Итоговое выпускное сочинение - Е. В. Амелина 2018
Верность и измена
Хранить верность это достоинство, познать верность это честь
Верность — это стойкость и неизменность чувств человека, следование голосу совести, велению своего долга. Умение сохранить верность в любви, дружбе, браке — это несомненное достоинство человека. Познать же верность — это честь, которую оказывают людям. И они должны быть достойны этой чести.
Размышления о верности и чувстве долга часто встречаются в произведениях русской классической литературы. Мотив верности семье звучит в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Герой Пушкина совершает в романе трагическую ошибку, «о которой впоследствии будет горько сожалеть. При всей своей проницательности он не смог оценить истинный масштаб личности Татьяны, не увидел, что перед ним редкостная, «гениальная натура»... Он не ощутил... сколь глубоким, сильным и трагическим было чувство Татьяны... не почувствовал, что безответная страсть поставит героиню на край гибели... Главное же — он не угадал,, что любовь Татьяны — это дар судьбы, редкое счастье, ради которого стоило попытаться изменить свой образ жизни, привычки, планы на будущее»1. Онегин не смог разгадать натуру Татьяны, увидев в ней лишь мечтательную провинциальную барышню.
1 Гуревич А. М. Сюжет «Евгения Онегина»: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. — М., 2001.
Потребовалось время, нравственные испытания (убийство друга) и осознание собственной неправоты для того, чтобы герой смог обрести возможность подлинной, живой жизни, стать ее полноправным участником, а не зрителем. Встретив Татьяну, ставшую равнодушною княгиней, «законодательницей зал», в Петербурге, Онегин поражается своему впечатлению, тому, что шевельнулось в его душе:
Он оставляет раут тесный,
Домой задумчив едет он:
Мечтой то грустной, то прелестной
Его встревожен поздний сон.
Он, быть может, впервые открывает в душе своей истинную любовь — не увлечение, не светский флирт, не пылкую влюбленность юнца, но чувство зрелого мужчины, уже ничего не ждавшего от жизни. Онегин поражен не только силой и очарованием внезапного чувства — он поражен свойствами собственной души, своей жаждой любви и счастья. Это чувство для героя — дважды откровение. Именно поэтому Онегин так упрям, «отстать не хочет», «за нею гонится как тень». Горечь и неподдельная искренность звучат в каждой строчке его письма Татьяне:
Я знаю: век уж мой измерен;
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днем увижусь я.
Однако в поведении героя не только чувство трагической безысходности, определяющее ценность его любви. Исследователи отмечали, что досада и суетность имели место в этой скоропалительной страсти. Духовное обновление пробудило само- осознание чувств Онегина, не изменив, однако, сущности его натуры. В основе его поступков — все тот же эгоизм. Как точно замечает М. Лазукова, чувства Онегина оборачиваются «эгоцентризмом, неуважением к личности другого, к воле другого, неуважением к “теперь”», «приятие мира Онегиным — приятие для себя»1. Однако теперь ситуация изменилась: Татьяна замужем, и узы брака для нее святы. Любовь Онегина, его преследования, письма — все это оскорбляет ее, вызывает в душе ее гнев, недоумение: она не слишком верит в искренность Евгения. В финале романа она преподносит Онегину свой «урок»:
...колкость вашей брани,
Холодный, строгий разговор,
Когда б в моей лишь было власти,
Я предпочла б обидной страсти
И этим письмам, и слезам...
1 Лазукова М. Время в «Евгении Онегине» // Литература в школе. 1974. N° 2
Чистота и цельность натуры Татьяны несовместимы с ложью и обманом. Она по-прежнему любит Онегина, однако теперь счастье героев невозможно:
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана,
Я буду век ему верна...
В этом выборе героини сказалось очень многое. Это и цельность ее натуры, не допускающая лжи; и четкость нравственных представлений, исключающих саму возможность причинить горе невинному человеку (мужу), легкомысленно опозорить его; и книжно-романтические идеалы; и вера в Промысел Божий, подразумевающая христианское смирение; и законы народной морали с ее однозначностью решений; и неосознанное повторение судьбы своей матери и няни.
Достоевский считал, что Онегин теперь любит в Татьяне «только свою новую фантазию»1. «Любит фантазию, да ведь он и сам фантазия. Ведь если она пойдет за ним, то он завтра же разочаруется и взглянет на свое увлечение насмешливо. У него нет никакой почвы, это былинка, носимая ветром. Не такова она /Татьяна/ вовсе: у ней и в отчаянии, и в страдальческом сознании, что погибла ее жизнь, все-таки есть нечто твердое и незыблемое, на что опирается ее душа. Это ее воспоминания детства, воспоминания родины, деревенской глуши, в которой началась ее смиренная, чистая жизнь...» — замечает писатель2.
1 Достоевский Ф. М. Пушкин. — www.az.lib.ru
2 Там же.
Таким образом, умение сохранить верность в браке, в семье — это несомненное достоинство человека, во многом определяющее его судьбу, жизнь, возможность обретения счастья.