Итоговое выпускное сочинение - Е. В. Амелина 2018
Смелость и трусость
Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг
Мужество — это одна из главных добродетелей, необходимая человеку в жизни. Это нравственная сила человека, умение преодолевать опасность, страх, малодушие. Это качество ярко раскрывается в какой-либо экстремальной ситуации — в бою, во время стихийного бедствия, пожара. Мужество необходимо человеку и в повседневной жизни: здесь также возникают ситуации, в которых важно не проявить малодушие. Истинное мужество «немногоречиво», лишено пафоса, героического ореола. Размышления об этом мы встречаем в произведениях русской классической литературы, например, в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».
Писатель в своем романе не только осуждает казенный, официальный патриотизм, но и преодолевает парадное представление о подвиге. Изображая войну, писатель показывает не скачущих воинов с развернутыми знаменами, не парады, не блеск побед, а военные будни, рядовых солдат, их тяжелый, ежедневный труд. Герои Толстого — это простые воины-труженики.
Вспомним сцену Шенграбенского сражения и подвиг капитана Тимохина, увлекшего солдат в атаку в тот самый момент, когда «нравственное колебание, решающее участь сражений... разрешилось в пользу страха». «Тимохин с таким отчаянным видом бросился на французов и такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали». Другим героем Шенграбенского сражения является капитан Тушин, батарею которого дважды пытались атаковать французы.
Тему подлинного героизма иллюстрирует у Толстого и сцена на батарее Раевского, куда попадает Пьер Безухов во время Бородинского сражения. Пьера охватывает чувство ужаса, смертельного страха. Солдаты же кажутся ему лишенными этих чувств. Он поражен мужеством, твердостью, простотой этих людей, лишенных всего внешнего, наносного. Только теперь понял он «весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения». «Он понял ту скрытую... теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти». Накануне сражения солдаты надевали белые рубахи и отказывались от водки, а в самый разгар боя «светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей... молнии скрытого, разгорающегося огня». Настоящим подвигом мы можем считать и поведение Пьера Безухова во время французского плена, и участие князя Андрея в Бородинской битве.
Характерной манерой стиля Л. Н. Толстого является глубочайший психологизм. Он глубоко исследует чувства и эмоции человека на войне. Настоящим открытием для князя Андрея, мечтавшего о своем Тулоне, становится небо Аустерлица. Личные честолюбивые мечтания сталкиваются здесь с внезапным открытием окружающего мира как вечности. И Болконский пересматривает свое представление о героизме и понимание подвига. И таким изменениям подвержены взгляды и других героев. На войне приходится сталкиваться со смертью, а это очень больно и трудно для человека. И писатель изображает эти чувства в сцене убийства Петей Ростовым француза. С течением времени изменяется представление о войне и у Николая Ростова.
Подвигом в понимании Толстого является вся народная, партизанская война, которая велась русскими людьми против французов. Настоящими героями становятся у него и Тихон Щербатый, и старостиха Василиса, и купец Ферапонтов, сжигающий свои лавки при занятии французами Смоленска. Подвигом становится и поступок Ростовых, отдающих свои подводы раненым солдатам. Писатель замечает, что «скрытая теплота патриотизма» охватила людей самых разных социальных групп: солдат, крестьянство, дворянство, купечество. Русские люди покидают Москву, потому что не могут оставаться под управлением французов. Подвигом является и поведение Кутузова, полководца, кровно болеющего за победу русского народа.
Л. Н. Толстой в своем романе деромантизирует, в определенном смысле снижает понятие «подвига». Подвиг, в понимании писателя, — это следование человека своему долгу, верность Родине.
Таким образом, справедливы слова А. Бестужева о том, что истинное мужество само геройство считает «за долг, а не за подвиг».