Как научиться писать сочинение на «отлично»: В помощь школьникам и абитуриентам - Т. В. Алексеева 2000

Часть первая
Занятие 1. Как сделать свою речь связной, или про тему-рему и читательский прогноз

Наверное, вы очень удивитесь, если вам предложат задуматься о связности вашей письменной речи: «Я и так пишу (говорю) связно! А как же иначе? Бессвязно, что ли?»

А между тем отсутствие связи между предложениями в тексте — это большая (и часто не осознаваемая самим пишущим) проблема. И если ее решить, мгновенно исчезнут и две другие: проблема объема сочинения и наличие в нем навязчивых смысловых повторов (мыслей, предложений, иногда даже целых фрагментов).

Предложения в тексте не просто «стоят рядом». Между ними есть своя связь, силу и возможность которой первым отметил Л. Н. Толстой, назвавший эту связь «сцеплением». «Каждая мысль, выраженная словами особо, страшно понижается, когда берется одна из того сцепления, в котором находится...» И главный секрет писательского искусства, считал Толстой, состоит не в словах, не в отдельных предложениях, а в «бесконечном лабиринте сцеплений».

У этих «сцеплений» (связи предложений между собой) есть свои законы, которые легко отследить.

Но начнем с отступления — примера. Как человек ходит? Шаг — опора. «Освоим» территорию — снова шаг, «осваиваем» новую. Без опоры на предыдущее невозможно освоение нового.

Но, шагая, — и это очень важно заметить! — мы уже знаем, каким будет наш следующий шаг, мы прогнозируем его (молниеносно, не отдавая себе в этом отчета). Отсюда — уверенность движения и в конечном итоге — достижение цели.

Дело в том, что в письменной речи — все так же! Только «шаги» называются «тема» и «рема» Тема — старое, известное, «освоенное», рема — новое. И каждое новое предложение подбрасывает нам новенькую информацию (рему), прочно опираясь на уже известное (тему). Так в речи осуществляется «движение вперед» — только движение мысли.

Отсутствие такого «движения» приводит к комическому эффекту. Вот хорошо известный вам пример: герой гоголевских «Мертвых душ», Чичиков, слегка перепутал названия и спросил дорогу в деревню Заманиловку у двух мужиков. «Один из них, бывший поумнее и носивший бороду клином, отвечал:

— Маниловка, может быть, а не Заманиловка?

— Ну да, Маниловка.

— Маниловка! а как проедешь еще одну версту, так вот тебе, то есть, так прямо направо.

— Направо?...

Направо, — сказал мужик. — Это будет тебе дорога в Манилов- ку; а Заманиловки никакой нет. Она зовется так, то есть ее прозвание Маниловка, а Заманиловки тут вовсе нет. Там прямо на горе увидишь дом, каменный, в два этажа, господский дом, в котором, то есть, живет сам господин. Вот это тебе и есть Маниловка, а Заманиловки совсем нет никакой здесь и не было».

  На схеме это движение мысли выглядит так:

  T1 — тема первого предложения («старое»)

  P1 — рема второго предложения («новое»)

  Т2 — тема второго предложения (бывшая рема 1-го)

  Р2 — рема («новое») второго предложения и т. д.

Будучи уже известным писателем, Л. Н. Толстой, известный как мастер длинных, довольно запутанных (на полстраницы) предложений, решил создать «эталонную» прозу — для тех крестьянских ребятишек, которые осилили в яснополянской школе его «Азбуку» и не должны были терять вкуса к чтению. И Толстой создает «образец маленькой повести для детей» — так назвал это произведение С. Я. Маршак — «Кавказский пленник».

Вот на этом-то образцовом тексте легко проследить тему и рему, а заодно и научиться ставить вопрос-прогноз, который, как стрелка компаса, указывает дальнейшее направление речи. Что такое вопрос-прогноз? Это вопрос, мгновенно возникающий в сознании читателя при чтении предложения (получении новой информации), в котором прогнозируется содержание следующего предложения.

Повесть-быль Толстого начинается так: «Служил на Кавказе офицером один барин» (рема1).

Попробуйте задать вопрос (предугадать, о чем пойдет речь дальше, каких дополнений требует рема — ведь вопрос-прогноз зависит от нее). Такие вопросы здесь могут быть разными. (Для чистоты эксперимента можете дальнейший текст закрыть ладонью и проверять свою логику и способность к прогнозу.) Итак, ваши вопросы (можно записать):

  ...?

