Изучение текста художественного произведения - Б. О. Корман 1972


РАЗНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА АВТОР

Слово «автор» употребляется в литературоведении в нескольких значениях. Прежде всего оно обозначает писателя, реально существующего человека. Когда мы, например, говорим: «Над романом «Евгений Онегин» автор работал с 1823 по 1830 год», — под словом «автор» мы подразумеваем «биографического» А. С, Пушкина, родившегося в 1799 году и смертельно раненного на дуэли в 1837 году.

В других случаях слово «автор» может означать некий взгляд на действительность, выражением которого является все произведение. Именно такой смысл приобретает это слово в высказываниях типа: «Автор в лирике Некрасова — это передовой русский человек 40-70-х годов XIX века».

Наконец, это слово используется для обозначения некоторых явлений, характерных для отдельных жанров и родов. Так, когда анализируется эпикоповестновательное произведение, под словом «автор» подразумевают повествователя. При анализе лирики говорят об авторе, имея в виду особую форму выражения авторского сознания, отличную от лирического героя.

Такого рода многозначность крайне нежелательна для научного термина (слова, точно обозначающего определенное понятие, применяемое в науке). Надо стремиться к полной однозначности термина, хотя практически это не всегда удается.

В дальнейшем изложении мы будем употреблять слово «автор» преимущественно во втором значении (автор как некий взгляд на действительность, выражением которого является все произведение). Кроме того, нам придется обращаться к этому слову и при анализе лирической поэзии для обозначения особой формы выражения авторского сознания, отличной от лирического героя.

Автор как некий взгляд на действительность, выражением которого является все произведение; автор — повествователь; автор как особая форма выражения авторского сознания в лирике, отличная от лирического героя, — все это явления различные, но родственные, ибо все они представляют собой художественные образы, что принципиально отличает их от автора биографического, который является не художественным образом, а живым, реальным человеком. Между тем смешение их встречается особенно часто. На реального, исторически существовавшего писателя переносятся эпизоды биографии и черты душевного строя созданного им художественного образа. И, наоборот, говоря о художественном образе, на него распространяют факты жизни и индивидуальные особенности внутреннего мира автора биографического.

Смешение второго и третьего значений слова «автор», разумеется, нежелательно; но еще более нежелательно смешение их с первым значением слова «автор» (автор биографический).