Как научиться писать сочинение на «отлично»: В помощь школьникам и абитуриентам - Т. В. Алексеева 2000
Часть первая
Занятие 9. О плане сочинения
А теперь давайте вернемся к плану. Если вы хотите написать хорошую работу, он необходим. Ведь сочинение без плана хаотично, не продумано (или плохо продумано) с точки зрения композиции, мысль «бродит по кругу». Значит, нужно научиться правильно, грамотно оформить план. А это не так просто.
Хочется заметить, что составление плана совершенно напрасно так мало ценится в нашей школьной практике. Составление плана сочинения, статьи, какого-либо текста должно быть самым привычным делом, и вот почему. При составлении плана шлифуется важнейший мыслительный процесс — умение выделить главную мысль в тексте (абзаце) и, «свернув информацию», подать ее сжато, сформулировав название (то есть пункт плана).
В этом смысле сродни составлению плана другое очень полезное задание — озаглавить текст, например, текст диктанта. Хотите небольшой тест на ваше умение выделять главную мысль? В нем два задания. Первое — из предложенных названий выбрать соответствующие главной мысли текста. И второе, потруднее: объяснить, почему остальные названия не подходят.
«Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех ее сложностей. Служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому что, то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому что оно вам нравится — вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. Если первый раз прочли произведение невнимательно — читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим».
(Д. С. Лихачев)
Итак, какое название к этому тексту вы бы предпочли?
1. Чтение книги.
2. Роль мелочей в литературе.
3. Литература — источник жизни.
4. Литература — проводник в другие эпохи.
5. Роль литературы в нашей жизни.
6. Чтение с удовольствием.
7. Любимые произведения.
8. Размышления о литературе и жизни.
Представленные здесь названия не придуманы автором этой книги: так выполнили задание — озаглавить текст диктанта — десятиклассники одной из школ Санкт-Петербурга. Наверное, некоторые из предложенных названий рассмешат или возмутят читателя, но гораздо важнее понять причину неудачи при выполнении такого простого, на первый взгляд, задания. Конечно, текст сложен, и в нем выражена не одна мысль, но все же надо суметь выбрать главенствующую. Причина неудачи в том, что учащиеся, не вдумавшись в текст целиком, «выхватили» отдельные мысли, предложения, словосочетания и предложили их в качестве названия.
Какие названия (из предложенных здесь) вы отметили как соответствующие главной мысли текста? Строго говоря, только название под цифрой 5 («Роль литературы в нашей жизни»). Д. С. Лихачев пишет о важности влияния литературы на человеческую жизнь. Тексту соответствует и название под цифрой 8 («Размышления о литературе и жизни»), но оно отражает не основную мысль, а тему текста.
Мы помним, что тема текста — это то, о чем говорится в тексте, а основная (главная) его мысль — это то, что говорится. К любому тексту (или его фрагменту) можно подобрать два названия — отражающее тему или передающее главную мысль текста. Может быть, это высказывание покажется вам слишком уж ненаучным, но я различаю их... по темпераменту. Если вы хотите, чтобы ваше название было этаким спокойным, «широким» — определите и сформулируйте тему текста. Если хотите, чтобы оно было динамичным, дышало энергией — постарайтесь передать в названии главную мысль. Название, заключающее в себе тему, подобрать проще, и вы более застрахованы от ошибки, однако название, передающее основную мысль, предпочтительнее, потому что такие названия более выразительны, более интересны.
Составить план сочинения — значит разбить его на фрагменты (части текста), мысленно выделив основные этапы пути, по которым будет развиваться ваша мысль. Каждый такой этап — это микротекст, который может быть равен одному абзацу, а может состоять из нескольких. Главное, чтобы каждый микротекст (он будет со-
ответствовать пункту плана) был объединен главной мыслью, имеющей в его границах свое начало, развитие и завершение.
Как подбираются названия для плана? Нужно помнить, что в качестве названия в план выносятся, как правило, не отдельные слова и не предложения, а развернутые словосочетания. Отдельные слова — слишком «узки», слишком конкретны, главную мысль или тему ими передать довольно трудно, но и предложения не подходят, так как предложение — это законченная, завершенная мысль (все, что хотели сказать, — сказано). Именно словосочетание более подходит для плана, поскольку оно представляет собой некое смысловое единство, несущее информацию в свернутом виде. В самом сочинении эта информация «разворачивается», мысль раскрывается.
(Бывают, конечно, исключения: слова или предложения, несущие в себе особую экспрессию* или требующие раскрытия содержания. Например, слово «Пожар» или предложение «В этом стихотворении — весь Некрасов» не вызывают никаких возражений как названия пунктов плана.)
