Как научиться писать сочинение на «отлично»: В помощь школьникам и абитуриентам - Т. В. Алексеева 2000
Часть первая
Занятие 7. Самое главное в сочинении
Что мы имеем теперь? Название и хаотически записанные наброски к работе. Что же дальше? Многие отвечают: план. Может быть, это и верно для какой-то (весьма небольшой) части пишущих. Большинству же такая последовательность работы оказывает «медвежью услугу». Работу над сочинением надо начинать... с заключения, с той самой эффектной фразы, мысли, цитаты, которую вы отметили как наиболее яркую среди ваших набросков.
Попробую вас в этом убедить. Небольшая зарисовка: психологический портрет пишущего сочинение, и психологический портрет, это сочинение проверяющего.
Оба эти человека, как правило, находятся в состоянии стресса и накопившейся усталости. У пишущего усталость накапливается к концу работы: вот, что называется, «выложился», старался, сдал все, что мог, времени осталось чуть-чуть... Как бы закончить? Но голова гудит, просто раскалывается... никаких уже сил... И заканчивает — «как-нибудь», ниже своих возможностей.
Теперь представьте себе состояние проверяющего. Здесь усталость накопилась уже давно. Но работа добросовестно прочитывается, делаются пометки на полях... Задумаемся, как оценить работу в целом... Тут коллега отвлекает вопросом (а бывает и такая степень усталости у учителя, который проверил десять-двадцать работ, что прочтение осуществляется чисто механически — как «отлов» фактических, речевых, орфографических и пунктуационных ошибок, и поэтому после прочтения работы остается лишь общее впечатление «гладкости» или «негладкости» речи). И вдруг проверяющий ловит себя на мысли: так о чем там, в работе? Смотрит пометки на полях, но восстановить все содержание перегруженная память не в силах. Приходится перечитывать... И что же, по-вашему, перечитывается?.. Вы уже и сами догадались: завершающая часть, заключение; иногда, для целостности впечатления — вступление.
Так какую же часть работы надо писать со свежими силами, с ясной головой? Для чего приберечь наиболее эффектные мысли, яркие обороты? Конечно, для финала.
Прав был Штирлиц! Помните, в замечательном телесериале «Семнадцать мгновений весны» советский разведчик Штирлиц, выполнив свое «разведчицкое задание», уходит из кабинета гестаповца и на ходу придумывает слова (Вячеслав Тихонов, играющий эту роль, как обычно, благожелательно-спокоен), объясняющие его появление в том кабинете. Но важно не это. Важно то, что произносит торжественный голос за кадром: «Штирлиц знал, что в памяти всегда остаются последние слова...»
Усвоим это и мы. Итак, тот, кто написал заключение работы в первую очередь, полный сил, с ясной головой, отобрав лучшее из имевшегося материала, — выиграл целый балл, тот, кто писал в обессиленном состоянии, кое-как, по принципу «лишь бы закончить», — балл проиграл.
Но тот, кто главное внимание отдал завершающей части работы, — выиграл еще кое в чем.