Обязательные понятия, произведения школьного курса - М. В. Ткачева 2018


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ (1823 — 1886) — драматург, один из столпов русского национального театра.

Драмы

«Гроза»: Катерине трудно живётся в семье Тихона, её мужа: свекровь (Кабаниха) унижает женщину, муж молчит и не вступается. Катерина всё время предчувствует свою гибель, она в «предгрозовой» ситуации. Любовные свидания с молодым Борисом не становятся спасением. Катерина, не выдержав душевных мук, бросается с обрыва Волги и гибнет.

«Бесприданница»: красивая бесприданница Лариса Огудалова была увлечена «блестящим барином» Паратовым, но тот уехал из города. Трудно переживая расставание, девушка соглашается выйти замуж за неприглядного Карандышева. Паратов возвращается в город, и чувство Ларисы вспыхивает вновь, но её избранник предпочитает богатую невесту. Карандышев указывает, что Лариса — «вещь» для этих людей (Паратов, его друзья Кнуров и Вожеватов), но Лариса в гневе отвергает Карандышева, и тот убивает девушку.

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ГОНЧАРОВ (1812 — 1891) — прозаик, литературный критик, публицист.

Роман «Обломов»

Помещик Илья Обломов принципиально ленив. Жизнь (служба, светские радости, мода) видится ему бессмысленной. Друг Обломова Штольц пытается «разбудить» друга, но безуспешно. На время Обломов «оживает», когда влюбляется в Ольгу Ильинскую. Но потом лень опять берёт верх над героем. Ольга выходит замуж за Штольца, а Обломов сходится с квартирной хозяйкой и продолжает своё бесцельное существование.

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ (1818 — 1883) — прозаик-реалист, поэт, драматург, публицист.

Роман «Отцы и дети»

Окончив университет, Аркадий Кирсанов возвращается домой с другом Евгением Базаровым, нигилистом по убеждениям. Базаров отрицает искусство, культуру, любовь и всё, что не имеет практической пользы. Отец и дядя Кирсанова конфликтуют с Базаровым. Аркадий знакомит Евгения с Анной Одинцовой. Базаров ощущает любовь, так презираемую им прежде. Одинцова не отвечает Базарову взаимностью, предпочитая «спокойствие». Базаров возвращается к родителям, практикуется в медицине и умирает от заражения крови.

ФЁДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ (1803 — 1873) — романтический и реалистический поэт, философ, публицист.

Стихотворения

  «Silentium!»: словами очень сложно выразить мысли. Человек — целый мир, и гармонию он может обрести только в своей душе.

  «He то, что мните вы, природа...»: природа обладает душой и разумом, но мы не можем понять её язык.

  «Ещё земли печален вид...»: о весеннем оживлении природы и о пробуждении души к чувствам.

  «Как хорошо ты, о море ночное...»: шумит исполненное жизни море, и поэт мечтает слиться с ним, стать его частью.

  «Я встретил вас...»: воспоминания о любви пробуждают душу к жизни.

  «Эти бедные селенья...»: о многотерпеливости и тайной гордости русского человека.

  «Нам не дано предугадать...»: философское четверостишие об огромной силе слова и человеческого сочувствия, не дающего употребить это слово во зло.

АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ (1820 — 1892) — романтический поэт, переводчик, мемуарист.

Стихотворения

  «Ещё майская ночь...»: поэт живописует весеннюю ночь, в которой всё наполнено любовью и нежностью.

  «Шёпот, робкое дыханье...»: безглагольное стихотворение, описывающее ночное свидание.

  «Облаком волнистым...»: стихотворная миниатюра, в которой поэтизация движения (скачущий всадник, облако пыли) сменяется поэтизацией воспоминания (силуэт напоминает автору о давнем друге).

  «Ещё весны душистой нега...»: зимний пейзаж, отражающий предчувствие весны.

  «Заря прощается с землёю...»: автор поэтизирует красоту заката (символа конца жизни).

  «Это утро, радость эта...»: безглагольное восхищённое описание весеннего утра.