* Экспрессия — выразительность, сила выражения, проявления (каких-либо чувств, переживаний и т. д.).
Важно помнить, что план несет информацию о том, как построено ваше сочинение, конкретную информацию о содержании каждой его части. Сочинение должно «просматриваться» через план.
Теперь об очень распространенной ошибке при записи плана. Слова «вступление» и «заключение» вовсе не являются названиями пунктов плана. Рядом с ними надо обязательно писать «настоящее» название. План может выглядеть так:
Сочинение
Свет и тени натуры Обломова (По роману И. А. Гончарова «Обломов»)
План
I. Вступление. Обломов — сложный человек.
II. Основная часть. Положительные и отрицательные черты в характере героя романа И. А. Гончарова.
1. Тени натуры Обломова:
а) барин-ленивец;
б) раб самому себе;
в) Обломов и Захар.
2. Пустые мечтания.
3. Светлые стороны натуры Обломова:
а) доброта души;
б) любовь к детям;
в) любовь к Ольге.
4. Обломов — поэт в душе.
III. Заключение. Обломов — живой, реальный человек.
Мы видим, что слова «вступление», «основная часть», «заключение» названиями плана не являются, они, упрощенно говоря, обозначают этапы сочинения — начало, середину (главную часть), конец. Поэтому слова эти попросту... не нужно писать. Тогда тот же план будет выглядеть проще:
I. Обломов — сложный человек.
II. Положительные и отрицательные черты в характере героя романа И. А. Гончарова.
1. Тени натуры Обломова:
а) барин-ленивец;
б) раб самому себе;
в) Обломов и Захар.
2. Пустые мечтания.
3. Светлые стороны натуры Обломова:
а) доброта души;
б) любовь к детям;
в) любовь к Ольге.
4. Обломов — поэт в душе.
III. Обломов — живой, реальный человек.
Если план короткий и простой, римские цифры ставить не обязательно — они слишком громоздкие. Обратите внимание на знаки препинания в сложном плане — точка ставится только в последнем подпункте:
3. ... :
а) ... ;
б) ... ;
в) ... .
Пункт в сложном плане не может сопровождаться только одним подпунктом «а», рядом обязательно должен появиться подпункт «б». (Прямо как в русской пословице: «Сказал „а“, говори „б“».) Если материала в сочинении на второй подпункт нет, то и первый подпункт не нужен, — значит, данное название пункта плана не нуждается в раскрытии: план в этом случае должен быть простым.
В плане недопустимо употреблять местоимения, связывающие между собой названия пунктов плана. План — не текст, каждое название его обособлено от других, несет в себе в сжатом виде содержание целого абзаца (или ряда абзацев). Например, неправильно было бы в п. 3 (б) написать так: «Его любовь к детям».
Но главное — план должен соответствовать содержанию сочинения. Я советую вначале план лишь набросать, а окончательно доработать его тогда, когда сочинение уже будет закончено.
Многие учителя при оценке работы проверяют соответствие плана содержанию сочинения, но главное, чтобы это сделал автор сочинения при его создании. Обязательно проводите такое сопоставление сами — это избавит ваше сочинение от многих недостатков. А сейчас вам предлагается потренироваться в этом умении на сочинении другого автора.
Сочинение первое (фрагмент)
Свет и тени натуры обломова
(По роману И. А. Гончарова «Обломов»)
Знакомы ли вы с Обломовым? «Кто это такой?» — спросите вы. Обломов — герой одноименного романа И. А. Гончарова, человек самый обыкновенный, но в то же время удивительный, странный и сложный. Словом, чисто русская натура. Хотите, расскажу его историю?..
С первых же строк своего романа Гончаров знакомит нас с человеком «лет тридцати двух — глядя на которого, вы бы, наверное, сказали: „Добряк, должно быть, простота!" Но отнесемся к нему с терпением. Внимательно заглянем ему в глаза. Попытаемся разгадать его натуру. Перед нами Обломов, русский барин-ленивец, который под широким халатом прячет «голубиную нежность» души.
Вы говорите, что уже встречали таких праздных мечтателей?! Осуждаете его за это? Возможно, вы правы. Трудно отнестись к герою как-нибудь по-другому, если всю первую главу он проводит на диване, закутавшись в мягкий халат, если все время зевает и засыпает после плотного обеда. Гончаров не отрицает того, что его герой ленив, но разве это (к сожалению, правда?) не национальная русская черта? Приглядитесь к себе, разве у вас нет дома удобных тапочек, разве вы не любите отдохнуть на диване, полежать? Почти в каждом из нас есть черты Обломова, точнее, той русской лени, которая сочетается с кипящей деятельностью. Лень эта говорит о старорусском воспитании Обломова. Вы, я думаю, понимаете, что воспитание формирует натуру человека, закладывает в молодую душу те основы, которые у Обломова выражаются неторопливостью, изнеженностью, любовью к комфорту. Это истинное барство.
