Изучение текста художественного произведения - Б. О. Корман 1972
Введение
Важнейшим завоеванием советского литературоведения является теоретическая разработка проблемы автора, способствующая пониманию художественного произведения в его целостности и анализу текста в единстве содержания и формы. Уже имеется немало работ, в которых проблема автора с большей или меньшей степенью полноты раскрывается на материале творчества отдельных писателей и целых периодов истории русской литературы. Однако для знакомства с ними нужна предварительная теоретическая подготовка. Кроме того, значительная часть этих работ рассеяна по специальным сборникам, которые издавались небольшими тиражами и поэтому мало доступны широкому читателю. В учебной и методической литературе (вузовских и школьных учебниках, книгах для учителей) проблема автора почти не рассматривается.
Настоящее пособие должно дать студенту-заочнику возможность ознакомиться с проблемой автора и научить его пользоваться этим понятием для анализа текста художественного произведения. Это определяет содержание и структуру пособия.
Каждый из разделов пособия включает теоретический материал, образцы анализа текста, контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы.
В теоретической части выявляются разные значения слова «автор», проводится четкое разграничение между автором биографическим и автором как теоретико-литературной категорией; вводятся основные понятия, необходимые для анализа текста произведений всех трех литературных родов (субъект речи; объект речи; идейно- эмоциональная, физическая и временная точки зрения и т. д.); рассматриваются понятия, специфичные для каждого литературного рода (например, «повествователь» и «рассказчик»—для эпического произведения, «лирический герой» — для лирики и т. д.).
Для анализа использованы отрывки из произведений классической русской литературы XIX века, входящих в вузовскую программу, а в большинстве случаев — и в школьную программу. Последнее обстоятельство позволит студенту-заочнику привлечь настоящее пособие при изучении курса истории русской литературы XIX века, методики преподавания литературы, а также при прохождении педагогической практики. Кроме того, материал пособия может быть широко использован учителем- словесником в школе. Особенно он будет полезен при организации факультативных занятий, требующих глубокого внимания к тексту художественного произведения.
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы помогут проверить качество усвоения материала.
В заключение приводится список (с краткой характеристикой) рекомендуемой литературы, к ознакомлению с которой можно перейти после усвоения материала данного пособия.
Каковы же формы работы над пособием? Приступить к его изучению нужно после летней сессии второго года обучения, когда начинается чтение лекций по русской литературе XIX века, и продолжать работу вплоть до четвертого курса. Мы настоятельно советуем конспектировать текст пособия, обращая при этом особое внимание на формулировки и определения. После изучения каждого раздела пособия надо дать письменные ответы на контрольные вопросы. Для проверки правильности ответов нужно сопоставить их с конспектом. Целесообразно выполнять письменно и задания для самостоятельной работы. Это не только поможет студенту-заочнику проверить, насколько он овладел методикой анализа, но и послужит ему материалом для подготовки к курсовым и государственным экзаменам и для проведения уроков в школе.
Все разделы пособия логически связаны между собой. Поэтому, перед тем как начинать изучение нового раздела, необходимо восстановить в памяти основные положения предыдущего, перечитав соответствующее место конспекта.
В начале ряда разделов студенту-заочнику рекомендуется предварительно повторить соответствующие главы и параграфы из пособий по введению в литературоведение. Не следует пренебрегать этой работой, рассчитывая на ранее полученные знания. Опыт показывает, что материал курса «Введение в литературоведение» в процессе дальнейших занятий нуждается в более глубоком осмыслении и дополнительном изучении.
Наконец, еще одно пожелание. Форсировать работу над пособием нецелесообразно. Хотя излагаемый в нем материал вполне доступен студенту-заочнику, не нужно забывать, что он довольно сложен, а рекомендуемые методы анализа текста новы и непривычны. Поэтому пособие лучше изучать медленно, небольшими разделами, но обязательно систематически, постоянно возвращаясь к уже прочитанному. Такая методика обеспечит прочность и основательность знаний.
Несколько замечаний практического характера.
1. В пособии цитаты приводятся по следующим изданиям:
В. Г. Белинский. Поли, собр. соч., в 13-ти т. М., Изд-во АН СССР, 1953 — 1959.
А. С. Грибоедов. Соч. М., Гослитиздат, 1953.
А. С. Пушкин, Поли. собр. соч., в 10-ти т. М,-Л., Изд-во АН СССР 195 1951.
М. Ю. Лермонтов. Соч., в 6-ти т. М.-Л., Иэд-во АН СССР, 1954 — 1957.
Н. В. Гоголь. Собр, соч., в 6-ти т. М., Гослитиздат, 1959.
И. С. Тургенев. Поли. собр. соч., в 12-ти т. М., Гослитиздат, 1953 — 1958.
Л, Н. Толстой. Собр. соч., в 14-ти т. М., Гослитиздат, 1951 — 1953.
А. А. Фет. Поли. собр. стихотв. Л., «Советский писатель», 1959 (Б-ка поэта. Большая серия, изд. 2).
А. П. Чехов. Собр. соч., в 12-ти т. М., Гослитиздат, 1960 — 1964.
Во всех случаях после цитаты в скобках указывается римской цифрой том, арабскими—страницы. Если цитаты приводятся по однотомнику, в скобках указываются страницы.
2. В библиографических списках к темам для самостоятельной работы рекомендуются издания, в которых представляет интерес для данной темы справочный аппарат (вступительная статья, послесловие, комментарии, приложения, варианты). При отсутствии на местах указанные издания могут быть заменены другими.
3. Именные и предметные указатели к собраниям сочинений, как правило, содержатся в последнем томе.
4. В цитатах, там, где это особо не оговорено, курсив наш.