Сочинения по русской литературе XX в - Е. П. Афанасьева, А. Бегаева, А. Г. Лухминская, А. С. Мискив, Г. А. Огурцова, С. Н. Сисикина, С. Шамхалова, Е. В. Шарохина, А. А. Янсюкевич 2009
Гротеск в драматургии Маяковского
Маяковского считают мастером сатирических произведений. По его собственному мнению, наилучшим способом разоблачения зла в условиях борьбы за социализм является обличительный смех в сочетании с утверждением положительных явлений, составляющих основу жизни людей. В пьесах «Клоп» и «Баня» Маяковский активно использует проверенный способ — смех.
Но смех бывает двух видов — смех ради смеха и поучающий смех, заставляющий пересмотреть свои принципы и взгляды на жизнь. Чтобы вызвать смех, многие писатели и поэты используют различные тропы. Основным можно считать гротеск — изображение чего-либо в фантастическом, урордливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях.
В пьесах Маяковского мы встречаем контраст и преувеличения повсюду. Поскольку этот жанр драматического рода, гротеск этот реализуется в речи персонажей. Ярко видно это на примере одного из главнейших образов драмы — Присыпкина — уже в самом начале повествования. Необходимо представить себе образ героя и соответствующая этому образу его речь. Итак, нынешний социальный статус Присыпкина — жених. Уже это — противоречие, вызывающее по крайней мере улыбку. Ведь на социальной лестнице не принято выделять такой ранг, как жених. Но Маяковский делает так преднамеренно. Ведь теперешний статус жениха дочери нэпмана (на современном языке это можно назвать бизнесменом) предвещает герою изменение и его социального статуса.
Смех вызывает поведение и речь этого человека уже в первой картине. Присыпкин — представитель победившего класса рабочих, и он имеет право «сметать на своем пути, как лава». У него своя позиция, якобы высокие цели и устремления (он не интересуется элементами мещанского быта — канарейками, у него — «Крупные запросы — он зеркальным шкафом» интересуется), которыми он кичится, повторяя: «В нашей красной семье не должно быть никакого мещанского быта. Во! Захватите, Розалия Павловна!»
На словах он против мещанского быта, а делами как раз создает его, захватывая с собой разные игрушки, селедку.
Вот оно — явное противоречие между словом и делом, создающее уродливо-комическое. Гротесковое изображение действительности.
Если же обратиться к другой пьесе Маяковского — «Бане», то там то же самое. Все «события» и люди выписаны комическими красками, вызывающими смех, призванный обличить пороки мещанства. В этом плане оказывается образ одного из героев «Бани» — Чудакова. В нем обобщены и опоэтизированы лучшие черты передового рабочего класса, его творческий ум и неиссякаемая энергия. Создавая этот образ, Маяковский свободно и часто использует преувеличения, гротеск, причем автор преувеличивает не только отрицательные, но и положительные явления и качества героя… Образ изобретателя укрупняется уже хотя бы тем, что поэт заставляет его изобрести не какое-нибудь приспособление к станку, а невиданную фантастическую машину. Он говорит: «Моя идея грандиознее. «Волга» человечьего времени, в которую нас, как бревна в сплав, бросало наше рождение, бросало барахтаться и плыть по течению, — эта «Волга», отныне подчиняется нам. Я заставлю время стоять и мчать в любом направлении и с любой скоростью. Люди смогут вылазить из дней, как пассажиры из трамваев и автобусов».
Но, конечно же, больший поток обличительного смеха направлен на лагерь противоположный. К этому лагерю относится Победоносиков — представитель и участник страшнейшего явления — бюрократизма. Его бытовая речь насыщена возвышенными терминами строительства социализма. Совмещение таких слов с обычными создает гротесковый, комический эффект. Смех вызывают поручения Победоносикова: «Но, конечно, в согласии с требованием РКИ об удешевлении, предложу вам в срочном порядке выпрямить у стульев и диванов ножки, убрать золото, покрасить под мореный дуб и разбросать там и сям советский герб на спинках и прочих выдающихся местах». За такое решение Победоносикова, Бельведонский предлагает: «Товарищ Победоносиков, разрешите мне предложить ваш портрет и запечатлеть вас как новатора-администратора, а также распределителя предметов».
Все это смешно до тех пор, пока не задумаешься над тем, как ужасно это явление, называемое бюрократизмом. Фактически никто ничем не занимается, выдумываются ненужные должности, зато создается впечатление постоянной работы.
Если нас посещают такие мысли, то можно смело сказать, что главная задача творчества Маяковского (высмеивание, обличение мещанства и бюрократизма) достигнута.