Обязательные понятия, произведения школьного курса - М. В. Ткачева 2018


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА XVIII ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

ГАВРИИЛ РОМАНОВИЧ ДЕРЖАВИН (1743 — 1816) — поэт, автор ряда од, один из важнейших деятелей русского классицизма.

Стихотворения

  «Властителям и судиям»: гневная ода о несправедливости властей.

  «Ключ»: одно из первых русских стихотворений, воспевающих природу (ключ воды) как источник поэтического вдохновения.

  «Фелица»: Державин превозносит императрицу Екатерину II и утверждает, что она — идеальный правитель.

  «Русские девушки»: автор любуется танцующими русскими девушками, подчёркивая их красоту и превосходство над другими.

  «Снигирь»: ода на смерть русского полководца Александра Васильевича Суворова.

  «Памятник»: творчество поэта становится памятником ему, позволяет навсегда остаться в памяти людей.

  «Бог»: философская ода, которая отражает представления автора о мироздании (каждый человек таит в себе отражение Бога).

ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ (1783 — 1852) — поэт, автор баллад и стихотворений, продолжатель сентименталистской традиции и основоположник романтизма в русской литературе.

Стихотворения

  «Певец во стане русских воинов»: Жуковский изображает певца (то есть поэта) как вдохновителя воинов. Образец новой поэзии того времени.

  «Песня» («Минувших дней очарованье...»): лирический монолог, рассуждение о безвозвратности прошлого.

  «Море»: романтическое двоемирие — море и небо стремятся друг к другу, но могут соединиться только во время сильной бури.

  «Эолова арфа»: баллада о любви бедного певца Арминия и дочери богача Минваны. Отец Минваны разлучает влюблённых, девушка тоскует, и только арфа напоминает ей о былом.

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (1799 — 1837) — гениальный поэт, прозаик и драматург, основоположник русской реалистической традиции в литературе.

Стихотворения

  «Пророк»: о путнике, которому в пустыне встретился серафим (ангел), одаривший его талантом и велевший «глаголом жечь сердца людей»; о роли поэта и поэзии.

  «Поэту»: совет поэту не прислушиваться к толпе и действовать по собственному вдохновению.

  «Осень»: пейзажная лирика; автор любит осень, в это время года его творчество на пике.

  «Брожу ли я вдоль улиц шумных...»: философское размышление о вечности мироздания и о конечности жизни.

  «Отцы-пустынники и жены непорочны...»: стихотворение-молитва; автор просит уберечь его от праздности (безделья) и празднословия, дать ему смирения, терпения и любви к ближнему.

  «На холмах Грузии...»: пейзажная лирика и размышления о далёкой возлюбленной. Светлое настроение («мне грустно и легко»).

  «Я вас любил...»: прощание с любимой прежде женщиной и пожелание ей быть любимой другим.

  «Погасло дневное светило...»: романтическое стихотворение, герой которого прощается со всем прошедшим и готовится к новой жизни.

  «Безумных лет угасшее веселье...»: философское размышление об окончании бурной юности и начале нового жизненного этапа.

Драматургия

«Моцарт и Сальери» (из цикла «Маленькие трагедии»): пожилой заурядный композитор Сальери не вынес зависти, которую испытывал к молодому гениальному композитору Моцарту, и отравил гения.

«Каменный гость» (из цикла «Маленькие трагедии»): развратник Дон Гуан соблазняет Дону Анну, мужа которой он недавно убил. Дон Гуан, насмехаясь, просит своего слугу Лепорелло пригласить к ним с Доной Анной Командора, покойного мужа Анны. И статуя Командора действительно появляется, увлекая Дона Гуана в ад.

Роман в стихах «Евгений Онегин»

Молодой дворянин Евгений Онегин приезжает в деревню, где живёт Татьяна Ларина. Девушка влюбляется в него и признаётся в этом в письме. Евгений достаточно строго отчитывает Ларину. Онегин провоцирует Ленского, и тот вызывает его на дуэль. Ленский гибнет, Онегин покидает деревню. Татьяна уезжает в Москву. Спустя некоторое время Онегин встречает уже замужнюю Татьяну и влюбляется в неё. Теперь Татьяна отказывает Евгению («я другому отдана; / Я буду век ему верна»).

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (1814 — 1841) — романтический и реалистический поэт, прозаик.

Стихотворения

  «Дума»: поэт размышляет о кризисе современного ему поколения, равнодушного ко всему.

  «Родина»: критикуя общество того времени, автор всё же любит Родину и верит в её народ.

  «Поэт»: сравнение поэта с боевым кинжалом, который пережил свою славу и пылится в забвении.

  «Я не унижусь пред тобою...»: гордый лирический герой раскаивается в своей безответной любви.

  «Как часто, пёстрою толпою окружён...»: горькая насмешка над неискренним (в метафоре — маскарадным) светским обществом.

  «Молитва» («В минуту жизни трудную...»): о молитве, которая приносит утешение в любом горе.

  «Выхожу один я на дорогу...»: природа находится в умиротворённом блаженстве, а человеческая душа волнуется и терзается вопросами бытия.

  «Пророк»: горькое стихотворение о том, что на поэтов смотрят и будут смотреть как на отверженных.

Роман «Герой нашего времени»

Роман в 6 частях. Молодой военный Григорий Печорин не может найти своего места в мире. Он крадёт девушку Бэлу, но быстро остывает к ней (Бэла гибнет), дружит и препирается с пожилым Максимом Максимычем, связывается с контрабандистами, влюбляет в себя и бросает княжну Мери, убивает на дуэли юнкера Грушницкого. Печорин — загадочная противоречивая натура, одновременно отражающая черты своего времени и вступающая с ним в противоборство.

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (1809 — 1852) — прозаик, драматург, один из корифеев русской реалистической традиции в литературе.

Поэма «Мёртвые души»

Помещик Павел Иванович Чичиков хочет разжиться на афере — скупить за бесценок недавно умерших крепостных, которые по ведомости ещё значатся живыми, и взять под залог этой собственности ссуду в банке. Он объезжает окрестности города NN, и их жители (Манилов, Коробочка, Собакевич, Плюшкин) охотно продают Чичикову несуществующих крепостных. Все помещики, продающие мёртвых душ, утратили лучшие человеческие качества (метафорически мертвы, то есть сами и есть мёртвые души).