Представьте себе русского барина: почти всегда это человек солидный, спокойный, о чем-то думающий, но не высказывающий своих мыслей, вся фигура которого говорит о его неповоротливости и медлительности, о размеренности его жизни, о неторопливом ее течении. Почему не Обломов?! Он живет по собственному усмотрению, ни от кого не зависит. Но в то же время его угнетает такая ленивая жизнь. Он раб самому себе.
Вы спрашиваете, как может быть рабом человек, имеющий Обломовку и «триста Захаров»?! А вот так: он словно моллюск в своей раковине, как в крепости, как в тюрьме. Обломов из-за лени ничего не имеет в своей жизни, хотя понимает отрицательное влияние этой лени. Переезд с квартиры просто разрывает его сердце. Ему не хочется покидать свой укромный уголок, ставший для него убежищем от суеты, светских приемов, балов, гуляний. Обломов говорит, что там, где он живет, «и магазины, и театр, и знакомые... центр города... все». Но он не знает, зачем ему это «все» нужно? Сама эта мысль угнетает его. Поэтому он никогда и не задумывается над этим. Точно так же он живет и на Выборгской стороне, в тихом доме Пшеницыной, не думая уж о красотах и приволье Обломовки.
Ему трудно что-либо начать, куда-нибудь поехать — словом, изменить привычный ход своей жизни. Это, конечно, барская прихоть, но также тяжелый камень, мешающий жить свободно, угнетающий человека однообразием.
Я говорю, что Обломов — раб самому себе, но посмотрим на его слугу. Разве барин не является рабом своего Захара?! Вы удивляетесь? Но приглядитесь: Обломов не может заставить Захара прибрать в комнате, найти, например, письмо, не может запретить ему воровать или же сплетничать. А Захар? Он обращается с Обломовым как с равным, спорит, упрекает его. Вы спрашиваете, как барин может оказаться на месте слуги, а слуга занять место господина?! Конечно, у Обломова и Захара этого нет, но они так привыкли друг к другу, что уже не могут жить врозь. Для Захара нет других господ, неслучайно после смерти Обломова он скитается и бродяжничает, а Обломов не может сменить слугу, он привык к нему так же, как и к квартире, в которой живет, как и к заплатанному халату, к своему ровному образу жизни...
Вы недовольны?! Вам надоел мой рассказ?! Вам не нравится, что наш герой только лежит, боясь всяческих перемен?! Нет, что вы, лежание у Обломова совмещалось с мечтанием и загадыванием на будущее разных планов, которые никто никогда не исполнит. Это тоже одна из черт русской натуры. Излюбленная мысль Обломова — это устройство его деревни: «его занимала постройка деревенского дома; он с удовольствием остановился несколько минут на расположении комнат; подумал и о том, куда будет обращен окнами его кабинет; даже вспомнил о мебели и коврах...». Но его мечты были несбыточны, то есть они, конечно, могли воплотиться в реальность, но для этого надо было ездить, чего-то добиваться, трудиться, следить за воплощением этой мечты в жизнь, а это для Обломова невыполнимо. У этого человека всегда мечты и реальность шли разными дорогами. И целью жизни Обломова было нечто другое: не устройство деревни, не женитьба, он и сам не знал — что. Если бы это было ему известно, он бросил бы свой диван, начал бурную деятельность, забыл бы про праздность и лень, но он уже не был бы Обломовым.
(С. Емельянова, 10-й класс)
Это фрагмент первого из «настоящих» сочинений, которые предлагаются на суд читателя в нашей книге. Автор сочинения живет и учится в Санкт-Петербурге. Вы нашли в работе недостатки? Ну конечно, ведь это всего лишь школьное сочинение, то есть ученическая работа. Открою секрет: автор ее очень взыскателен к себе и знает свои недостатки, среди них — способность иногда излишне увлекаться какой-либо идеей. Характер пишущего всегда (иногда помимо его воли) приоткрывается в сочинении. Поэтому представленные здесь работы будут, что называется, «живыми». Надеюсь, что это или возможность сопоставить труд других с собственным творчеством (а работа над сочинением — это творчество, именно поэтому она порой так мучительно трудна), а может, желание найти у других ошибки и недостатки сделают эту небольшую книжку для вас интересной.