Обязательные понятия, произведения школьного курса - М. В. Ткачева 2018
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПИСАТЕЛЕЙ И ПОЭТОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ (1924 — 2001) — писатель, представитель деревенской прозы.
Повесть «Царь-рыба»
Игнатьич — удачливый рыбак. Однажды на его крючок попадается гигантская рыба. Рыба была таких размеров, что он было подумал позвать кого-нибудь на помощь, но, не желая делить улов, Игнатьич решает вытащить её сам. В борьбе с ней рыбак и сам оказывается в воде, опутанный собственными рыболовными снастями. Рыба тащит рыбака на дно. Перед лицом верной смерти Игнатьич задумывается о своей жизни и просит прощения у своей бывшей невесты Глаши, которую сильно обидел когда-то. И прощение приходит: рыба отпускает Игнатьича, давая ему шанс всё исправить.
ВАСИЛИй МАКАРОВИЧ ШУКШИН (1929 — 1974) — писатель, представитель деревенской прозы, сценарист, режиссёр, актёр.
Рассказ «Чудик»
Василий Егорыч Князев, которого жена зовёт Чудиком, постоянно попадает во всякие неприятности. Отправившись к брату на Урал, он то оставляет 50 рублей на кассе, посчитав их чужими и впоследствии постеснявшись за ними вернуться, то услужливо подхватывает выпавшую вставную челюсть своего попутчика, провоцируя его гнев. Чудик не понравился жене брата. Чтобы угодить женщине, он расписывает детскую коляску узорами. После этого жена брата требует, чтобы Чудик уехал, и Василию Егорычу приходится вернуться домой.
ФЕДОР АЛЕКСАНДРОВИЧ АБРАМОВ (1920 — 198З) — писатель, представитель деревенской прозы.
Роман «Братья и сёстры»
Роман об объединении народа перед лицом войны. Действие происходит на севере России в 1942 году. Под влиянием раненого фронтовика Лукашина Анфиса Минина выбрана новым председателем колхоза. В своей деятельности женщине приходится столкнуться с множеством трудностей: нехватка рабочей силы, продовольствия, кормов для скота; коррупция в органах власти. Время трудное: в семьи приходят похоронные письма с фронта. Степан Ставров, построивший крепкий двухэтажный дом, получил похоронку на сына. У Анны Пряслиной погиб муж: вся надежда теперь на 14-летнего сына Мишу. Иван Лукашин и Анфиса Минина влюблены друг в друга, но чувствам воли не дают: война требует от них полной самоотдачи.
ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ БЕЛОВ (1932 — 2012) — писатель, представитель деревенской прозы.
Повесть «Привычное дело»
Иван Африканыч Дрынов — крестянин, отец многодетного семейства. Его жена Катерина, родившая девятого ребёнка, сразу после родов идёт работать. У Катерины удар, её увозят в больницу. Время сенокоса, и Иван Африканыч тайком косит сено за деревней: колхоз выдаёт мало. Это обнаруживается. Сено конфискуют, и Африканыч решает ехать на Север на заработки. Он бросает Катерину, и женщине приходится самой выходить на сенокос, где её хватает второй удар, уже смертельный. А Иван Африканыч из-за неудач с билетами до Севера не доезжает и возвращается домой, где узнаёт о смерти жены. Корову Рогулю приходится зарезать, детей раздать — кого в приют, кого в училище, кого к дальним родственникам. А Иван Африканыч приходит на могилу к жене — тоскует по ней.
ВИКТОР ПЛАТОНОВИЧ НЕКРАСОВ (1911 — 1987) — писатель, публицист, основоположник военной прозы.
Повесть «В окопах Сталинграда»
Повесть о войне, написанная непосредственным участником боевых действий. Главный герой — лейтенант Керженцев. Под натиском немцев полки Красной армии отступают, переправляются через Дон и доходят до Сталинграда. В Сталинграде Керженцев и его друг Игорь Свидерский попадают в группу особого назначения. Жить останавливаются у знакомых. Керженцев и Свидерский живут почти мирной жизнью: купаются в реке, пьют чай с вареньем, гуляют с девушками. И тут немцы нападают на Сталинград.
