Учимся писать сочинение 10-11 классы - Чернова Т. А. 2018


СОДРУЖЕСТВО ЖАНРОВ: ЭССЕ И ОЧЕРК

Задание 32. Прочитайте и проанализируйте два текста: эссе из произведения В. Розанова «За нумизматикой» и очерк В. Пескова «Рисунок с буквой «К». Сделайте обобщенный вывод: в чем сходство и отличие эссе и очерка с точки зрения содержания (темы, основной мысли) и формы (композиции, особенностей использования языковых средств).

За нумизматикой

(отрывок)

Удивительно противна мне моя фамилия. Всегда с таким живым чувством подписываю «B. Розанов» под статьями. Хоть бы «Руднев», «Бугаев», что-нибудь. Или обыкновенное русское «Иванов». Иду раз по улице. Поднял голову и прочитал: «Немецкая булочная Розанова». Ну, так и есть: все булочники Розановы и, следовательно, все Розановы — булочники. Что таким дуракам (с такой глупой фамилией) и делать. Хуже моей фамилии только «Каблуков»: это уж совсем позорно. Или «Стечкин»: это уж совсем срам. Но вообще ужасно неприятно носить самому себе противную фамилию. Я думаю, Брюсов постоянно радуется своей фамилии. Поэтому сочинения В. Розанова меня не манят. Даже смешно.

Стихотворения В. Розанова совершенно нельзя вообразить. Кто же будет читать такие стихи?

— Ты что делаешь, Розанов?

— Я пишу стихи.

— Дурак. Ты бы лучше пек булки.

Совершенно естественно.

Такая неестественно отвратительная фамилия дана мне в дополнение к мизерабельному виду. Сколько я гимназистом простаивал перед большим зеркалом в коридоре — и сколько «тайных слез украдкой» пролил! Лицо красное. Кожа какая-то неприятная, лоснящаяся. Волосы прямо огненного цвета торчат кверху, но не благородным «ежом», а какой-то поднимающейся волной, совсем нелепо, и как я не видел ни у кого. Помадил я их, и все — не лежат. Потом домой приду, и опять в зеркало: «Ну, кто такого противного полюбит?» Просто ужас брал: но меня замечательно любили товарищи, и я всегда был «коноводом» (против начальства, учителей, особенно против директора). В зеркало, ища красоты, я, естественно, не видел у себя «взгляда», «улыбки», вообще жизни лица, и думаю, что вот эта сторона у меня — жила и пробуждала то, что меня все-таки замечательно и многие любили.

Но в душе я думал:

— Нет, это кончено. Женщина меня никогда не полюбит, никакая. Что же остается? Уходить в себя, жить собою.

Теперь же мне это даже нравится, что «розанов» так отвратительно. И теперь я понимаю: да просто я не имею формы! Но это от того, что я весь дух и весь субъект: субъективное действительно развито во мне бесконечно. И хорошо! И отлично! На кой черт мне «интересная физиономия», когда я сам бесконечно интересен, а по душе — бесконечно стар и опытен, точно мне тысяча лет, и вместе с тем — юн, как совершенный ребенок... Хорошо!

(В. Розанов)

Рисунок с буквой «К»

Станция Пески. С булыжного шоссе в лес убегает тропинка. От березняка рябит в глазах, голова кружится от солнечных зайчиков. Грибная просека. Заячья полянка. Сейчас, как рассказывали, должен быть бревенчатый мосток, а потом уже домик. Много лет я мечтал побывать в этом домике...

В детстве каждому покупали картонные книжки. И мы впервые узнавали, что мир гораздо шире комнаты с игрушками, что в синеющем за бугром лесу живут трусливые зайцы, неповоротливые и добрые медведи, хитрая лиса, волки. Потом букварь. И опять со страниц глядят уже знакомые и незнакомые жители леса. Под одним из рисунков по слогам я прочел подпись: «Ко-ма-ров».

— Художник Комаров рисовал этого лося, — объяснила учительница.

Так состоялось знакомство.

Букварь сменили другие книжки. И опять Комаров водил по лесу, показывал, как живут олени, как спасаются от холода тетерева, как ловит рыбу выдра и «подпиливают» огромную ольху бобры.

Вместе с художником мы побывали в тайге, в песчаной пустыне, тундре, подмосковном лесу, заглядывали на дно речки и в таинственные болотные камыши.

Кончилось детство. Уже не по книжкам совершаем мы путешествия. Встретишь где-нибудь зайца и улыбнешься: «А я тебя знаю, косой, давно знаю...» — и опять вспомнишь художника.

С волнением я приоткрыл калитку. Навстречу идет высокий человек в стариковских ботах, из-под шапки выбиваются седые волосы» но глаза, глаза молодые, озорные, приветливые.

— Здравствуй, Алексей Никонорович!

Пятнадцать ступенек ведут на верхнюю постройку дома. Через открытое окошко слышно, как трудится на сосне дятел, во дворе на своем зверином языке о чем-то переговариваются запертая в клетку лисица и пестрая собака.

Весенний ветер растревожил лесные запахи, и они устремились в открытое окно.

Пьем чай. Крошки со стола Алексей Никонорович высыпает на дощечку за подоконником. Ее сейчас же атакуют синицы.

Хозяин этой комнаты много охотится, много ходит по земле. Был в Средней Азии, Иране, Сибири, калмыцких степях, исходил вдоль и поперек Подмосковье, ездил к Белому морю, в Швеции, Финляндии был... Восемьдесят лет человеку. Но в прошлом году взял рюкзак и на два месяца подался — куда бы вы думали? — в Голодную степь!

Разглядывая сложенные у него на столе и полках альбомы, картины, развешанные на стенах, дивишься: как много может сделать человек! Шестьдесят лет подряд многочисленные книги, учебники, журналы выходят с рисунками художника; более ста масляных полотен висит только в одном Московском дарвиновском музее, много картин — в частных собраниях. На полках тяжелые тома с золочеными корешками. Чуть не на каждой странице — рисунок. И под каждым рисунком — «К». Эту скромную букву можно увидеть на почтовых открытках и марках, в книгах, изданных за рубежом.

В своей комнате художник оставляет все, что особенно дорого сердцу, чему отданы светлые часы вдохновения. Здесь стоит тонкий аромат степей и лесов, волшебная музыка охотничьего рога, перезвон обледеневших веток. Вот ворона бочком прыгает к задранному и брошенному каким-то хищником зайцу; вот тетерева на туманной поляне затеяли весеннюю драку. Рысь с зелеными глазами глядит из сумрачного леса и, кажется, вот-вот выпрыгнет из золоченой рамы в окно, туда, где призывно шумит весна...

Перед уходом я попросил сделать два-три рисунка. Тут же, за прощальным чаем, в несколько минут, сделал он наброски своих героев и написал маленькое письмо: «Есть одна большая радость на земле. Любите природу, и вы узнаете эту радость. Своим здоровьем, творчеством, восторгом жизни я обязан нашей природе. Берегите и любите ее. К.»

(В. Песков)

Обобщите свои наблюдения, представив их в форме таблицы:

Сходство эссе и очерка

Отличие эссе и очерка