Сочинения по русской литературе XX в - Е. П. Афанасьева, А. Бегаева, А. Г. Лухминская, А. С. Мискив, Г. А. Огурцова, С. Н. Сисикина, С. Шамхалова, Е. В. Шарохина, А. А. Янсюкевич 2009


Сюжет и композиция комедии В. В. Маяковского «Клоп»

На протяжении всей творческой жизни Маяковский обращался к такому жанру, как сатира. В последнее пятилетие своей поэтической деятельности автор создал ряд классических произведений сатирического характера. Среди их большого числа необходимо выделить пьесу «Клоп». Она была написана осенью 1928 г. Это своеобразная театральная вариация основной темы стихов и поэм, плакатов и агиток Маяковского — «тема борьбы с мещанством».

Вообще сатира Маяковского второй половины двадцатых годов отличается мастерством типизации, совокупностью лирических и эпических приемов, заострения образа. Всеми этими свойствами наделена и комедия «Клоп». Жанр произведения необходимо уточнить — это феерическая комедия, состоящая из десяти картин. Эпитет «феерическая» заставляет добавить к характеристике жанра элемент театральности, циркового представления, сказочного содержания. Действительно ли все, что происходит в пьесе, сказочно и неправдоподобно? В какой-то мере это так. Нереален момент размораживания и переселения человек в другую эпоху. На этом, видимо, вся ирреальность происходящего и заканчивается. С самого начала повествования нас окружают вполне реальные предметы и люди (пуговичный разносчик, разносчица яблок и т. д.). Все повествование пьесы можно разделить на две части — настоящее (первая — четвертая), будущее (пятая — девятая главы).

В первых картинах мы знакомимся с жизнью героев до пожара, в последующих — с жизнью людей по прошествии определенного времени. Главное внимание Маяковского обращено на две фигуры: Присыпкина и Олега Баяна. Эти образы можно отнести к выдающимся достижениям советской сатиры.

Кто такие эти герои? Присыпкин — бывший рабочий, «с треском» «оторвавшийся от своего класса». Он становится перебежчиком, предателем. Образом этого героя поэт учит, как распознавать мелкую душу мещанина даже тогда, когда тот объявляет себя противником мещанства. В то же время драматург говорит, что Присыпкин, пожалуй, опаснее мещан старой формации: понимая свою чужеродность новым условиям, последние не могут действовать так уверенно, как ведет себя этот перерожденец.

Чувство классового достоинства, свойственное передовым рабочим, у него выродилось в тупое чванство, сознание своих прав выродилось в рвачество. То, чего мещанин старой формации достигает крадучись, извиваясь, этот норовит взять нахрапом.

Маяковский осмеивает присыпкинщину, таким образом он ставит вопрос о подлинной и фальшивой культуре, а также о том, что можно и чего нельзя переносить в быт молодого советского общества из старого мира.

Немаловажным образом для Маяковского в пьесе стал образ Олега Баяна. Мелкий бес мещанства Олег Баян — «идеолог» старого мира, обреченного на гибель, но цепляющегося за соломинку. Двусмысленное балагурство Баяна выдает в нем человека, ненавидящего новый строй жизни, но вынужденного к нему приспосабливаться.

Казалось бы незамысловатый сюжет позволяет Маяковскому в который раз подвергнуть жестокому сатирическому обличению бюрократизм и мещанство. Перерожденец Присыпкин живет типичной для того времени жизнью бывшего рабочего и партийца, бросает любимую, чтобы стать зятем разбогатевшего нэпмана Ренессанса. Случается пожар, во время которого его тело, по словам одного из пожарных, «сгорело по мелочам». Во второй части комедии действие переносится в 1979 г. Такой перенос поэт использует как средство сатирического разоблачения зла. В новое время жители уже новой страны решают разморозить тела Присыпкина, который, воскресши, приобретает новое имя — Пьер Скрипкин. Но оказалось, между размороженным человеком («обывателиус вульгарис») и найденным с ним рядом клопом («клопус нормалис») нет никакой разницы. Место такого «обывателя» — в клетке. В пьесе мы не встретим ни одного персонажа, который можно было бы назвать положительным героем. Типизируя в «Клопе» «факты обывательской мрази века и сегодняшнего дня», драматург строит конфликт не на столкновении характеров, а на противопоставлении различных социальных тенденций. Резко очерченным образом Присыпкина, Баяна, мадам Ренессанс противостоит коллектив молодежи рабочих, не наделенный, однако, столь же очерченными характерами. Для Маяковского не был ничем пугающим тот факт, что его произведение — без положительных героев, наполнено исключительно отрицательными. Он говорил: «Комедия — не универсальный порошок, клеит и Венеру и ночной горшок».

Хотя столь резкое утверждение может быть подвергнуто сомнению. Маяковский считал, что наилучшим способом разоблачения зла может стать смех. Поэтому мы имеем право предположить, что обличительный смех — единственно положительный герой пьесы «Клоп».

Мы приходим к выводу, что произведение имеет незамысловатый сюжет и композицию. Оно способно решать такие важные задачи, как разоблачение бюрократизма и «ожиревшего» мещанства.