Как научиться писать сочинение на «отлично»: В помощь школьникам и абитуриентам - Т. В. Алексеева 2000
Часть первая
Занятие 6. Умейте... Слушать себя
Итак, перед нами — белый лист, на нем — тема. Главные слова подчеркнуты, заключены в овал. Вот следующие 10-15 минут — самые важные.
Тема выбрана, понятна, идет «мозговой штурм», и целый шквал мыслей проносится в голове... молниеносно при этом исчезая!
В этот момент ни в коем случае нельзя отвлечься (спросить листочек, карандаш, отвечать соседу и т. д.). Полная сосредоточенность и фиксация всего, что появляется в сознании. Надо отрешиться от всего и ... писать, писать, писать... Писать все, что «идет», не отвлекаясь, не дописывая фразы, если мысль ясна; записывая так, как сделала здесь я — вниз, вниз, вниз... все новое — с красной строки. «Отталкиваться» нужно от слов, записанных в теме: любое слово рефлекторно рождает цепочку мыслей. Задача момента — «поймать за хвост» ускользающую мысль, почувствовать настроение, «воздух» работы.
В какой форме писать? В свободной: предложения, слова, словосочетания, фрагменты работы, которые «сами пишутся» — пускай пока без связи между собой... Дать волю всему, что «хочет» писаться, что рвется наружу...
Эпитеты...
мелькнувшие в памяти слова...
пейзажи...
ассоциации...
зарисовки...
цитаты (не заканчивая их)
обрывки (начала, фрагменты) абзацев...
недописанные мысли...
имена...
события...
место в книге, куда надо взглянуть — там что-то важное, я чувствую, потом вспомню, что...
И вот перед вами такой ворох всего «вашего», что «страх чистого листа» (есть такой термин в педагогической практике) просто не возникает; потому что чистого листа уже давно нет (с того момента, как записана тема).
В такой работе главное — слушать себя, улавливать собственные мысли и быстро делать записи. Есть рациональное зерно во фразе: «Писательство не в голове, а в кончиках пальцев».
Следующая задача — рассмотреть этот хаос, соотнести с темой: где-то высветится идея, пути движения, развития мыслей. Теперь главное — найти самую эффектную фразу, мысль, цитату — такую, которой можно было бы... закончить работу.