Итоговое выпускное сочинение - Е. В. Амелина 2018
Верность и измена
Верная любовь помогает переносить все тяготы
Верность в любви — великое благо для человека. Однако это и испытание, возложенное на нас судьбой, своеобразный экзамен на нравственную прочность, духовную состоятельность. О верной, настоящей любви писали поэты и прозаики. Этот мотив развивается в сюжете романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!» — так открывается у Булгакова глава о Маргарите. В романе звучит тема настоящей, глубокой любви на фоне пошлой, мещанской жизни. Значим мотив самопожертвования, разделения участи любимого. Маргарита, полюбив Мастера, прощается со своей прошлой жизнью, жертвует благополучием, своим положением, комфортом. Она поддерживает Мастера в минуты отчаяния. Ради своего любимого идет на сделку с Воландом, соглашаясь быть царицей бала сатаны.
Маргарита предстает в романе уникальной героиней. Имя ее связано с фаустианской традицией, образ ее воплощает собой «абсолютную любовь, идеал, стоящий выше всего: даже выше христианского идеала спасения души (во имя любви к Мастеру героиня заключает договор с дьяволом...)»1. С этой героиней связаны демонические мотивы в романе (бал сатаны, колдовской эликсир и др.), истоки которых — в романтизме. Образ Маргариты неразрывно связан в романе с образом Мастера. Она, в отличие от Мастера, берет на себя активную роль и пытается бороться с жизненными обстоятельствами. Но страдания ожесточили ее. Энергия Маргариты становится разрушительной: полученную способность летать и быть невидимой она использует для того, чтобы отомстить. Исследователи отмечали, что большая, всепоглощающая любовь к Мастеру совмещается в ее душе с ожесточением против всего мира. И в этом двойственность, противоречивость характера героини.
1 Лион П. Э., Лохова Н. М. Литература: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: учебное пособие. — М., 2000.
Маргарита навсегда остается с Мастером, она посвящает ему жизнь, становится его Музой. В финале эти герои удостоены «покоя», они обретают свой вечный дом.
Тема верной, настоящей любви раскрывается и в поэзии. Так, одним из самых знаменитых стихотворений стало послание К. Симонова «Жди меня», написанное в годы Великой Отечественной войны.
Стихотворение «Жди меня, и я вернусь...» было написано в 1941 году. Оно посвящено любимой женщине поэта — актрисе Валентине Серовой. Интересно, что сам автор не собирался печатать это стихотворение: оно казалось ему слишком камерным, интимным, лишенным гражданского содержания. «Я считал, что эти стихи — мое личное дело, — рассказывал затем К. Симонов. — Но потом, несколько месяцев спустя, когда мне пришлось быть на далеком севере и когда метели и непогода иногда заставляли просиживать сутками где-нибудь в землянке или в занесенном снегом бревенчатом домике, в эти часы, чтобы скоротать время, мне пришлось самым разным людям читать стихи. И самые разные люди десятки раз при свете керосиновой коптилки или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворение «Жди меня», которое, как мне раньше казалось, я написал только для одного человека. Именно этот факт, что люди переписывали это стихотворение, что оно доходило до их сердца, — и заставил меня через полгода напечатать его в газете»1.
1 Каплан И. О всепобеждающей силе любви. Стихотворение Константина Симонова «Жди меня, и я вернусь...». — www.lit.lseptember.ru
Однако история стихотворения на этом не заканчивается. Оно не было принято в «Красной звезде», и Симонов воспринял это как должное. Редактора «Правды» П. Н. Поспелова поэт счел нужным заранее предупредить о том, что «это стихи не для газеты»2. Однако в 1942 году оно было опубликовано в газете «Правда». Позже стихотворение вошло в лирический цикл «С тобой и без тебя».
2 Там же.
Стихотворение было очень популярно в годы Великой Отечественной войны. Как только оно появилось в «Правде», его сразу же переписали в свои блокноты тысячи бойцов. Тысячи солдат в своих письмах домой говорили о самом главном, чем они жили, о чем думали.