Теперь читаем:

«Звали его Жилин» (рема2).

Снова задаем свой вопрос-прогноз:

... ?

«Пришло ему раз письмо из дома» (рема3).

Тут уж совсем просто. Прогнозируем:

... ?

«Пишет ему старуха-мать...»

На этом эксперименты с «прозрачным» толстовским текстом можно закончить. Главное, что вы поняли: между предложениями есть жесткие «сцепления», смысловая связь, и каждое предыдущее предложение, его рема, требует выполнить «прогноз», буквально диктует содержание следующего.

Но то ли голос у ремы (а это наша логика) слишком «тихий», то ли мы иногда просто не задумываемся о логичности своей речи, о связи предложений в ней.

Вот типичный пример. Десятиклассница пишет сочинение по пьесе А. Н. Островского «Гроза»:

«Катерина воплощает в себе поэтическое начало в пьесе. Но люди, которые ее окружают, страшно далеки от нее. Катерина искренне и глубоко верит, она очень эмоциональна».

Предложения вроде бы неплохие, «правильные» по мысли, но текст какой-то «не такой», и это очевидно любому читающему (да и самому его автору).

Да, между предложениями нет связи. После каждого учитель поставит знак < > — «Необходимо развить, конкретизировать мысль, подтвердить ее примером» (со знаками учительской корректуры мы познакомимся позже).

Как помочь автору сочинения? Посмотрим, в каком направлении необходимо было раскрыть далее поднятую в предложении тему.

«Катерина воплощает в себе поэтическое начало в пьесе».

Рема требует такого продолжения: в чем выражается это «поэтическое начало»? Где конкретные примеры, подтверждающие мысль?

Вы чувствуете, каким объемным должно быть это «продолжение». По сути, это предложение — начало целого абзаца сочинения с примерами из текста пьесы, с рассуждениями автора*. Кстати, третье предложение («Катерина искренне и глубоко верит, она очень эмоциональна») скорее ближе к первому, а уж никак не ко второму из предложений и тоже может повлечь за собой целый абзац текста сочинения.

* В этой книге вам не предлагается готового материала на ту или иную тему, не говорится о том, что писать. Большая часть учащихся, испытывающих трудности в работе с сочинением, страдает не оттого, что им нечего сказать, а оттого, что они не знают, как это сделать. Вот этому как и посвящена книга.

«Но люди, которые ее окружают, страшно далеки от нее».

И это предложение никак нельзя бросить без продолжения — так, как это сделано в сочинении, потому что рема «ставит вопрос»: в чем проявляется это «страшно далеки»? И нужен подробный или сжатый рассказ об этом.

Итак, вы видите, что понимание необходимости «сцеплений», умение видеть то, что «диктует» рема, сразу ведет и к увеличению объема работы, и к большей логичности текста вашего сочинения.

А теперь — «изюминка». Вы уже заметили, что «тема» — вначале, а «рема» — ближе к концу предложения. Если хотите, отрабатывая свой стиль, сделать его более энергичным, стремительным (даже при длинных предложениях) и при этом более ясно, «выпукло» подавать читателю свою мысль, выносите «рему» в самый конец предложения. В конце — самые важные слова. В стихах главное слово чаще всего стоит в конце поэтической строки, и лучше, если так же будет и в прозе.

Для полноты изложения нужно упомянуть, что существует еще один вид связи предложений в тексте:

Он называется параллельным (а тот, о котором говорилось выше, — цепным). Параллельный вид связи чаще встречается в описаниях. Например, в миниатюре М. М. Пришвина «Вальдшнеп»: «Весна движется, но медленно. В озерке, еще не совсем растаявшем, лягушки высунулись и урчат. Орех цветет, но еще не пылят желтой пыльцой его сережки. Птичка на лету зацепит веточку, и не полетит от веточки желтый дымок».

Здесь все последующие предложения связаны с первым: развивают, иллюстрируют мысль о медленном движении весны.

А вообще-то эту тему вы изучали в школе, еще в 5 — 6-м классах. Хорошо, если теперь вы убедились, насколько это важное умение — связывать, «сцеплять» предложения между собой. Чаще применяйте вопрос- прогноз, проверяя связность своего текста.