Как научиться писать сочинение на «отлично»: В помощь школьникам и абитуриентам - Т. В. Алексеева 2000
Часть первая
Занятие 2. Главное условие успеха
«Мы так загружены, нам сегодня думать — просто некогда», — с горечью сетует на уроке одна из моих учениц. Да, вам трудно. Но школа предлагает не такой уж большой, десятилетиями, а теперь уже и столетиями выверенный список классической литературы XIX — XX вв., произведения из которого необходимо прочесть внимательнейшим образом, знать досконально, разобраться во всех нюансах. Если вам тяжело все это прочесть — сократите количество прочитанных произведений, но не меняйте подхода, отношения к чтению. И произойдет чудо... Помните бабку Синюшку из сказа Павла Бажова «Синюшкин колодец»? Развеется, исчезнет неведомо куда синеватый болотный туман, и вдруг красавица, русая коса трубчатая через плечо перекинута, — полыхнет синим взглядом, обожжет душу и протянет к вам руки, в которых — только вам предназначенные, для вас хранимые сокровища... Случайно вынырнул из памяти этот образ — и навел на размышления. Не только вечной молодостью отличается наша классическая литература. Сколько (уже более двадцати пяти лет!) веду уроки, столько поражаюсь ее злободневности, чудесному умению повернуться какой-то новой гранью и глянуть прямо в человеческую душу, задеть в ней ту струну, которая звенит и болит сейчас! Но, как бажовская синеглазая красавица, является она далеко не каждому — и не каждому свои сокровища отдает. Только внимательному, доброжелательному и терпеливому читателю. Потому что читать классическую литературу надо по-особому — бережно, построчно, для себя.
А почему так — понятно. На то она и классика. В ней каждое слово, жест, каждый штрих важен. Возьмем для примера знаменитый спор-«схватку» из главы X романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Спорят Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Среди потока слов — в основном это бурный, дотошно разбираемый в школе диалог — одна вроде бы незначительная фраза-ремарка:
«Базаров поднял на него глаза». В ней есть что-то колдовское. Вдруг мгновенно прозреваешь и проникаешь в психологическое состояние человека. До этого — Базаров отвечал, «лениво прихлебывая из чашки», сейчас, в это самое мгновение (отчего именно сейчас — тоже можно увидеть в тексте, но попробуйте сделать это сами) почувствовал вызов и принял его. И сразу — по-базаровски — овладел инициативой, стала ощутимой его грозная и грубая сила.
А всего-то и сказано: «Базаров поднял на него глаза». Предложение коротюсенькое, но — ритмизованная проза:
Пропуск необходимого ударения — пиррихий — падает на слова «на него». Такие слова — с пиррихием — выделяются поэтом или писателем, как бы подсознательно влияют на восприятие читателя. Всего лишь «поднял глаза» — но в коротком взгляде и вспыхнувший гнев, и скрываемое раздражение, и, в свою очередь, дерзкий вызов: «Слыхали мы эту песню много раз». Что и говорить, реплика явно «за гранью» вежливости, особенно по контрасту с подчеркнуто-изысканной речью Павла Петровича.
Что задело Базарова? Говоря об английской аристократии (тема вроде бы совершенно отвлеченная), Павел Петрович ведет разговор в таком тоне («...вспомните, милостивый государь, — повторил он с ожесточением), что для Базарова несомненно: речь об аристократии, к которой и себя, потомственного русского дворянина, относит Кирсанов, направлена на унижение его, Базарова, сына полкового лекаря, — словом, плебея. А Евгений Базаров — человек с обостренным чувством собственного достоинства («...гордость почти сатанинская», — скажет потом Павел Петрович). Сословным тщеславием они с П. П. Кирсановым, пожалуй, похожи («„Мой дед землю пахал", — с надменной гордостью заявил Базаров»). Вызвав Базарова на словесный поединок — недаром этот спор сам Кирсанов именует «схваткой», — Павел Петрович проиграл, и проиграл по многим причинам. И путь к поражению начинается с фразы: «Базаров поднял на него глаза», — вызов принят.
Это один — рядовой, крохотный — пример того, что можно «вычитать» в классической литературе (хочется поправить себя: в настоящей литературе), если читать ее для себя, вдумываясь, в полную силу своего читательского таланта. Если вам понравилась эта тема, то в конце книги мы этот разговор продолжим. Но самое главное, что хотелось бы добавить к сказанному: только такое чтение делает текст художественного произведения освоенным, «своим», «почвой»; основой для ваших собственных выводов и размышлений. Попробуйте рассмотреть текст того произведения, которое вы сейчас читаете или изучаете в школе, в поисках такого вот «читательского открытия». При этом постарайтесь увидеть, как ваше «открытие» проливает новый свет на авторскую идею. Вдумчивое, внимательное чтение — главное условие успеха в вашей работе над сочинением.