Сочинения по русской литературе XX в - Е. П. Афанасьева, А. Бегаева, А. Г. Лухминская, А. С. Мискив, Г. А. Огурцова, С. Н. Сисикина, С. Шамхалова, Е. В. Шарохина, А. А. Янсюкевич 2009


Система образов драмы «Баня»

Пьеса «Баня» — одно из классических произведений сатирического характера В. В. Маяковского, написанных в последнее пятилетие его поэтической деятельности. Во многом это произведение близко написанному несколько ранее «Клопу». Маяковский считал, что наилучшим способом разоблачения зла в условиях борьбы за социализм является обличительный смех в сочетании с утверждением положительных явлений составляющих основу жизни народных масс. «Баня», как и «Клоп», — сатирическая комедия. Но в «Клопе» не было и намека на положительного героя. В «Бане» же отмечается более тщательная разработка положительного, жизнеутверждающего начала. По поводу этой пьесы Маяковский сказал, что в эпоху пятилетнего строительства необходимо «дать не только критикующую вещь, но и бодрый, восторженный отчет, как строит социализм рабочий класс».

Как и положено, в этой драме есть конфликт. Здесь он основан на столкновении двух социальных тенденций. Двум бьющимся силам соответствуют два необычайных по своей смелости образа: фантастический образ машины времени и некоего столь же фантастического учреждения — Главного управления по согласованию.

Образ машины времени в пьесе Маяковского ярко передает характерные приметы эпохи пятилетки: борьбу за темпы, за овладение техникой. Маяковский говорил, что пятилетка в четыре года — это и есть своего рода машина времени. Содержание этого образа отличается большой емкостью. Он — олицетворение пафоса творческого дерзания красоты открытий как непременного условия победы нового. «Фантастичность» этого образа передает романтику невиданного, небывалого, утверждающегося в жизни. В это время фантастическое учреждение — Главное управление по согласованию — олицетворяет все косное, враждебное движению вперед, что таит в себе бюрократизм.

Всех персонажей «Бани» можно разделить на два резко противоположных лагеря, находящихся во взаимной борьбе. Одновременно это борьба не только социальных сил, но и характеров.

Идейный замысел драматурга — показать бюрократизм как явление, несовместимое со строительством коммунистического общества. Это подтверждает и распределение по противоположным сторонам, например, на стороне Чудакова и его друзей оказывается посланница коммунистического общества, а на стороне Победоносикова — Понт Кич, представитель капиталистического мира.

В образе Чудакова обобщены и опоэтизированы лучшие черты передового советского рабочего. Его творческий ум и неиссякаемая энергия. Создавая дорогой поэту образ, он свободно пользуется преувеличением, отстаивая право на укрупнение не только отрицательных, но и положительных явлений. Укрупнение этого образа происходит, например, за счет того, что поэт заставляет Чудакова изобрести не просто какое-нибудь приспособление к станку, а невиданную фантастическую машину. Чудаков — человек дерзкой фантазии, имеющей в основе своей мысль о реальном благе человечества. Он весь во власти мечты о подчинении человеку всех сил природы. Велосипедкин же играет наиболее активную роль в развитии конфликта пьесы. Это образ, овеянный большой поэтичностью и отличающийся вместе с этим исторической конкретностью. В нем олицетворена вдохновляющая и организующая роль партии, возглавившей массы в борьбе за социализм. Основные черты образа Велосипедкина — инициативность, энтузиазм, устремленность в завтрашний день. Этот характер раскрывается в активной борьбе.

Именно в Велосипедкине, Чудакове Маяковский находит черты будущих людей, людей нового общества.

Поэт устами фосфорической женщины говорит: «Будущее примет всех, у кого найдется хотя бы одна черта, роднящая с коллективом коммуны, — радость работать, жажда жертвовать, неутолимость изобретать, выгода отдавать, гордость человечностью».

Таким образом решается в «Бане» проблема положительного героя.

Центральным сатирическим персонажем пьесы является Победоносиков. Именно с этим образом связаны все драматические ситуации.

На вопрос, почему пьеса названа драмой, Маяковский сказал: «… разве мало бюрократов и разве это не драма нашего Союза?» То есть главный драматический конфликт имеет политический характер. Но «драма нашего Союза» раскрывается перед нами как драма простых хороших людей, страдающих от победоносиковщины и в общественной, и в личной жизни. Определенно в пьесе развиваются комедийно-сатирические традиции Салтыков-Щедрина, особенно Гоголя.

В ней легко обнаружить прямую перекличку с комедией «Ревизор». Сама тема «бани», очистки, «ревизии» отдаленно напоминает тему «Ревизора». Но Гоголь, с гениальной силой показавший преступный мир Сквозник-Дмухановских, сознательно отказался противопоставить этому миру что-либо положительное: в центре пьесы поставлено существо, не менее ничтожное, чес все другие персонажи; т. е. это означало невозможность в пределах господствовавшей в ту эпоху системы навести порядок в стране. Маяковский же, начиная с первой сцены, говорит зрителю: вот она, могучая сила, способная перестроить весь мир, — это Чудаковы и Велоосипедкины; за ними — миллионы. И никакие Победоносиковы не в состоянии сдержать их могучего творческого порыва. Образ Фосфорической женщины, присланной отобрать лучших для полета в будущее, также выполняет функцию «ревизора», олицетворяя тот критерий, с помощью которого советский народ непрерывно очищает себя от «грязных ракушек» прошлого. Таким образом, вся система образов пьесы «Баня» полностью осуществляет цель, задачу Маяковского — обличение всего, что мешает строительству социализма.