Обязательные понятия, произведения школьного курса - М. В. Ткачева 2018


ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ КОНЦА XIX НАЧАЛА XX ВЕКА

АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (1860 — 1904) — писатель, драматург, публицист, врач.

Рассказы

  «Попрыгунья»: Ольга Ивановна — юная жена врача, модница, артистическая натура. Мужа она называет по фамилии — Дымов, ведёт себя с ним как с прислугой. Вокруг Ольги Ивановны всегда мужчины; с одним из них — художником Рябовским — у неё роман. А Дымов трудится на двух работах, чтобы обеспечить любимой необходимый уровень жизни. Но важность, незаменимость Дымова становится понятна жене, только когда он умирает.

  «Душечка»: Оленька по прозвищу Душечка испытывает постоянную потребность любить кого-то. Она безумно любит мужа — театрального распорядителя; после его смерти очень страдает, но вскоре влюбляется в управляющего складом леса. После 6 лет брака второй муж тоже умирает. Оленька очень горюет и находит себя в материнском чувстве к мальчику Сашеньке, сыну её квартиранта.

  «Случай из практики»: врач Королёв едет к заболевшей дочери фабриканта Ляликова. Лиза Ляликова — некрасивая несчастная женщина с больными нервами. Королёв размышляет о том, что несчастны и все члены семьи фабриканта, и рабочие, которые трудятся на него. Счастлива только гувернантка, которая ест стерлядь, пьёт мадеру и ни о чём не думает.

  «Дом с мезонином»: главный герой, художник-пейзажист, поселяется в имении помещика Белокурова, вскоре он знакомится с семьёй Волчаниновых, проживающей в усадьбе с мезонином (надстройкой в средней части дома). В семье две дочери — Лидия и Женя (Мисюсь). Лидия учительница, она считает себя трудовым человеком и презирает художника за праздность. У героя завязывается роман с Мисюсь, но Лидия настаивает на прекращении их отношений. Проходит много лет. В минуты одиночества рассказчик вспоминает дом с мезонином, и ему кажется, что и Мисюсь всё ещё помнит его и ждёт.

  «Дама с собачкой»: Дмитрий Гуров, отдыхая в Ялте, знакомится с хозяйкой белого шпица Анной Сергеевной. У них начинается роман. Гуров женат, и Анна Сергеевна замужем. Она стыдится своей слабости и считает, что Гуров потом сам не сможет её уважать. Отдых оканчивается, и любовники разъезжаются по домам. Но Гурову неспокойно: он понимает, что любит Анну Сергеевну. Дмитрий добивается встречи с ней и узнаёт, что Анна Сергеевна его тоже любит. Теперь они встречаются тайно. Двойная жизнь их мучит, но любовь лучшее, что у них есть.

  «Ионыч»: врач Дмитрий Ионович Старцев знакомится с семьёй Туркиных — по слухам, самыми талантливыми людьми города. Отец семейства ставит спектакли, его жена пишет, а их дочь Котик (Екатерина) играет на рояле. Старцев увлекается Котиком и делает ей предложение. Но Котик хочет посвятить себя музыке. Через время преуспевающий Старцев вновь приходит к Туркиным и поражается серости и однообразности их жизни. Позднее он и сам становится заурядным, опускается, толстеет. В городе его зовут просто «Ионыч».

Пьеса «Вишнёвый сад»

Любовь Раневская возвращается из Парижа в родное имение с вишнёвым садом. Однако имение разорено и скоро будет продано за долги. Купец Ермолай Лопахин объясняет, что сад нужно вырубить, а имение разбить на участки и сдать в аренду дачникам. Но это слишком прозаично для Раневской и её брата Гаева. Они надеются на чудо, но чуда не происходит: имение продано, и его новый хозяин Лопахин. Вишнёвый сад будет вырублен. Все уезжают, дом запирают. В заколоченном доме остаётся позабытый лакей Фирс. Слышен стук топора.

ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1870 — 1953) — писатель, поэт, переводчик.

