дневниковых записей и проанализируйте его, отметив достоинства и недочеты работы с точки зрения соответствия жанровым особенностям.
«А счастье было так возможно...»: Дневник Н. Н.
(По повести И. С. Тургенева «Ася»)
Представьте, что вы находитесь в старом дворянском доме. Все здесь напоминает о жизни его хозяев. В одной из комнат, в которую сквозь полузакрытые ставни окон пробирается солнечный луч, стоит стол, покрытый кружевной скатертью. На нем старинный бронзовый подсвечник, пустая фарфоровая чернильница с высохшим пером и уже пожелтевшая от времени тетрадь с надписью: «Н. Н.» Это дневник — хранилище чьих-то сокровенных мыслей, переживаний, чувств. Открываем. На пожелтевшей странице первая запись: 1837 год.
Июнь. 10. Наконец-то я вырвался на волю, уехал за границу, не для того, чтобы «кончить мое воспитание», а просто захотелось посмотреть на мир. Я здоров, молод, богат...
13 июня. Остановился в городе 3., что на левом берегу Рейна, у подножия двух высоких холмов. Прекрасный вид! Стены, башни, вековые липы, узкие улочки с прехорошенькими белокурыми немочками... Ах!
14 июня. Хожу на Рейн. Величавая река! Сегодня весь вечер просидел на каменной скамье под огромным ясенем. Хорошо!
15 июня. По-прежнему живу в 3., коротаю вечера на своей любимой скамье. Сегодня особый день. Познакомился с Гагиным и его сестрой. Он мне сразу понравился, не знаю чем, может быть, лицом с большими мягкими глазами?.. Вечер провел у них. Чудесно! Много говорили, смеялись. Я даже ни разу не вспомнил о моей жестокой красавице. Чувствую себя счастливым, просто счастливым и ничего более.
Странное существо эта Ася, совсем не похожа на своего брата. А почему он запнулся, когда представлял ее мне? Странно... И эта ее фраза: «Вы в лунный столб въехали». Забавно... Думаю, стоит с ними пообщаться.
16 июня. Сегодня поверил Гагину тайну моей несчастной любви. Особого сочувствия он не проявил. Асю отыскали на старых развалинах, прямо над самой пропастью. Сумасшедшая! Опять то же странное поведение. К чему эти детские выходки? Хотя я невольно любовался ее легкостью, ловкостью... И эта ветка гераниума... Или она хочет чем-то удивить меня?
Сегодня почему-то вспомнил о моей коварной изменнице, и, кажется, это меня рассердило. Но Ася... Почему я все больше думаю о ней? Лучше ни о чем вообще не думать.
17 июня. День прошел быстро, в беседах с Г. Асю видел мало, но сегодня она была совершенно иной. Что за хамелеон эта девушка?..
28 июня. Вот уже две недели нашего знакомства. Который день бываю у них. С любопытством наблюдаю за Асей. Довольно хорошо говорит по-французски, много читает, но я не одобряю ее выбор книг.
1 июля. Вот уж чего не ожидал от Г., так это лжи. Что за охота меня морочить, умеют же притворяться! А ведь я все слышал! Кто их принуждал выдавать себя за родственников? Впрочем, не хочу о них думать. Все так подло и мерзко.
4 июля. Г. прислал записку. Просит прийти, как только вернусь. Что, интересно, он мне имеет рассказать?..
5 июля. Сегодня Г. мне все рассказал. Боже мой! Теперь мне все ясно. Ася — его сводная сестра. Какой же я глупец! Теперь я понимаю ее поведение, ее душу. Бедная девочка! Даже смех ее мне показался другим. Она хочет летать, и мы сегодня взлетели во время вальса. До сих пор чувствую ее учащенное дыхание, прикосновение ее нежного стана. Веселились, как дети.
Почему мне стало так легко? Что это со мной? Неужели я влюблен?..
6 июля. Не узнал вчерашней Аси: печальна, бледна, странные мысли о смерти, тревожные вопросы, и эта фраза: «Крылья у меня выросли, да лететь некуда». Неужели... Она меня любит?
7 июля. Асю не видел. Скучно и грустно без нее.
8 июля. Получил записку от нее о свидании. Для меня это удар. А тут еще сообщение Г. Ася действительно влюблена в меня. Мог ли я скрыть правду о записке Гагина? Но от меня ждут решения. Нужно подумать. Но жениться на семнадцатилетней девочке с ее нравом, как это можно? Что скажут обо мне?.. Нет, не могу я на ней жениться, и она не должна знать, что я полюбил ее.
9 июля. Что я натворил? Как могу упрекать эту чистую наивную девочку в ее искренних чувствах ко мне, как у меня достает силы оттолкнуть ее? Разве я хотел такой развязки? Видит Бог, нет. Я еду за ними в Кельн.
10 июля, Кельн. Здесь их нет, говорят, поехали в Лондон.
Конец июля — начало августа. Лондон. Мои розыски тщетны. Я уже потерял надежду увидеть свою Асю...