Десять дней Керженцев дожидается приказа о взрыве промышленных объектов, но приказ так и не приходит: лейтенанта направляют в дивизию. Почти сразу ему приходится принять на себя командование батальоном. После нескольких удачных атак начинается серия неудачных; гибнут люди. Капитан Абросимов отказывается применять военную хитрость и настаивает на лобовой атаке. Почти половина батальона гибнет, Абросимова судят и отправляют в штрафбат. Керженцев снова идёт в наступление.
ВАЛЕНТИН ГРИГОРЬЕВИЧ РАСПУТИН (1937 — 2015) — писатель, публицист, представитель деревенской прозы.
Повесть «Прощание с Матёрой»
На Ангаре начинают строить электростанцию, и островную деревню Матёру планируется затопить. Молодёжь легко покидает Матёру, но для стариков оставить свои дома — страшный грех. Деревню поджигают, но никто не верит, что свой дом можно было сжечь нарочно. Дарья Пинигина на прощание омывает свой дом, как покойника. Настасья волнуется об убежавшей кошке. А смерть Матёры всё ближе; под конец это начинает пугать даже молодых. Матёра пустеет.
ВАСИЛЬ ВЛАДИМИРОВИЧ БЫКОВ (1924 — 2003) — писатель, публицист, общественный деятель, представитель военной прозы.
Повесть «Сотников»
Сотников и Рыбак получили задание добыть продовольствие для партизан. Взяв овцу у старосты деревни, шли лесом, наткнулись на немцев. Сотников был ранен. Они с Рыбаком добрались до ближайшей деревни и остановили у Демчихи — матери четверых детей. Там их обнаружили пришедшие с обыском немецкие полицаи. В подвал вместе с Сотниковым и Рыбаком попали также староста деревни, Демчиха и девочка Бася. Рыбак старался на допросах не раздражать полицаев, потому что видел сломанные пальцы.Сотникова с вырванными ногтями. Сотников же пытался убедить немцев отпустить Рыбака. Пленных вывели из подвала на ликвидацию, и Рыбак, чтобы избежать смерти, выразил желание служить в полиции. Остальных повесили. А Рыбак вдруг осознал, что дальше ему некуда бежать.
КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ ВОРОБЬЁВ (1919 — 1975) — писатель, представитель военной прозы.
Повесть «Убиты под Москвой»
1941 год. Курсанты идут на фронт. Пулемётов нет, нужно рыть окопы. Выясняется, что в соседней деревне немцы. Немцы окружают роту. Необходимо прорвать окружение. Рота занимает село. Алексей — главный герой, в первом бою испытывает отвращение, убивая немца. Рота движется к лесу, но оттуда наступают танки и пехота немцев. После боя Алексей и капитан Рюмин видят в небе сражение советских «ястребков» с «мессершмиттами»: «ястребки» гибнут. Капитан Рюмин стреляется. Появляются немецкие танки, и один из них Алексею удаётся подбить. Вся рота погибла, и Алексей пробирается на восток.
АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН (1918 — 2008) — писатель, публицист, общественный деятель.
Рассказ «Один день Ивана Денисовича»
Описывается один день лагерной жизни Ивана Денисовича Шухова, заключённого номер Щ-854, арестованного за измену Родине. Тяжёлый и бессмысленный труд, страх обысков, разного рода опасности и унижения — это обычный день заключённого, почти счастливый.
ЮРИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ ТРИФОНОВ (1925 — 1981) — писатель, представитель городской прозы.
Повесть «Дом на набережной»
Москва, 1970-е годы. Литературовед Вадим Глебов случайно встречает своего одноклассника Лёвку Шулепникова по прозвищу Шулепа. Лёва опустился, пьёт, работает грузчиком. Глебов вспоминает, как в 30-е годы, во времена их детства, Шулепа жил в роскошном доме на набережной и носил кожаные штаны. Глебов завидовал ему.
В том же доме на набережной жила ещё одна одноклассница Глебова — Соня Ганчук, дочь его научного руководителя. Близкие отношения Вадима и Сони продолжались до тех пор, пока в институте не начались идеологические преследования профессора Ганчука. Вадим ушёл в сторону, присоединиться к защитникам профессора (в числе которых был и Шулепа) не захотел. В результате Глебов стал обеспеченным человеком, не ощущающим вины за подлость, совершённую когда-то.
АЛЕКСАНДР ВАЛЕНТИНОВИЧ ВАМПИЛОВ (1937 — 1972) — драматург, прозаик.
