Как научиться писать сочинение на «отлично»: В помощь школьникам и абитуриентам - Т. В. Алексеева 2000
Часть первая
Занятие 8. О Маршруте вашего сочинения и необходимости красных строк
Вот что перед нами теперь:
— тема,
— хаотические пока (правда, уже просмотренные — что к чему) наброски,
— концовка, итог работы, то, к чему мы хотим привести своего читателя.
Теперь между формулировкой темы и ее завершением возникло некое напряженное поле: начальная и конечная точки обозначены, и самая пора привести в порядок хаотически изложенные, в беспорядке набросанные мыли — то есть проложить маршрут движения, развития мысли сочинения. Это и будет план.
Его надо писать либо на отдельном листе, либо на широких полях того самого первого листа, где мы делали наброски.
Поскольку план остается в черновике и набело не записывается, можно быть не очень внимательным к знакам, можно составить для себя просто схему (подробно об этом — чуть позже), но план какой-то должен быть обязательно! Нам важно ничего не упустить, все расставить в соответствии с логикой материала. Для этого и нужен план.
Пункт плана (фрагмент работы) не обязательно соответствует абзацу в тексте — одному пункту плана могут соответствовать несколько абзацев. Тогда это, как правило, сложный план.
Сочинение в пятом-шестом классах должно иметь, как минимум, три абзаца (вступление, основная часть, заключение), но текст работы у старшеклассников сложнее, и абзацев должно быть, конечно же, больше.
Красная строка должна быть достаточно заметна. Наличие абзацев, четко выделенных красных строк — это, по выражению военных, «штабная культура», т. е. культура оформления бумаг.
Но наличие абзацев еще и дисциплинирует ум пишущего, делает более четкой логику изложения материала, способствует более полному развитию мысли. Как?
Дело в том, что абзац — это микросочинение, завершенный (обратите внимание на это слово) фрагмент, этап вашей работы. В нем есть тема (по отношению к основной теме — микротема), зачин, развитие действия, концовка. Как только вы разделите текст на абзацы в соответствии с планом, проследите, достаточно ли полно раскрыты микротемы внутри абзацев — ваше сочинение усовершенствуется как бы само собой. Исчезнут повторы, нелогичность в изложении материала.
А четко выраженные красные строки помогут отследить структуру (строение) вашей работы — и помогут они не только проверяющему: главное — вам самим.
Каждый абзац — предыдущий и последующий — должны быть связаны между собой. Так достигается целостность всей работы.
Как этого добиться? Легко. Внимательно всмотритесь в текст этой главы, и вы заметите «связочки» между абзацами. Это может быть риторический вопрос (удобнейшая вещь: сам спрашиваю — сам отвечаю), лексический повтор (когда одни и те же слова повторяются, — но здесь важно чувство меры), союзы (а, но, и), местоимения, вводные слова и другие средства связи.
Абзацы могут иметь между собой и связь смысловую, внутреннюю, внешне ничем не оформленную. Это тоже допустимо. В этой главе есть и такой пример.
Абзац может быть равен и одному предложению, если оно исчерпывает мысль, а может быть и довольно пространным.
Главное — текст обязательно должен члениться на абзацы. Без них сочинение — аморфная масса. Помните: деление на абзацы, четкое выделение красных строк дисциплинирует мысль пишущего, избавляет работу от многих недостатков.