Однако многим критикам цикл «С тобой и без тебя» не понравился. В качестве аргументов высказывались мысли о том, что в стихотворениях поэта «идея революции неощутима», «где-то прогладывает культ войны, культ солдата», на ряде строчек «лежит печать явной спешки», слово «жди» «из настойчивого делается назойливым и перестает работать в смысловом отношении»1. Более того, ходил слух, что Сталин высказал мысль о том, что надо бы издать эти стихи в двух экземплярах — «один — ей, другой — автору»2.
1 Ичин К., Йованович М. «Лили Марлен» X. Лейпа и «Жди меня» К. Симонова: опыт сближения с первого взгляда несближаемого. — www.rastko.rs
2 Там же.
По своему жанру произведение представляет собой любовное послание, обращение к любимой «побудительно-заклинательного характера»3. Мы можем отнести его к интимной лирике. Также здесь присутствуют элементы, придающие произведению характер исповеди. Однако в стихотворении присутствуют также и гражданские мотивы — выполнение героем своего долга, его вера в победу.
3 Там же.
Стихотворение построено в виде монолога лирического героя, бойца, обращенного к любимой женщине. Монолог лирического героя носит здесь разговорный характер. Каждая строфа стихотворения имеет кольцевую композицию. Ключевые слова здесь — «жди меня». Каждая строфа начинается с этих строк (а в первой строфе они проходят рефреном), поэтому они звучат здесь как заклинание. А заканчиваются строфы той же просьбой, обращенной к любимой: «Жди, когда уж надоест Всем, кто вместе ждет», «Жди. И с ними заодно Выпить не спеши».
Исследователи отмечали характерные черты поэтического стиля К. Симонова. «Если говорить о таких его лучших стихах, как «Жди меня...», «Если дорог тебе твой дом...», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», то они строятся не как простая, обыденно-спокойная беседа с читателем. В каждом из них тема овладевает поэтом, как одно-единственное чувство, страсть, и эта тема-страсть определяет собой строй и звучание стиха. <...> Симоновский поэтический разговор отличает открытая прямота»1.
1 Паперный 3. Единое слово. — М., 1983.
Первая строфа — это рассказ о трудной жизни героини, любимой поэта. «Желтые дожди» наводят грусть, время кажется бесконечным, зиму сменяет лето, метель — жара. А между тем «других» уже не ждут, писем не приходит. Мы видим, сколько душевных сил, терпения, мужества и веры требует это умение ждать бойца с фронта.
Вторая строфа углубляет и развивает мотивы предыдущей. Она является кульминационной в развитии темы ожидания. Испытание разлукой могут не выдержать «друзья», родные — «сын и мать», выпивающие «на помин души». Но это испытание под силу любимой и любящей женщине. Она не должна верить в смерть любимого, должна выдержать все испытания. И ее любовь, вера способны творить чудеса. Здесь мы видим противопоставление веры, любви героини и безверия, забвения всех окружающих.
В третьей строфе ситуация ожидания заканчивается. Все напряжение, кульминационная точка второй строфы разрешается здесь в светлый аккорд:
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Здесь словно подводится итог этому ожиданию, этой способности героини:
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Эти строчки — апофеоз русской женщины, ее терпения, любви, ее душевных качеств. Любовь — великая сила, побеждающая смерть. Она способна сберечь воина в смертельном бою. Такова основная мысль этого произведения.
В стихотворении сочетаются трехстопный и четырехстопный хорей, рифмовка — перекрестная. По своим художественным средствам оно крайне скупо, но скупость речи оттеняется в нем глубиной чувств, однообразие ритма усилено проникновенностью одного всеохватывающего душевного состояния. Поэт использует различные средства художественной выразительности: анафору (каждая строфа), эпитет («желтые дожди», «горькое вино»), метафору («Ожиданием своим Ты спасла меня»), фразеологизм («всем смертям назло»).
Таким образом, верная любовь помогает человеку вынести все тяготы жизни, выжить в нечеловеческих условиях, сохранить в своей душе надежду