Пьеса «Старший сын»
Володя Бусыгин и его приятель Сильва опоздали на электричку и ищут, где переночевать. Они заходят в дом Сарафановых и рассказывают несусветную историю о том, что Володя — незаконный старший сын Андрея Сарафанова. Неожиданно Сарафанов проникается к Володе доверием, делится проблемами своих «младших» детей: Нина выходит замуж и уезжает, школьник Васенька безответно влюблён в соседку Макарскую. Снова опоздав на электричку и задержавшись у Сарафановых, Бусыгин знакомится с женихом Нины, в которую Володя уже влюбился. Жених ему категорически не нравится. Бусыгин убеждает Нину, что нельзя оставлять отца, и признаётся, что не сын Сарафанова. Нина рассержена, но Андрей Сарафанов слышать ничего не хочет: Бусыгин его сын, это не обсуждается. Бусыгин обещает каждый день навещать Сарафанова, но не уходит — снова опаздывает на электричку.
БЕЛЛА АХАТОВНА АХМАДУЛИНА (1937 — 2010) — поэт, писатель, переводчик.
«Цветы»: сытое благополучие оранжерейных цветов пугает лирическую героиню. Говоря о цветах, но подразумевая себя, она боится утраты подлинного — настоящих ощущений, действительной жизни.
ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕВТУШЕНКО (1932 — 2017) — поэт, писатель, сценарист, публицист.
«Молитва перед поэмой»: «поэт в России — больше, чем поэт», он должен дать оценку своему времени. И лирический герой обращается к поэтам прошлого за помощью. У Пушкина он просит лёгкого слога, у Лермонтова — едкости и скрытой доброты, у Некрасова — ощущения боли за судьбу народа, у Блока — способности к предвестию и прочувствованию таинственного, у Пастернака — ощущения связи человека с природой, у Есенина — нежности ко всему сущему, а у Маяковского — решительности и способности прорубиться через любое сопротивление, чтобы сказать своё слово.
АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ ВОЗНЕСЕНСКИЙ (1933 — 2010) — поэт, архитектор.
«Озеро Свитязь»: восхищённое воспоминание о прекрасном озере Свитязь (Волынская область). Лето сменяется осенью, дарящее прохладу озеро становится омутом, в озере таятся все времена, и лирический герой возвращается в своё детство, а потом и в далёкое небывалое Средневековье.
ИОСИФ АЛЕКСАНДРОВИЧ БРОДСКИЙ (1940 — 1996) — выдающийся поэт, драматург, переводчик, эссеист.
«Не выходи из комнаты...»: ироничный монолог лирического героя, призывающего не выходить из комнаты, отказаться от Солнца в пользу сигарет «Шипка», не ездить на такси и не вступать в отношения с девушками. Стена и стул этой комнаты приравниваются к самым интересным вещам на свете. За пределами комнаты — только страдание. Лирический герой призывает довольствоваться этим домашним неуютом и больше ничего не писать — зачем?
НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ РУБЦОВ (1936 — 1971) — поэт.
«Добрый Филя»: Филя, живущий в простой избе «без газа и ванной», — славный работящий человек, почти сказочный персонаж в силу своего бескорыстия. Молчаливый неприметный герой современности не привлекает к себе внимания («А о чём говорить?»).
БУЛАТ ШАЛВОВИЧ ОКУДЖАВА (1924 — 1997) — поэт, прозаик, автор-исполнитель.
«Полночный троллейбус»: ночной троллейбус становится для лирического героя волшебным помощником, другом, выручающим в сложной ситуации, снимающим боль чудом. Его молчаливая доброта указывает на то, что мир в принципе добр и ещё не всё потеряно.
ВЛАДИМИР СЕМЁНОВИЧ ВЫСОЦКИЙ (1938 — 1980) — поэт, актёр, автор-исполнитель.
«Баллада о борьбе»: в стихотворении говорится о послевоенном поколении, к которому относится и сам автор. Жестокость войны не коснулась этих детей: война была для них только полем выяснения собственных сил и возможностей. Мальчишки дрались и взахлёб читали книги о той жизни, которая виделась им настоящей. И вдруг всё изменилось.
Взрослая жизнь расставляет всё по своим местам: если, «слёзы на ус намотав», ты продолжаешь бороться — значит, ты читал в детстве нужные книги. А если поглядываешь на всё со стороны, не принимая участия, — ты в жизни «ни при чём».