Запись обрывается, потом еще несколько дат, потом еще... А между страничками — высохшая ветка герани, издающая слабый запах прошлого и напоминающая о том счастье, которое было так близко, так возможно и которое автор дневника не смог удержать...
Задание 35. ПРОБА ПЕРА. Напишите фрагмент сочинения — страничку из дневника от лица литературного героя по одной из предложенных тем. Выполнить это задание вам поможет памятка «Как писать сочинение в жанре дневниковых записей».
Памятка
«Как писать сочинение в жанре дневниковых записей»
1) Определите главную мысль сочинения: это поможет вам глубоко и полно раскрыть тему сочинения;
2) составьте план сочинения: с чего начнете свою работу, какие разделы выделите в сочинении, в какой последовательности будете излагать материал, к каким выводам придете;
3) составьте хронологическую таблицу событий, о которых повествует литературный герой (дата — время, когда произошли события, цитаты, реплики героя, предмет раздумий и размышлений);
4) постарайтесь перевоплотиться, вжиться в характер, понять образ мыслей, поступки героя, от имени которого вы будете писать. Для этого: внимательно перечитайте реплики героя; выпишите основные темы его высказываний, раздумий; обратите внимание на типичные фразы, речевые конструкции, эмоционально-оценочную лексику; вспомните высказывания других персонажей об этом литературном герое;
5) продумайте оригинальное вступление и заключение, своеобразное обрамление, придающее работе личностный характер;
6) помните, что дневниковые записи, письма помогают проследить за саморазвитием, становлением личности, раскрывают внутренний мир героя. Проверьте, отвечает ли этому требованию ваше сочинение.
Темы сочинений «Страничка из дневника»
1) «Нежное, любящее сердце». (Дневник Маши Мироновой) (По повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»).
2) «Странный человек». (Дневник Максима Максимыча) (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
3) «Моя любовь никому не принесла счастья...» (Дневник Веры) (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»),
4) Продолжение дневника Печорина. (Дневник Печорина по главе «Бэла») (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
Задание 36. Выполните проектные задания (на выбор):
1) Самостоятельно подберите материал к выступлению о личных дневниках Тани Савичевой, Анны Франк, Юры Рябинкина, Нины Костериной — «Живые свидетели истории». Включите в презентацию фрагменты их дневниковых записей о трагических событиях, которые им пришлось пережить. Подумайте, в какой форме вы представите проектный продукт.
2) Подготовьте выступление и презентацию «Дневники русских женщин». Опираясь на их дневниковые записи, расскажите о неизвестных страницах жизни и деятельности интересных личностей:
Башкирцева Мария Константиновна — родилась в 1860 году. Русская художница, большую известность получил ее юношеский дневник, опубликованный в конце XIX века. Умерла от чахотки в 1884 году. В России сохранилось лишь несколько ее картин, зато во Франции Башкирцева представлена в музее Ниццы и в Люксембургской галерее. Свою первую книгу стихов «Вечерний альбом» Марина Цветаева посвятила Марии Башкирцевой.
Фикельмон Дарья Федоровна, урожденная графиня Тизенгаузен — внучка фельдмаршала Кутузова, дочь друга А. С. Пушкина Е. М. Хитрово. Известна как хозяйка петербургского салона и автор обстоятельного светского дневника. Детство провела в Ревеле, юность во Флоренции. Была замужем за посланником австрийского императора. Интересовалась литературой и музыкой, религиозно-философскими вопросами и политикой. Ее друзьями были П. Вяземский, А. Тургенев, И. Козлов, А. С. Пушкин.
Аксакова Вера Сергеевна — родилась 7 (19) февраля 1819 года в семье русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Активный участник и организатор литературно-общественного салона в доме Аксаковых в Москве и подмосковном имении Абрамцево. Автор дневника (1854-1855), содержащего интересные материалы о жизни и быте семьи Аксаковых, литературных нравах того времени.
3) Создайте в своем классе коллективный дневник, придумайте ему интересное название: оно должно отражать настроение и дух будущих записей. Подумайте, какие записи могли бы стать содержанием этого дневника? Может быть, это летопись класса, воспоминания о незабываемых школьных событиях? Помните, что характер записей может быть разный: поздравления, пожелания, напутствия, советы, размышления о случившемся, рассказы о своих открытиях, увлечениях, пристрастиях. Создавайте каждую запись как заинтересованный диалог в кругу близких вам людей. Коллективный дневник может быть своеобразным «путевым листом» во время ваших путешествий, где каждый оставит яркую, интересную путевую зарисовку, или напишет путевой очерк, или рецензию на просмотренный фильм и т. д. Предоставьте право каждому объясниться на страницах дневника.
Не забывайте о яркой манере письма. Это поможет вам не потерять собеседников в вашем диалоге на страницах дневника. Постепенно вы поймете, что благодаря страничкам своего коллективного дневника вы приобретете и опыт общения, и опыт письма.