Обязательные понятия, произведения школьного курса - М. В. Ткачева 2018
СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Основные понятия
Народность — национальные черты в литературе, позволяющие почувствовать народный колорит, осознать народную идею.
Историзм — освоение и передача в литературном произведении духа того или иного временного периода, эпохи.
Литературная критика — одна из разновидностей литературного творчества. Литературная критика занимает промежуточное положение между собственно литературой и чтением. Литературный критик, прочитывая современное литературное произведение, может создать дополнительный сопутствующий текст, разъясняющий смысл этого произведения и дающий ему оценку (в частности, в области художественных достоинств и злободневности проблематики).
Художественный вымысел — то, что писатель «придумал», то есть создал, обратившись к своему воображению.
Фантастика — метод, позволяющий автору допустить невозможное, избавиться от границ реальности или расширить их.
Содержание и форма
Содержание — то, ЧТО отражено в произведении.
Форма — то, КАК выражено содержание.
Тема — явление жизни, которое изображается в литературном произведении.
Идея — основная мысль произведения; то, КАК автор относится к изображаемому явлению.
Проблематика — комплекс тех проблем (вопросов), которые поставлены автором в его произведении.
Авторская позиция — отношение автора к героям и событиям, происходящим в литературном произведении.
Литературные роды
Литературные роды — это объединения литературных текстов, сформированные по способу изображения и по формальному сходству.
Эпос — род литературы, предполагающий сюжетное повествование о происшедших событиях.
Лирика — род литературы, воссоздающий переживания, чувства, эмоции.
Лиро-эпика — литературный род, находящийся на пересечении эпоса и лирики и обладающий признаками двух этих родов одновременно. От эпоса лиро-эпика получила событийную фабулу, а от лирики — эмоциональную окрашенность и, как правило, стихотворную форму.
Драма — род литературы, ориентированный на сценическую постановку и не рассказывающий о событии, а показывающий его в действиях и речах персонажей.
Литературные жанры
Жанр — понятие, характеризующее разновидности произведений внутри литературных родов — эпоса, лирики и драмы.
Роман — самый распространённый жанр эпической литературы; большое по объёму и сложное по структуре произведение, изображающее всё многообразие событий человеческой жизни.
Повесть — прозаический жанр, средний по объёму между романом и рассказом. Обычно повествует о жизни главного героя. Побочные сюжетные линии отсутствуют.
Рассказ — малая форма художественной прозы. В рассказе, как правило, освещается одна проблема.
Очерк — одна из разновидностей рассказа; сочетает в себе признаки художественной и документальной прозы. В очерке описываются реальные события.
Сказ — художественное произведение, оформленное как повествование живым народным языком, подражание фольклору.
Притча — короткий иносказательный рассказ с назидательным выводом.
Поэма — большое стихотворное произведение, как правило повествовательного характера.
Ода — торжественное стихотворное произведение, посвящённое важному историческому событию или значительному лицу.
Сонет — поэтическая форма, каждая строфа которой состоит из 14 строк — двух четверостиший (катренов) на две рифмы и двух трёхстиший (терцинов) на две или три рифмы.
Баллада — сюжетное лиро-эпическое стихотворение. Лирическое стихотворение — стихотворное произведение, отражающее внутренний мир автора и передающее его переживания.
Песня — поэтический жанр, предполагающий музыкальное сопровождение.
Элегия — поэтический жанр, передающий печальные раздумья автора о жизни.
Послание (эпистола) — поэтический жанр, имеющий конкретного адресата.
Эпиграмма — краткое стихотворное произведение сатирического характера, направленное на конкретного человека. Комедия — драматический жанр, в котором события излагаются в смешном (возможно, сатирическом) ключе. Различают комедию положений (основана на смешных ситуациях) и комедию нравов (основана на высмеивании низменных человеческих качеств).
Трагедия — серьёзное драматическое произведение, в котором развитие событий приводит персонажей к катастрофе. Драма — драматическое произведение, которое отличается от трагедии бытовым сюжетом и возможностью благоприятного для персонажей исхода.
Автор и персонаж
Повествователь — персонаж, от имени которого излагается литературное произведение.
Образ автора — персонаж, символизирующий создателя литературного произведения; создаётся автором как автопортрет.
Персонаж — любое лицо, функционирующее в литературном произведении.
Лирический герой — условный образ, представляемый, как правило, от первого лица («я»); носитель переживаний и эмоций.
Характер — личность, отражённая в литературном произведении и наделённая рядом явных психологических черт.
Тип — персонаж литературного произведения, черты которого стали продуктом социальных явлений того периода; «дитя своего времени».
Система образов — все персонажи литературного произведения и их взаимодействие.
Изобразительно-выразительные средства языка
Троп — риторическая фигура, которая используется, чтобы усилить образность языка художественного произведения. Риторический вопрос — фигура речи, представляющая собой вопрос, не требующий ответа.
Афоризм — краткое меткое высказывание, бытующее в речи как устойчивое выражение.
Инверсия — нарушение порядка слов, принятого в обычной речи.
Анафора — единоначалие, повторение схожих звуков в начале поэтической строки или предложения. Аллитерация — повторение одинаковых или похожих согласных с целью ритмизации речи.
Ассонанс — повторение одинаковых или похожих гласных с целью гармонизации речи.
Эпитет — определение при слове, подчёркивающее те или иные его свойства.
Сравнение — художественный приём, основанный на сопоставлении различных явлений, лиц или предметов по признаку сходства.
Метафора — слово либо словосочетание, употребляемое в переносном значении.
Олицетворение — наделение неживого объекта признаками живого.
Метонимия — использование названия одного предмета в качестве характеристики другого (перенос по смежности). Гипербола — поэтическое преувеличение.
Аллегория — художественное представление отвлечённых идей в виде вещественных символов или людей.
Оксюморон — сочетание слов со взаимоисключающими значениями.
Литературные направления
Литературное направление — комплекс эстетико-духовных принципов, который реализовывался в творчестве многих писателей в определенный исторический период. У литературного направления есть философская основа (ЧТО писатели изображают в рамках данного направления) и эстетические приёмы (КАК именно освещаются характерные для литературного направления процессы).
Классицизм — литературное направление, имевшее значительное воспитательное значение: в его основе лежало представление о долге, равенстве и справедливости, уважение к идее государственности. Для художественных приёмов характерны строгие правила.
Сентиментализм — литературное направление, утверждавшее главенство чувства над разумом. Одно из открытий сентиментализма — чувство превыше сословий и в равной степени доступно и знати, и простолюдинам.
Романтизм — литературное направление, утверждающее ценность личности и, как правило, изображающее сильные характеры, борьбу личности против природы или против государства.
Реализм — литературное направление, правдиво изображающее действительность во всём её многообразии. Для реализма характерна типизация — изображение типичных явлений действительности в индивидуальных характерах.
Модернизм — литературное направление, в рамках которого автор изображает не действительность, а восприятие этой действительности героем. Внутри русского модернизма принято выделять символизм, акмеизм и футуризм.
Символизм — нереалистическое модернистское направление, стремящееся изобразить нефизические сущности (идеи) с помощью символов.
Акмеизм — модернистское направление, противостоящее символизму и утверждавшее важность предметного мира, и точность каждого слова, описывающего его.
Футуризм — модернистское направление, ориентированное на новаторство в области формы.
Постмодернизм — литературное направление, основывающееся на игре с текстом. Реализуется путём цитирования литературных источников и культурных фактов.