Рассказы

  «Антоновские яблоки»: рассказчик вспоминает своё прошлое: тётку, её поместье, неспешную спокойную жизнь, охоту, запах деревьев и грибов и, конечно же, ароматные антоновские яблоки.

  «Господин из Сан-Франциско»: богатый господин из Сан- Франциско путешествует с женой и дочерью на пароходе «Атлантида». Их путешествие — воплощённая роскошь. Но по дороге на Капри господин умирает. Его тело отправляют в трюм, а жизнь на пароходе продолжается: всё те же завтраки и обеды, всё тот же шум моря.

  «Лёгкое дыхание»: красивая гимназистка Оля Мещерская на замечание классной дамы, что она ведёт себя не как девочка, сообщила, что уже стала женщиной — и совратил её брат классной дамы Малютин. Месяц спустя некрасивый офицер застрелил Олю, объяснив своё преступление тем, что Оля обещала быть его женой, а потом сказала, что никогда не любила его, и предложила прочесть страничку из дневника с описанием её «падения».

Классная дама регулярно ходит на могилу Оли и проводит там долгие часы. Она вспоминает, что Оля говорила подруге: красота — это чёрные ресницы, чёрные глаза, а главное — лёгкое дыхание.

  «Тёмные аллеи»: Николай Алексеевич, пожилой военный, останавливается на постоялом дворе. Хозяйка двора Надежда узнаёт его. В юности у них был роман, и Надежда так и не смогла полюбить другого. Николай Алексеевич с тоской думает, что его жизнь тоже не удалась: жену он любил, а она его бросила так же подло, как он сам бросил Надежду. Уезжая, Николай Алексеевич думает, что роман с Надеждой был лучшим событием его жизни.

Стихотворения

  «Крещенская ночь»: в ночь перед праздником Крещения природа волшебна и всё живое озарено высшей мудростью.

  «Одиночество»: Безрадостный осенний пейзаж. Герой переживает расставание с женщиной, которую считал женой. Герой грустно констатирует непоправимость ситуации и размышляет о том, чтобы купить собаку (символ преданности).

  «Последний шмель»: наблюдая за красивым шмелём, герой говорит о недолговечности счастья и жизни вообще.

  «Песня» («Я простая девка на баштане...»): написано от имени женщины, полюбившей рыбака и ожидающей его возвращения из далёкой Греции.

  «Ночь»: герой размышляет о красоте звёздного неба и о многих поколениях людей, наблюдавших эти звёзды. Он приходит к выводу, что нас объединяет с прошлым вечная красота.

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН (1870 — 1938) — писатель, переводчик.

Повести и рассказы

  «Олеся»: Иван Тимофеевич вынужден провести некоторое время в деревне в Полесье, и ему очень скучно. Он знакомится с местной «ведьмой» Мануйлихой и её красавицей-дочерью Олесей. Эти женщины избегают церкви и обладают некоторыми сверхъестественными умениями вроде заживления порезов. У Ивана Тимофеевича начинается роман с Олесей. Но деревенские жители ненавидят Мануйлиху и её дочь. Они избивают Олесю, и девушка с матерью спешно уезжают. В память об Олесе у Ивана Тимофеевича остаются только красные бусы.

  «Гранатовый браслет»: княгиня Вера Николаевна Шеина в день именин получает в подарок гранатовый браслет. Подарок прислал телеграфист Желтков, давно и безответно влюблённый в княгиню. Брат и муж Веры Николаевны считают такие подарки недопустимыми, поэтому возвращают браслет Желткову. Телеграфист признаётся, что растратил казённые деньги, и просит разрешения написать Вере Николаевне последнее письмо. На следующий день в газетах появляется новость, что Г. С. Желтков покончил с собой. Княгиня Вера получает письмо со словами «Да святится имя твоё» и с просьбой сыграть в память о Желткове «Аппассионату» Бетховена. Княгиня играет и чувствует, что Желтков простил её.