  «Поэтам»: стихотворение о сути поэтического творчества — умении запечатлеть невыразимое.

  «На железной дороге»: поезд как символ прогресса одушевляется и превращается в «змея огненного», на котором герой и его возлюбленная радостно движутся вперёд.

  «Сияла ночь. Луной был полон сад...»: пейзажное стихотворение, в котором искусство приравнивается к любви и противопоставляется обыденности.

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (1821 — 1878) — поэт, публицист.

Стихотворения

  «Поэт и гражданин»: диалог Поэта и Гражданина, в котором Гражданин призывает Поэта к активной жизненной позиции, а Поэт уклоняется, оправдывается и ведёт себя пассивно. Гражданин настаивает («Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»), и Поэт признаёт его правоту, называя гражданскую позицию священным долгом человека.

  «Элегия» (1874): поэт говорит о тяжёлой судьбе русского народа после отмены крепостного права. Обретя свободу, люди не избавились от нищеты.

  «Пророк»: новый поэтический образ пророка-революционера, готового погибнуть за народное счастье.

  «Зине» («Ты ещё на жизнь имеешь право...»): обращение умирающего поэта к жене. Некрасов просит не горевать о нём и утверждает единственной ценностью жизни служение народу.

  «Рыцарь на час»: описание ночной прогулки, во время которой поэт вспоминает покойную мать и мечтает покаяться перед ней, чтобы очиститься от суеты и тлена. При этом злорадный внутренний голос нашёптывает, что подвиги поэта — лишь в мечтах и на словах.

  «Я не люблю иронии твоей...»: обращаясь к возлюбленной, поэт предчувствует неизбежное угасание их чувств.

  «Умру я скоро...»: поэт подводит итоги жизни и просит у Родины прощения за то, что так мало смог сделать для народа.

  Из цикла «О погоде»: стихотворения цикла представляют собой трагические зарисовки из жизни Петербурга и его жителей. Страдания народа — основная тема цикла.

НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ ЛЕСКОВ (1831 — 1895) — писатель, публицист.

Рассказ «Тупейный художник»

Аркадий — «тупейный художник» (парикмахер и гримёр) в театре графа Каменского. Он влюблён в актрису Любовь Онисимовну, но актрису предназначают в любовницы графу. Аркадий решает увезти возлюбленную, но его хватают, пытают и отдают в солдаты. Спустя время Любовь Онисимовна получает записку от Аркадия, дослужившегося до офицерского звания и намеревающегося жениться на девушке. Однако утром Любовь Онисимовна узнаёт, что ночью дворник обокрал и зарезал офицера.

МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (1826 — 1889) — писатель, публицист.

Роман «История одного города»

Стилизация под летопись города Глупова. Глуповцам чрезвычайно не везло с градоначальниками: один зарезался огурцом, у другого вместо мозга был органчик, повторяющий «Разорю!» и «Не потерплю!», третий умер от переедания. Ещё у одного градоначальника была голова фаршированная, что не мешало ему управлять городом. Всё, что делали градоначальники, приносило только вред, но глуповцы это покорно сносили.

Заканчивается история города Глупова предчувствием страшных перемен.

ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ (1821 — 1881) — писатель, философ, публицист.

Роман «Преступление и наказание»

Нищий студент Родион Раскольников считает, что историю делают сверхлюди, которые «право имеют». Петербург, наполненный нищими и несчастными людьми, подталкивает студента к действиям. Чтобы доказать себе, что он не «тварь дрожащая», Раскольников убивает топором старуху-процентщицу — «вошь», не достойную, по мнению героя, жизни — и её сестру, не вовремя вернувшуюся домой.

Содеянное мучит Родиона. Облегчение приносят лишь беседы с истинно религиозной Соней Мармеладовой. Раскольникова окружают «двойники» — люди, поведение которых по-новому (зачастую уродливо) отражает его идею. Его друг Разумихин принципиально иначе исповедует порядочность. Лужин, жених сестры Раскольникова, демонстрирует, что станет с теорией Родиона, если каждый зациклится на себе. Свидригайлов, на которого работала сестра Родиона, иллюстрирует допустимость преступления. Следователь Порфирий Петрович, как и сам Раскольников, проверяет все теории жизнью — и убеждается в их ложности.

