Итоговое выпускное сочинение - Е. В. Амелина 2018
Смелость и трусость
Героизм зачастую заключается в том, чтобы, не теряя головы, выполнить свое дело, вместо того чтобы бежать и получить пулю в спину
Героизм — это готовность человека к подвигу, самопожертвованию, это воинская доблесть, смелость, мужество. Зачастую это явление не требует какого-либо внешнего обрамления. Р. Хайнлайн заметил, что «героизм зачастую заключается в том, чтобы, не теряя головы, выполнить свое дело, вместо того чтобы бежать и получить пулю в спину». Размышления об этом часто встречаются в художественной литературе, например, в повести В. Кондратьева «Сашка».
В центре повествования у В. Кондратьева — образ молодого бойца, простого русского парня Сашки. Воюет он всего два месяца, но уже успел привыкнуть ко всему происходящему, к пулеметным очередям, взрывам: «оттерпелся и понял, что не похожа война на то, что представлялось им...». Думает герой о простом, насущном, солдатском: «С хлебцем плохо. Навару никакого. Полкотелка жидкой пшенки на двоих — и будь здоров. Распутица!» Все внимание писателя обращено в повести не на героические поступки и подвиги, а на солдатский быт. Следуя традиции Л. Н. Толстого, Кондратьев изображает войну как тяжелую, повседневную
работу, как ремесло, которым еще нужно овладеть. В повести писатель выразил то, что можно назвать «глубочайшим... трагическим прозаизмом войны» (И. Дедков).
В этой суровой повседневной работе раскрывается характер Сашки, его внутренний мир. Мы видим храброго, надежного парня, простодушного, справедливого, совестливого. Вот он добывает валенки для ротного. Потом берет в плен немца. Эпизод этот ярко характеризует героя. В душе Сашки нет ненависти к этому человеку. «Был он вроде бы Сашкин одногодок, лет двадцати — двадцати двух. Курносый и веснушчатый, на вид прямо русский». «И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет — доведет до штаба живым, захочет — хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало... И немец, конечно, понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться». Комбат приказывает Сашке расстрелять пленного. Однако тот не может выполнить этот приказ, «пленных у нас не расстреливают», не может он «беззащитного убивать». Комбат впоследствии отменяет свой приказ.
Ярко характеризует героя и его поведение после ранения. Раненный в руку, Сашка все же вернулся в роту, чтобы оставить оружие и попрощаться с товарищами. По дороге в госпиталь он замечает раненого. И возвращается за ним в лес, потому что дал слово «умирающему». Тем самым Сашка спасает человеку жизнь.
Целую гамму чувств переживает герой в медсанбате. Это радость от встречи с Зиной, негодование по отношению к старшему лейтенанту, обида по поводу штабной вечеринки. Сашка прощает Зину и ее измену. «Неосудима Зина. Просто война... И нету у него зла на нее». Здесь мы видим нравственную зрелость героя, он смог приподняться над своими чувствами, поступил как настоящий мужчина.
В финале Сашка выручает лейтенанта Володю, метнувшего тарелку в старшего офицера. Герой берет его вину на себя, понимая, что рядовому легче ответить за это, нежели офицеру.
В образе Сашки писатель открывает нам прекрасный русский характер, характер, сформированный временем и воплотивший черты своего поколения. Герой Кондратьева — человек с обостренным нравственным чувством, с твердыми убеждениями. Замечательно сказал об этой повести К. Симонов в предисловии к одному из ее изданий: «История Сашки — это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самой трудной должности — солдатской».
Другое произведение о людях, честно выполняющих свою работу, — повесть В. Пановой «Спутники», написанная в 1946 году. Однажды В. Панова получила от писательской организации Перми задание помочь коллективу военно-санитарного поезда № 312 поделиться опытом своей работы. «Невдомек было мне, когда я с крохотным моим че- монданчиком входила в штабной вагон, какую роль в моей судьбе сыграет этот поезд, вернее, люди, к которым я иду. Эти люди жили на колесах уже почти три с половиной года: с первых дней войны собрались они в этом поезде и с честью, непорочно несли свою благородную службу...»1.
1 Овчаренко А. Большая литература. — М., 1985.
Повесть «Спутники» принесла автору общенародную славу, она была удостоена Сталинской премии, высшей литературной награды той поры. Критики отмечали скромность, непритязательность авторского повествования. В центре внимания автора и читателей — санитарный поезд; война где-то далеко, хотя иногда снаряды попадают в вагон. Это рассказ об обыкновенных людях, врачах, санитарках, честно выполняющих свою работу, вывозящих раненых в тыл. В повести они не бросаются с гранатой на вражеские дзоты, не идут в атаку, не вырываются из немецкого окружения. Тем не менее это произведение взволновало всю страну. Писатель рассказала нам о людях, которых жизнь свела в трудное военное время, они, такие разные, стали единомышленниками, соучастниками единого дела, спутниками. И название произведения несет в себе глубокий, потаенный смысл. «Спутникам предстоит проделать общий путь, длительность которого неизвестна никому. За это время можно успеть полюбить и возненавидеть друг друга. Потому что жизнь все равно продолжается», — писали исследователи1.
1 Федута А. Каждый день, как в мирное время... //Панова В. Спутники. — М., 2015.
Критики писали, что «“Спутники” — это совокупность маленьких трагедий повседневности. И дело даже не в войне — этой огромной всеобщей трагедии, перед которой отступают трагедии частные, индивидуальные. Просто сама по себе человеческая жизнь трагична. Ничего не поделаешь — счастье и радость недолговечны, а боль редко проходит. И вместе с начальником поезда доктором Беловым мы переживаем известие о гибели в Ленинграде от бомбардировки его жены и дочери; вместе с комиссаром Даниловым — встречу с первой возлюбленной, которой в поезде ампутируют ногу; вместе с Юлией Дмитриевной — любовь и разочарование в докторе Супругове. <...>
И страдания душевные здесь, в санитарном поезде, оказывается, переживаются сильнее, чем страдания физические. Раненый Глушков, потерявший ногу, страдает как раз оттого, что остался жив. Боль в ампутированной ноге сменяется болью от постоянных переживаний. И другой раненый, наполовину парализованный Крамин, говорит ему: «Ты шел умирать. Ты остался жив. Считай, что ты родился второй раз. Судьба сделала тебе такой подарок. Учись жить»1.
1 Федута А. Каждый день, как в мирное время... // Панова В. Спутники. — М., 2015.
И учиться жить заново приходится каждому из героев. Но есть то, что их всех объединяет. Они умеют неутомимо и самозабвенно работать, труд в санитарном поезде является их душой, их жизнью. Именно это качество позволяет комиссару Данилову сплотить этих людей в крепкий, надежный коллектив.
Мы не знаем, как сложатся судьбы героев: как будут жить Лена Огородникова и Юлия Дмитриевна, найдет ли Белов своего потерявшегося в войну сына Игоря, вернется ли на завод машинист Кравцов. Однако мы уже успели полюбить этих героев, и нам хочется, чтобы жизнь их сложилась хорошо и счастливо, потому что герои В. Пановой достойно ведут себя в любой жизненной ситуации, обнаруживая силу духа, стойкость и любовь к своему делу. Всем этим повесть неизменно привлекает внимание читателей.
Таким образом, истинный героизм скромен, немногословен, лишен пафоса и показного величия.