  «Гамбринус»: «Гамбринус» — пивная в портовом городе. Там играет на скрипке Сашка-еврей, хозяин собаки Белочки. Начинается русско-японская война, и Сашку призывают. Он направляет деньги родственникам, оставляет Белочку у буфетчицы «Гамбринуса» мадам Ивановой и уходит на войну. Через год возвращается, и его снова берут в «Гамбринус»: посетители очень любят Сашку. Начинаются еврейские погромы, но Сашку не трогают. Один из погромщиков, разозлившись, убивает Белочку. В «Гамбринусе» бывают сыщики. Один из них — Мотька Гундосый — ссорится с Сашкой, и Сашка разбивает об него скрипку. Сашку арестовывают. Через три месяца он выходит. На скрипке уже играть не может — рука искалечена. Играет посетителям «Гамбринуса» на губной гармошке.

Избранные стихотворения поэтов Серебряного века

ИННОКЕНТИЙ Фёдорович АННЕНСКИЙ (1855 — 1909) — поэт- символист, драматург, переводчик, критик.

  «Смычок и струны»: образы смычка и скрипки символизируют мужчину и женщину. Стихотворение рассказывает об их взаимоотношениях и прекрасной музыке, которая становится результатом их слияния.

КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ (1867 — 1942) — поэт- символист, переводчик, эссеист.

  «Россия»: автор поэтизирует Родину в нежном образе весенней природы, прекрасней которой нет ничего.

ФЁДОР КУЗЬМИЧ СОЛОГУБ (1863 — 1927) — поэт-символист, писатель, драматург, публицист.

  «Я — бог таинственного мира...»: лаконичное стихотворение, герой которого утверждает своё всемогущество, которое действует лишь в его внутреннем мире. Свобода для героя — ночь, покой, темнота.

ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ БРЮСОВ (1873 — 1924) — поэт-символист, писатель, драматург, переводчик, литературный критик, историк.

  «Родной язык»: герой называет язык и другом своим, и врагом: благодаря родному языку он может воплощать свои мысли и чувства, но всё же совершенство недостижимо, и нет слов для тончайших оттенков ощущений. Несмотря ни на что, поэт утверждает язык как бесценный дар.

НИКОЛАЙ СТЕПАНОВИЧ ГУМИЛЕВ (1886 — 1921) — поэт-символист, писатель, переводчик, литературный критик.

  «Ягуар»: стихотворение описывает сон лирического героя: он превращается в ягуара и несётся, ослеплённый страстями. Ягуару встречается Белая Невеста — нежная девушка, которая останавливает его. Ягуар замирает, с восхищением смотрит на Белую Невесту, но его разрывает в куски стая собак. Белая Невеста уходит, безмолвная и прекрасная.

ВЕЛИМИР ХЛЕБНИКОВ (1885 — 1922) — поэт-футурист, прозаик, переводчик, реформатор поэтического языка, «председатель земного шара».

  «Бобэоби пелись губы...»: попытка описать лицо с помощью ряда фонетических неологизмов, связанных между собой не значением, но звучанием.

ОСИП ЭМИЛЬЕВИЧ МАНДЕЛЬШТАМ (1891 — 1938) — поэт, писатель, переводчик, эссеист, литературный критик.

  «Ленинград»: лирический герой заново открывает знакомый с детства город и цепляется за него, как за драгоценную память, осознавая в то же время, что в этом городе, как и в этой жизни, уже нет для него места.

МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА (1892 — 1941) — поэт, писатель, переводчик.

  «Вы, идущие мимо меня.»: лирическая героиня противопоставляет себя толпе. Даже творчество не приносит утешения, ведь никто не способен в полной мере его прочувствовать.

ИГОРЬ СЕВЕРЯНИН (1887 — 1941) — поэт, основатель эгофутуризма.

  «Не завидуй другу.»: лирический герой ведёт диалог с самим собой, предостерегая от зависти в близких отношениях и призывая дорожить дружбой.