Раскольников сознаётся в преступлении. На каторге ему снится сон о трихинах (кошмар, в котором люди заражаются жестокостью и карают друг друга). После этого Раскольников осознаёт гибельность своей идеи и готовится к новой жизни.

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (1828 — 1910) — великий писатель, философ, публицист.

Роман-эпопея «Война и мир»

Действие развивается параллельно в семьях Болконских (старый князь и его дети — княжна Марья и князь Андрей, а также жена князя Андрея Лиза), Ростовых (граф и графиня Ростовы, дети Вера, Николай, Пётр и Наташа, племянница Соня) и Безуховых (Пьер Безухов, сын графа Кирилла, жена Пьера Элен Курагина, брат Элен Анатоль).

Роман отражает исторические события — войну 1812 года (Кутузов, Наполеон).

Светское общество обсуждает Наполеона. Андрей Болконский восхищён французским полководцем, Пьер Безухов не имеет мнения касательно Наполеона.

Умирает граф Кирилл Безухов, и Василий Курагин устраивает женитьбу Пьера на своей дочери Элен.

В семействе Ростовых праздник (день рождения Наташи), но Николай Ростов думает о войне и о своём возможном участии в ней.

Калейдоскоп персонажей позволяет увидеть каждое событие романа с разных точек зрения: так, для Андрея Болконского сражение под Аустерлицем — момент возможной славы и более позднее прозрение ценности всей жизни как таковой, для Кутузова — вынужденная жертва.

в противостоянии с Наполеоном, для Николая Ростова — бесчестие (Николай бежит с поля боя), о котором никто впоследствии не узнает.

После Аустерлицкого сражения старому князю Болконскому приходит ошибочное извещение о смерти сына. Жена князя Андрея умирает в родах, когда молодой Болконский возвращается домой.

Пьер несчастлив в браке, жена неверна ему. Он ищет себя и вступает в масонскую ложу.

Семья Ростовых даёт бал — первый для Наташи. На балу девушка знакомится с Андреем Болконским. Болконский делает Ростовой предложение, но (по настоянию отца Андрея) свадьба откладывается на год. Князь Андрей уезжает за границу. Николай Ростов хочет жениться на Соне, но не может себе этого позволить: Соня бесприданница, а финансовые дела Ростовых очень плохи.

Наташа приезжает в имение Болконских, чтобы познакомиться с будущим свёкром. Её принимают довольно холодно. В это же время Ростова знакомится с Анатолем Курагиным, который окружает её вниманием и даже предлагает тайно сбежать и пожениться. Побег предотвращён, но князю Андрею всё становится известно, и он не может смириться с неверностью своей невесты. Князь Андрей поступает в армию. Николай Ростов продолжает служить. Петя Ростов также добивается поступления в армию.

Пьер Безухов приезжает в Бородино, чтобы увидеть войну своими глазами. Увиденное приводит его в ужас. Теперь его цель — убить Наполеона. Однако планам Пьера не суждено осуществиться: его берут в плен французы.

В Бородинском сражении князь Андрей получает смертельное ранение.

Французская армия покидает Россию. Кутузов снимает с себя полномочия главнокомандующего. Пьер, будучи в плену, знакомится с Платоном Каратаевым и проникается народной теорией непротивленчества. При освобождении Пьера из плена гибнет Петя Ростов.

Николай Ростов женится на княжне Марье Болконской. Пьер узнаёт о гибели своей жены Элен. Он женится на Наташе Ростовой и становится отцом многодетного семейства.

Когда Пьер и Николай беседуют о судьбах России, к их разговору прислушивается Николенька, сын князя Андрея. Мальчик, как и его покойный отец, мечтает о славе.